Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Формирование системы местного самоуправления, способствующей эффективному решению, как публичных, так и гражданских дел, рассматривается в качестве одной из приоритетных задач строительства Российской государственности на демократических принципах.
Закрепив местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий его институционализации и развития, в том числе и финансовой деятельности, благодаря которой обеспечивалось бы не только хозяйственная самостоятельность муниципальных образований, но и качество решения вопросов местного значения, а в конечном итоге и уровень благосостояния населения.
Введение
Актуальность темы исследования. Формирование системы местного самоуправления, способствующей эффективному решению, как публичных, так и гражданских дел, рассматривается в качестве одной из приоритетных задач строительства Российской государственности на демократических принципах.
Закрепив местное
Федеральные законы «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
1995 г. [3] и «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации»
[4] заложили организационно-правовой фундамент
материально-финансовых основ местного
самоуправления. Однако в сложившихся
социально-экономических
Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного и всестороннего исследования материально-финансовых основ местного самоуправления. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей укрепления материально-финансовой основы местного самоуправления, что в конечном итоге и определило актуальность и выбор темы настоящей работы.
Состояние и степень разработанности проблемы. В научной литературе имеется ряд работ по конституционному, административному, финансовому и муниципальному праву, посвященные изучению данной проблемы. Появились исследования, в которых затрагиваются отдельные правовые вопросы формирования материально-финансовой базы местного самоуправления. К их числу относятся работы Г.В. Атаманчука, В.Г. Вишнякова, Ю.Е. Веденеева, Г.А. Гладышева, Н.А. Емельянова, А.Е. Козлова, О.Е. Кутафина, В.Н. Кудрявцева, И.И. Овчинникова, В.И. Фадеева и многих других авторов.
Однако исследований, которые были бы специально посвящены изучению материально-финансовой базы местного самоуправления, в достаточной мере не проведено.
Цель курсовой работы: анализ материально-финансовых основ местного самоуправления.
В соответствии с выбранной целью основными задачами исследования были определены:
1. выделение понятия и
структуры материально-
2. рассмотрение специфики формирования и управления муниципальными финансами.
Объектом исследования является материально-финансовая основа местного самоуправления.
Предмет исследования – сущность и состав материально-финансовой основы местного самоуправления, особенности формирования и управления муниципальными финансами.
1. Материально-финансовое обеспечение местного самоуправления
1.1. Понятие материально-
Для выполнения своих задач
муниципальные образования
Во всем мире финансовая
автономия является существенной составной
частью местного самоуправления. В
ст. 9 Европейской Хартии о местном
самоуправлении записано, что органы
местного самоуправления имеют право
на обладание средствами, которыми
они могут свободно распоряжаться
при осуществлении своих
Термин финансово-
Под экономической основой местного самоуправления ученые понимают совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся в результате деятельности населения, проживающего в пределах муниципального образования, и органов местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения [12, c. 118].
Ряд учeных вместо терминов «экономическая» и «финансовая» используют термин «материально-финансовая» основа [10, c. 121]. Другие исследователи объединяют финансовую и экономическую основы в одну [9, c. 230], давая определение понятия «финансово-экономическая» основа в совокупности, придерживаясь структуры Закона «Oб общих принципах организации местного самоуправления» [3].
Как нам представляется, понятие финансовой основы несколько уже, чем экономической, так как первая является составной частью второй и они соотносятся как часть и целое. При этом экономическая и финансовая основы взаимосвязаны и взаимозависимы. Это и позволяет включить в состав экономической основы финансовую и объединить их под общим названием – финансово-экономическая основа.
Тем, что понятие экономические основы шире, чем финансовые объясняется и действие законодателя, который в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. сменил название главы с «финансово-экономическая основа местного самоуправления» на «экономическая основа местного самоуправления» [4].
В юридической литературе
нет единого подхода к
Как институт муниципального
права финансовые основы местного самоуправления
представляют собой совокупность правовых
норм, закрепляющих и регулирующих
общественные отношения, связанные
с формированием и
Итак, опираясь на положения Федерального закона 2003 г., определим материально-финансовую основу местного самоуправления как совокупность находящейся в муниципальной собственности имущества, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований.
1.2. Состав и
использование материально-
Как было отмечено ранее, материально-финансовая
основа местного самоуправления включает
находящееся в муниципальной
собственности имущество, средства
местных бюджетов, а также имущественные
права муниципальных
Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 г., в состав муниципального имущества входит:
- имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
- имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений [5].
Федеральный закон 2003 г. конкретизирует
состав муниципального имущества, которое
может находиться в собственности
поселений, муниципальных районов
и городских округов. По закону в
муниципальной собственности
Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на две основные группы:
1. имущество, позволяющее
вести хозяйственную
2. имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления [14, c. 218].
Имущество первой группы закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Оно позволяет хозяйствующим субъектам функционировать, а в ряде случаев – извлекать прибыль и платить в бюджет налоги и сборы. Имущество второй группы, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну соответствующего муниципального образования.
Органы местного самоуправления
от имени муниципального образования
самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются
и управляют муниципальным
Порядок и условия приватизации
муниципальной собственности
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы.
Муниципальная собственность признается и защищается государством, как и государственная, частная или иные формы собственности.
Каждое муниципальное
образование должно иметь собственный
бюджет (местный бюджет). Бюджетный
кодекс РФ определяет местный бюджет
как форму образования и
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. С разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
В Европейской Хартии местного самоуправления (ст. 9) сформулированы следующие основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:
- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;
- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;
- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления [1].
В зарубежных странах местные бюджеты формируются на территориях административных единиц, имеющих, как правило, выборные (представительные) органы управления. В Великобритании местные бюджеты существуют в графствах, округах и городах; в Германии – в общинах, районах и городах; во Франции – в коммунах, департаментах и регионах; в Японии – в префектурах, районах и городах; в Италии и Бельгии – в коммунах и провинциях; в Дании, Норвегии, Швеции – в сельских и городских коммунах и т.д.
Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства субъектов
хозяйствования. К ним относятся:
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
Информация о работе Материально-финансовое обеспечение местного самоуправления