Материально-финансовое обеспечение местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Формирование системы местного самоуправления, способствующей эффективному решению, как публичных, так и гражданских дел, рассматривается в качестве одной из приоритетных задач строительства Российской государственности на демократических принципах.
Закрепив местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий его институционализации и развития, в том числе и финансовой деятельности, благодаря которой обеспечивалось бы не только хозяйственная самостоятельность муниципальных образований, но и качество решения вопросов местного значения, а в конечном итоге и уровень благосостояния населения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

- отсутствие прозрачности в исполнении местного бюджета;

- неэффективный контроль за целевым использованием бюджетных средств;

- отсутствие оперативной информации о произведенных расходах, что затрудняет расчет необходимых заемных средств;

- нерационально большой уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков и т.п.

Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что  все расчеты с поставщиками продукции  и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы  с единого счета, на который поступают  все доходы бюджета. Главные цели перехода на казначейское исполнение бюджета – установление оперативного контроля над целевым использованием бюджетных средств и ходом  исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей, повышение  точности планирования и обоснованности использования средств за счет централизованного  управления финансовыми потоками.

Основными результатами казначейского  исполнения бюджета должны стать:

- обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств;

- обоснованное планирование смет расходов;

- получение оперативной информации о состоянии бюджетных счетов в разрезе учреждений, отраслей, статей расходов;

- оптимизация бюджетных  потоков.

В результате введения казначейского  исполнения бюджета распорядители  расходов отделены от получателей; потоки доходов и расходов централизованы и оптимизированы, обеспечивается гибкое маневрирование ресурсами. Практический опыт показал, что с введением  казначейского исполнения бюджета  исключается возможность нецелевого использования бюджетных средств, а их экономия за счет ускорения оборота составляет до 10-15%.

Казначейское исполнение местного бюджета в настоящее  время осуществляется в разных муниципальных  образованиях по одной из двух схем.

Первая схема предусматривает  создание в муниципальном образовании  своего муниципального казначейства, как правило, в составе финансового  органа администрации. Распорядители бюджетных средств открывают в муниципальном казначействе лицевые счета. Казначейство играет роль кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно проверяет правильность заявок распорядителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюджетной росписи и оплачивает счета поставщиков. На расчетные счета бюджетных организаций перечисляются только расходы на заработную плату работников. Вторая схема предусматривает заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения местного бюджета с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать муниципальному образованию в заключении такого соглашения.

Переход на казначейское исполнение бюджета – сложная процедура, требующая создания соответствующих  компьютерных программ и баз данных о распорядителях и получателях  бюджетных средств, обучения персонала. В настоящее время на рынке  программных продуктов присутствует несколько программ казначейского  исполнения местных бюджетов, разработанных  разными внедренческими организациями. Каждый из продуктов имеет достоинства  и недостатки; при этом муниципальные  образования внедряют у себя разные модели. Отсутствие унифицированного программного обеспечения приведет к негативным последствиям, осложняя обмен информацией.

Эффективным инструментом муниципальной  финансовой политики может быть использование  финансово-кредитных отношений. Согласно Федеральному закону 2003 г. [5] муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства, в т.ч. за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Бюджетный кодекс РФ определяет, что органы местного самоуправления имеют право на заключение кредитных  соглашений и договоров, получение  муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальные облигации, жилищные сертификаты), получение бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, выдачу муниципальных гарантий. В этих случаях у муниципального образования возникает муниципальный долг.

Муниципальный долг – это  совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью  и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную  казну [5, c. 94].

Согласно Бюджетному кодексу  РФ предельный объем муниципального долга не должен превышать объем  доходов местного бюджета без  учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Краткосрочные муниципальные  заимствования используются для  покрытия временных дефицитов местных  бюджетов. В условиях финансовой нестабильности доверие коммерческих банков к муниципальному образованию как заемщику невелико. Поэтому в муниципальной практике преобладают краткосрочные займы, необходимые для решения отдельных  неотложных проблем.

Муниципальное образование  обязано ежегодно разрабатывать  программу заимствований, в которую  включаются объемы заимствований на очередной финансовый год, общие  объемы заимствований с учетом предыдущих лет и расходы на погашение  долговых обязательств. Программа заимствований  утверждается представительным органом  местного самоуправления одновременно с утверждением бюджета.

Для комплексного решения  задач развития местная власть должна иметь представление обо всех финансовых ресурсах, образующихся и  используемых на территории муниципального образования. Этой цели служит территориальное  сводное финансовое планирование, с  помощью которого объединяются различные  виды финансовых планов: финансовые планы  хозяйствующих субъектов, местного бюджета, баланс денежных доходов и  расходов населения. Эти планы отражают отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения части национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Для расчета абсолютной величины финансовых ресурсов территории муниципального образования составляется сводный  баланс финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства бюджета, внебюджетных фондов, средства ведомств и предприятий. Этот баланс входит в систему сводного финансового баланса РФ и сводных  финансовых балансов субъектов РФ.

Территориальный финансовый баланс муниципального образования  обеспечивает последовательное и взаимосвязанное  отображение движения финансовых ресурсов: процесса их образования, передачи в  централизованные фонды государства  и фонды субъекта РФ, получения  ресурсов со стороны, формирования доходов  и их использования. Сводный финансовый баланс фиксирует только годовые  обороты ресурсов и не предназначен для отображения их остатков на начало и конец года.

Сводный финансовый баланс территории состоит из четырех разделов:

I. Доходы.

II. Расходы.

III. Превышение доходов  над расходами и расходов над доходами.

IV. Источники финансирования дефицита бюджета.

Сумма данных раздела I дает объем образованных на территории финансовых ресурсов (без средств населения). Итоги раздела II представляют собой  объем затрат (без средств населения), произведенных на территории. Итоги  раздела III характеризуют баланс доходов  и расходов. В разделе IV отражены источники покрытия дефицита бюджета.

При разработке сводного финансового  баланса территории используются данные местных экономических, финансовых, налоговых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных  органов государственной власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития территории, данные местного бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Местное самоуправление выступает  как одна из фундаментальных основ  политической системы и важнейший  элемент формирующегося в России гражданского общества. Это самая  близкая к человеку власть, до которой, как говорят, рядовой гражданин  может дотянуться рукой. Местная  власть призвана решать большинство  повседневных проблем, связанных с  жизнедеятельностью населения. И от того, насколько эффективно работают поселковые, районная или городская  администрация судят о деятельности всего государства в целом.

В заключении целесообразно  отметить, что в настоящее время  имеют место проблемы становления  самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Назрела  необходимость в корне поменять концепцию бюджетного регулирования, в основе которой должен стать  принцип разграничения бюджетных  полномочий. Каждый уровень власти должен знать за что он отвечает и на что он может и должен тратить средства. В основе решения проблемы создания нормальных финансовых основ местного самоуправления должно лежать не перераспределение бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а разграничение доходов в соответствии с теми объективными полномочиями, которые каждый орган имеет.

Именно в этом направлении  необходима серьезная работа для  создания отлаженного механизма  обеспечения органов местного самоуправления соответствующими финансовыми ресурсами. В рамках реализация такого подхода  необходимо определить данные полномочия, механизм и порядок их передачи на уровень местного самоуправления, закрепить  необходимые источники финансирования, обеспечить их передачу для исполнения переданных полномочий органами местного самоуправления.

Сегодня муниципалитетам  перераспределяют средства через федеральный  и областной бюджеты. Необходимо же, чтобы средства эти закладывались  в местные бюджеты на стадии их формирования, т.е. обойтись без их массового изъятия. Необходимо оптимизировать финансовые потоки между уровнями власти для устранения перекрестного финансирования.

На местном уровне сами руководители муниципалитетов должны составлять текущие социально-экономические  прогнозы с определением точек роста  на базе существующих налогоплательщиков, так и разрабатывать программу  перспективного развития территории муниципального образования. Такие программы позволят повысить инвестиционную привлекательность  конкретной территории, а также проводить  эффективную политику развития социально-экономического потенциала муниципального образования, регулируя налоговое бремя для  местных производителей. Кроме этого  местным органам власти необходимо самостоятельно развивать экономический  потенциал территории, создавая прибыльные муниципальные предприятия, а для  реализации крупных проектов объединять свои усилия с соседними муниципалитетами.

Таким образом, решать проблемы становления и активного развития местного самоуправления в РФ необходимо на разных уровнях и в разных направлениях. Но есть одно требования для успешного  развития местного самоуправления –  это комплексное решения стоящих  проблем. Несмотря на то, что все  эти проблемы взаимосвязаны, решая только одну проблему невозможно будет решить все остальные. Это должны понимать все стороны как представители государственных органов, так и муниципальных в особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 36.

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. – 2009. – № 7.

3. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 01.09.1995. – № 170.

4. Федеральный закон от 25.09.97 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2004). // www.consultant.ru.

5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009). // www.consultant.ru.

6. Бабич А.М., Павлова Н.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 687 с.

7. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. – М.: Изд-во Московского университета, 1971. – 282 с.

8. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М.: Юстицинформ, 2009. – 395 с.

9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. – М.: Юристъ, 2007. – 559 с.

10. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие. / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. – М.: Инфра-М, 2008. – 216 с.

11. Пешин Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации. – М.: Статус, 2009. – 448 с.

12. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Банки и Биржи,

 

 


Информация о работе Материально-финансовое обеспечение местного самоуправления