Материально-финансовое обеспечение местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Формирование системы местного самоуправления, способствующей эффективному решению, как публичных, так и гражданских дел, рассматривается в качестве одной из приоритетных задач строительства Российской государственности на демократических принципах.
Закрепив местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий его институционализации и развития, в том числе и финансовой деятельности, благодаря которой обеспечивалось бы не только хозяйственная самостоятельность муниципальных образований, но и качество решения вопросов местного значения, а в конечном итоге и уровень благосостояния населения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения, и объекты для отдыха. Нередко в общем объеме муниципальных финансов средства предприятий, направляемые на социальное развитие, занимают значительный удельный вес.

Государство предоставляет  органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для  обеспечения потребностей населения.

Важнейшей гарантией служит гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники  доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

Самостоятельность формирования местных бюджетов заключается в  том, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль за исполнением и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами, контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований.

Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у  муниципальных образований собственных  источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

В соответствии с законодательством  в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается  финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных  федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

При недостатке собственных  финансовых средств муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства. От имени местного сообщества они имеют право прибегать  к заимствованиям только тогда, когда  иное финансирование расходов недоступно или экономически нецелесообразно. Заемные финансовые ресурсы могут  привлекаться путем выпуска муниципальных  ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов. Право  осуществления муниципальных заимствований  от имени муниципального образования  и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения  кредитов принадлежит главе муниципального образования, если уставом муниципального образования не предусмотрено иное.

Доходы и расходы местных  бюджетов формируются по статьям  единой бюджетной классификации, установленной  Федеральным законом «О бюджетной  классификации в РФ» с использованием единой методологии и нормативной базы.

Законодательство разделяет  доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий.

К собственным доходам  относятся: доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; средства самообложения граждан; безвозмездные  перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; доходы от муниципального имущества; часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления.

Следует отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством  бюджетную самостоятельность органов  местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. Местные налоги и сборы крайне незначительны и позволяют покрывать  лишь 2-5% бюджетных расходов. В результате органы местного самоуправления не всегда в состоянии обеспечить нормальную жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическое  развитие территорий.

Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К первым относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходная часть местных бюджетов включает:

- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;

- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования [16, c. 171].

В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов. Их средства расходуются  на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных  фондов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.

В местных бюджетах могут  быть предусмотрены в качестве составной  части сметы расходов отдельных  населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Доходы и расходы местных  бюджетов должны быть сбалансированы между собой, однако большинство  муниципальных образований вынуждены  принимать бюджеты с дефицитом. Бюджетный кодекс РФ устанавливает  пределы возможного дефицита местного бюджета при его утверждении. При этом должны быть указаны источники покрытия этого дефицита.

Муниципальные образования  существенно различаются по своему экономическому потенциалу. В муниципальных  образованиях-«донорах» собственные доходы превышают нормативные бюджетные потребности, муниципальные образования-«реципиенты» нуждаются в бюджетных дотациях. Донорами, как правило, являются крупные города с эффективно работающими промышленными предприятиями, а также территории, обладающие богатыми природными ресурсами. Подавляющее большинство муниципальных образований – реципиенты. В отдельных сельских муниципальных образованиях доля собственных доходов не превышает 10% минимально необходимых расходов. В связи с этим возникает проблема финансовой поддержки государством экономически слабых муниципальных образований и изъятия избыточных финансовых средств у доноров.

Пока эта задача решается с помощью так называемых регулирующих налогов, т.е. нормативы отчислений в местные бюджеты по отдельным налогам могут устанавливаться субъектами РФ для каждого муниципального образования в отдельности и ежегодно пересматриваться. Такая система не стимулирует органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходных источников, порождая среди них иждивенческие настроения.

Федеральный закон 2003 г. [5] предусматривает  установление единых для муниципальных  образований по всей России нормативов отчислений в местные бюджеты  от федеральных налогов и сборов и единых для всех муниципальных  образований каждого субъекта РФ нормативов отчислений в местные  бюджеты от региональных налогов  и сборов и долей федеральных  налогов и сборов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ. В связи с этим закон предусматривает введение специальных процедур выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В основу механизмов выравнивания положен минимально необходимый  уровень (критерий) бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Этот уровень ежегодно устанавливается  законом субъекта РФ с учетом реальных возможностей его финансового обеспечения  и может различаться для городов, сельских поселений и муниципальных  районов с учетом объема выполняемых  ими функций. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов  оказывается ниже расчетного, получают дотации. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов  превышает расчетный, но не более  чем в два раза, имеют право  использовать эти доходы для своих  нужд. Наконец, муниципальные образования, уровень собственных доходов  которых превышает расчетный  более чем в два раза, оставляют  у себя доходы по формуле 2 + 50% сверх  этого. Излишки, изымаемые у этих муниципальных образований, используются для финансовой поддержки других муниципальных образований [15, c. 187].

Для обеспечения выплаты  дотаций экономически слабым муниципальным  образованиям в бюджете субъекта РФ образуется региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. В муниципальных районах могут образовываться фонды выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального района.

Новый механизм бюджетного выравнивания будет стимулировать  укрепление экономического потенциала муниципальных образований (особенно «доноров») и накапливание ими собственной  доходной базы. Тем самым будут  прирастать и доходы бюджетов других уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Муниципальные  финансы: особенности формирования и управления

2.1. Система муниципальных  финансов

В Европейской Хартии о  местном самоуправлении изложены следующие  принципы обеспечения самостоятельности  и достаточности местных бюджетов:

- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления [1].

В России эти принципы соблюдаются  не полностью, особенно в части достаточности  собственных финансовых средств, их соразмерности предоставленным  полномочиям, размера местных налогов  и сборов и свободы распоряжения финансовыми средствами.

Финансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным  признакам:

- налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

- собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

- законодательно   закрепленные   (собственные)   и   полученные    от

государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных  государственных полномочий;

- принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

- входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципальным предприятиям и учреждениям [18, c. 61].

Для обеспечения единой методологии  и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в Российской федерации  введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом  «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как  и органы представительной власти субъектов  РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон 2003 г. [5] разграничил  источники доходов и расходные  полномочия между муниципальными образованиями  разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил  принципы выравнивания уровня бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  и процедуры финансирования отдельных  государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных  образований разных типов, подлежат определению при корректировке  Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Источники доходов местных  бюджетов показаны на рисунке 1.

К имущественным доходам  местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи  в аренду муниципального имущества, установленная законодательством  доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи  в местные бюджеты за пользование  недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с  федеральными законами. В Федеральном  законе 1995 г. [3] к доходам местных  бюджетов относились также доходы от местных займов и лотерей, муниципальных ценных бумаг, а также финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета. В Федеральном законе 2003 г. [5] эти источники не упоминаются.

 

 

 

Рисунок 1. - Доходы местных бюджетов (согласно Федеральному закону 2003 г)

 

Источниками увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

- увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;

- повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

Информация о работе Материально-финансовое обеспечение местного самоуправления