Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В основе курсовой работы необходимо:
1)Изучить стратегии вертикальной интеграции и диверсификации;
2)Рассмотреть формы и уровни международной интеграции;
3)Выяснить организационно-правовые формы межфирменной интеграции;
4)Рассмотреть эволюцию «жестких» организационных форм межфирменной интеграции;
5)Изучить транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы.

Содержание

Введение……………………………………………………………. ………5 стр
1. Особенности международной интеграции производства……………..6 стр
1.1 Стратегия горизонтальной интеграции……………………………….7 стр
1.2 Стратегии вертикальной интеграции и диверсификации…………….8 стр
2. Формы и уровни международной интеграции………………………….12 стр
3. Организационно-правовые формы межличностной организации…….17 стр
4. Эволюция «жестких» организационных форм межфирменной интеграции………………………………………………………………… 19 стр
5. Транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы……………………………………………………………………… 22 стр
Заключение…………………………………………………………………...24 стр
Список литературы…………………………………………………………..25 стр

Вложенные файлы: 1 файл

Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

Диверсификация не должна становиться стратегически приоритетным действием в развитии предприятия до тех пор, пока оно не исчерпает всех возможностей в своей сфере деятельности в конкретной отрасли. Пока предприятие извлекает прибыль, используя возможности одной отрасли, нет необходимости проводить диверсификацию его деятельности.

Концентрация усилий предприятия в одной сфере бизнеса полностью или с небольшой долей диверсификации внутри отрасли имеет ряд полезных организационных и управленческих преимуществ:

Во-первых, отсутствует отвлечение руководства предприятия от его основной деятельности в конкретной сфере бизнеса. Усилия предприятия в этом случае могут быть сконцентрированы на более полном удовлетворении целевого потребителя. Высшее звено управления, как правило, проходит, все ступени роста на предприятии и имеет большой производственный опыт в конкретном бизнесе.

Во-вторых, концентрация усилий предприятия в одной сфере деятельности приводит к формированию серьезных стимулов укрепления конкурентных позиций предприятия в отрасли на длительную перспективу. При этом предприятие может использовать все свои организационные ресурсы для завоевания более высокой позиции и устойчивости в конкретной сфере деятельности. Это создает лучшие условия для формирования и поддержания важнейших конкурентных преимуществ предприятия в длительной перспективе. В то же время следует учитывать, что концентрация усилий руководства и предприятия в целом в одном бизнесе связана с повышенным риском, присущим рыночной экономике. Этот риск в сильной степени зависит от жизненного цикла и условий развития конкретной отрасли. Если в отрасли наступает спад, то предприятию все труднее становится поддерживать свой уровень благосостояния и условия развития. Эта ситуация усугубляется с ростом глобализации рынка и ужесточением конкуренции на нем. По этой причине все большее число узкоспециализированных предприятий начинают разрабатывать стратегии диверсификации уже в период, когда их бизнес находится на вершине своего развития.

Диверсификация является испытанным средством снижения риска конкретного бизнеса за счет переноса накопленных предприятием знаний и опыта в смежные отрасли.

Во всех случаях падения предприятием конкурентной позиции в конкретном бизнесе встает вопрос о принятии конкретных мер по укреплению его конкурентоспособности. Если собственные усилия предприятия в этом направлении оказываются малоэффективными или у него не хватает для этого средств, требуется объединение усилий с другим предприятием данной или другой отрасли, чтобы поддержать собственное производство. Стратегия сохранения самостоятельности в подобном случае связана с диверсификацией бизнеса предприятия в смежные или новые для него отрасли. Стратегия диверсификации является активной стратегией развития предприятия в сложившихся условиях. Если ни один из приведенных вариантов не дает ожидаемого результата, то выходом из создавшегося положения для диверсифицированного предприятия может быть свертывание одного или нескольких видов его деятельности и его реструктуризация, а для специализированного — самоликвидация.

Основной целью диверсификации предприятия является создание ценностей для акционеров. При проведении диверсификации с целью повышения доходности акций корпоративная стратегия должна предусматривать больший эффект, чем просто распределение риска за счет инвестирования капитала в различные отрасли. Проблема создания дополнительной ценности акций требует серьезного рассмотрения и оценок до принятия решения о диверсификации. Для этих целей могут использоваться следующие критерии: критерий привлекательности новой отрасли, критерий дополнительных выгод.

Привлекательность отрасли, выбранной для диверсификации, определяется ее прибыльностью и условиями конкуренции в ней. Чем более привлекательна отрасль, тем дороже стоит вхождение в нее. А создание конкурентного преимущества в процессе диверсификации там, где его раньше не было, приводит к появлению возможности получения предприятием дополнительной прибыли и соответственно к увеличению доходности акций.

Если деятельность предприятия по диверсификации удовлетворяет приведенным критериям, то можно ожидать создания дополнительной доходности акций, и стратегия диверсификации является оправданной. Если полного соответствия трем показателям нет, то проведение диверсификации вызывает сомнения.

После принятия решения о диверсификации предприятия могут быть выбраны различные пути его реализации.

В практике диверсификации предприятий используются следующие стратегии:

    • Стратегия вхождения в новые сферы деятельности;
    • Стратегии диверсификации в родственные отрасли;
    • Стратегии диверсификации в неродственные отрасли;
    • Стратегии свертывания продажи и ликвидации;
    • Стратегии реструктуризации, восстановления и экономии;
    • Стратегии многонациональной диверсификации.  [1]

 

 

  1. Формы и уровни международной интеграции

 

Расширение рынков сбыта, стремление к уменьшению рисков развития бизнеса, замена конкуренции на кооперацию и сотрудничество приводят к межфирменной международной интеграции, стратегическим альянсам и совместным предприятиям. При интеграции обеспечиваются: обмен технологиями, более глубокая специализация и производственная кооперация, способствующие дальнейшему снижению затрат в производстве.

В рамках рассматриваемой темы акцент делается на организацию взаимодействия транснациональной корпорации с местными предприятиями принимающих стран. Международная интеграция представляет для транснациональной корпорации новые возможности в расширении рынков, минимизации риска их развития и сокращения расходов на содержание зарубежных филиалов. В то же время любые формы предпринимательства, связанные с сотрудничеством и ведением совместного бизнеса, создают дополнительные трудности в управлении и контроле таким бизнесом.

Отличительная особенность развития международной межфирменной интеграции заключается в разработке глобальной стратегии, которая учитывает дополнительные возможности и преимущества объединения усилий для ведения конкретного бизнеса. В первую очередь это позволяет объединить усилия различных предприятий для развития бизнеса вместо затрат на конкуренцию. Разработка и реализация международной стратегии позволяет использовать активы с учетом возможностей различных стран. Межфирменная интеграция позволяет также более активно осваивать мировые рынки. В максимальной степени эффективно могут быть использованы национальные организационные структуры и потенциал, включая экономические, технологические, исследовательские и прочие возможности, созданные в различных странах. Международная интеграция позволяет также существенно повысить эффективность международных коммуникаций при внедрении достижений научно-технического прогресса путем заключения различного рода соглашений, создания стратегических альянсов и других форм интеграции.

Формы международной межфирменной интеграции можно условно разделить на два уровня:

    • Интеграция в рамках транснациональной корпорации, включающая интеграцию материнской компании, ее международных филиалов и отделений, а также контрактные отношения корпорации и компаний в других странах.

 

    • Межфирменная интеграция, связанная с новыми организационными формами, создаваемыми для ведения совместного бизнеса.

Первый уровень межфирменной международной интеграции включает: экспорт, экспортную кооперацию, лицензионное производство, международный лизинг, совместное изготовление продукции по контракту, международные договора по управлению.

Экспорт продукции принципиально может быть организован непосредственно производителем или через иностранного посредника, в качестве которого могут выступать юридические или физические лица. Привлечение посредников избавляет изготовителя от необходимости затрат на дополнительный маркетинг и создание сбытовой сети на зарубежном рынке, а также существенно снижает риск неплатежей по экспортным операциям. В то же время изготовитель должен уступить посреднику часть своей прибыли в компенсацию его затрат и оплаты туда. Кроме того, при наличии торгового посредника теряется возможность контроля и воздействия на способы распределения продукции на зарубежном рынке со стороны производителя. Это, в свою очередь, может привести к потере им зарубежного рынка.

Экспортная кооперация относится к особой форме внешнеэкономической деятельности предприятия. Специфические особенности этой формы межфирменной интеграции предусматривают, прежде всего, ограниченное время сотрудничества, при этом партнеры могут принять решение о продлении срока. В договоре об экспортной кооперации могут участвовать несколько партнеров, один из которых может быть зарубежным. Сотрудничество в рамках договора строится на добровольной основе и ориентировано на получение конкретных результатов кооперации. При необходимости экономическая самостоятельность участников может быть частично ограничена для достижения совместных целей. Экспортная кооперация позволяет партнерам получать более высокие результаты на зарубежном рынке, чем они могли бы иметь при самостоятельной работе. Организационно-правовые формы кооперации разнообразны, в их числе: экспортное объединение, экспортный картель, экспортный ринг и проектная кооперация. Экспортная кооперация является выгодной формой межфирменного сотрудничества на зарубежном.

Международный лизинг получил большое распространение в международных экономических отношениях как эффективный способ финансирования инвестиций и активизации сбыта в развивающихся странах. Основным фактором, определяющим широкое использование лизинга в международной межфирменной интеграции, является возможность получения более высокой прибыли на инвестированный капитал, чем в собственной стране, и участие в государственных программах стимулирования зарубежных инвестиций; преодоление законодательных барьеров для импорта товаров. Широкое распространение лизинга в международном сотрудничестве объясняется его сутью, позволяющей получить определенные преимущества при организации инвестирования. Он предоставляет возможность получения в аренду дорогостоящего оборудования принимающей стороне при отсутствии больших начальных капиталовложений, а также позволяет изготовителю оборудования расширить объем продаж за счет привлечения в качестве конкретного получателя платежеспособного лизингодателя.

Лизинговое производство в зарубежных странах представляет коммерческую сделку между партнерами разных стран по передаче прав использования научно-технических знаний за оговоренную плату в течение определенного периода. Партнерами выступают владельцы прав и покупатели этих прав. Предметом лицензионной сделки могут быть: изобретения и патенты, промышленные образцы, товарные знаки или авторские права, технические, организационные, маркетинговые. Передаваемые лицензии имеют большое разнообразие. Их классификация может быть проведена по различным критериям, в том числе по предмету лицензии, по объему передаваемых прав, по видам лицензий и другим характеристикам.

Основной мотивацией использования этой формы интеграции являются: более экономичное внедрение на зарубежные рынки продукции, преодоление тарифных, нетарифных и иных ограничений на поставку продукции в отдельные страны, ускоренная амортизация затрат на разработку новой продукции, расширение спектра выпускаемых товаров.

Международный франчайзинг представляет особую форму лицензионного соглашения, которое предусматривает предоставление крупной и известной компанией  другой фирме или отдельному предпринимателю права на производство, продажу продукции со своей маркой и отработанной технологией за определенную плату. При этом малая фирма обязуется иметь деловые отношения исключительно с данной крупной компанией и вести бизнес строго по ее технологии. Наибольшее распространение франчайзинг получил в сфере сбыта и обслуживания продукции. Внедрение франчайзинга существенно повышает жизнеспособность конкретного бизнеса. Кроме того, крупная компания получает дополнительную возможность широко рекламировать свою продукцию на мировом рынке, а потребители получают возможность пользоваться высококачественной продукцией известных компаний.

 

Основным побудительным мотивом развития франчайзинга для компаний производителей является: возможность работы на новых рынках и преодоление ограничений импорта в отдельных странах. При этом франчайзи также получает преимущества: право работать под маркой известного производителя, используя его товарный знак и название товара, использование технологии, а также обучение.

Международные договора по управлению являются разновидностью международного бизнеса по торговле лицензиями. Предметом продажи в этом случае являются технологии управления в виде конкретного опыта. Договоры по управлению могут применяться как самостоятельная форма бизнеса или при использовании других форм продажи лицензий. При заключении договора по управлению необходимо включать в контракт защитные или предупредительные меры, чтобы избежать возможных негативных воздействий передаваемой технологии на реализацию собственных стратегий. Такими мерами могут быть: приобретение лицензиаром доли собственности партнера с возможным последующим преобразованием в СП, исключение конкретных рынков как возможной сферы деятельности покупателя по истечении договора или совместная деятельность на условиях кооперации.

Совместное изготовление продукции по контракту представляет особую форму бизнеса, при котором предприятия разных стран принимают участие в совместном изготовлении продукции. Сущность такой организации совместной деятельности заключается в том, что при заключении договора компания одной страны передает своему партнеру из другой страны изготовление части совместно изготавливаемого изделия или выполнение этапа технологического процесса. Побудительным мотивом, как правило, является выгода от такого сотрудничества, связанная с перемещением производства в страну с более благоприятными условиями. Такими условиями могут быть: более, низкие производственные затраты стоимость сырья, рабочей силы, транспортные расходы, высокий имидж производителя, снижение риска и преодоление ограничений импорта на рынках отдельных стран. При осуществлении совместного изготовления необходимо всегда учитывать возможность снижения качества и, возникновения конкуренции со стороны партнера.

Второй уровень межфирменной интеграции включает: совместные предприятия, организацию производства в иностранном филиале, международные стратегические альянсы и многонациональные предприятия.

Совместные предприятия и организация производства в иностранном филиале являются широко известными формами международной интеграции и организации международной деятельности, в том числе ведения совместного бизнеса.

Информация о работе Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ)