Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В основе курсовой работы необходимо:
1)Изучить стратегии вертикальной интеграции и диверсификации;
2)Рассмотреть формы и уровни международной интеграции;
3)Выяснить организационно-правовые формы межфирменной интеграции;
4)Рассмотреть эволюцию «жестких» организационных форм межфирменной интеграции;
5)Изучить транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы.

Содержание

Введение……………………………………………………………. ………5 стр
1. Особенности международной интеграции производства……………..6 стр
1.1 Стратегия горизонтальной интеграции……………………………….7 стр
1.2 Стратегии вертикальной интеграции и диверсификации…………….8 стр
2. Формы и уровни международной интеграции………………………….12 стр
3. Организационно-правовые формы межличностной организации…….17 стр
4. Эволюция «жестких» организационных форм межфирменной интеграции………………………………………………………………… 19 стр
5. Транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы……………………………………………………………………… 22 стр
Заключение…………………………………………………………………...24 стр
Список литературы…………………………………………………………..25 стр

Вложенные файлы: 1 файл

Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

Стратегические альянсы предусматривают проведение совместных исследований, обмен технологиями, совместное использование производственных мощностей, продвижение на рынок продукции друг друга или объединение усилий в производстве компонентов или организации сборочных производств конечной продукции. Сущность альянса заключается в установлении стратегических отношений между независимыми предприятиями двух и более стран в их стремлении к достижению взаимной выгоды, когда они разделяют общие цели и признают определенную взаимозависимость при их достижении.

Стратегические альянсы предназначены для укрепления конкретной позиции предприятий участников на мировом рынке при сохранении их независимости. В то же время такой альянс должен вписываться в долгосрочный план развития участников с учетом кардинального изменения их конкурентных позиций.

Стратегические альянсы, как правило, более эффективны в борьбе со стратегическими недостатками предприятий партнеров, чем с завоеванием стратегических преимуществ. Международные стратегические альянсы являются функциональными структурами, основанными на соглашении.

При определении стратегических альянсов полезно учитывать рекомендации, вытекающие из мирового опыта их успешного развития, в том числе:

    • При определении стратегического партнера не следует жалеть времени на установление крепких связей и доверия. При этом нельзя ждать немедленного результата от альянса.
    • Выбор партнера следует делать при условии, что товары и позиции партнеров на рынке при реализации стратегического сотрудничества должны дополнять друг друга, а не являться конкурирующими.
    • Для достижения взаимной выгоды необходимо по возможности быстро внедрять полезные идеи и практику партнера в свою деятельность.
    • Следует быть всегда внимательным, чтобы не передать партнеру информацию, которая может изменить конкурентную ситуацию на совместном рынке.
    • Альянс по своей сути определяет долговременное сотрудничество. Но необходимо его решительно прерывать и действовать самостоятельно, если такой альянс не приносит выгоды. [3]

 

  1. Организационно-правовые формы межфирменной интеграции

 

Приведенные выше формы интеграции предприятий и их деление на два уровня отражают сущность межфирменного сотрудничества и ведения совместного бизнеса. Эти формы фактически имеют место в практике рыночных стран.

В основе развития объединений соответствующих предприятий и компаний лежит концентрация капитала и производства для получения более привлекательных выгод, чем при их самостоятельных действиях. Это, в свою очередь, выдвигает определенные требования к внутренней организации конкретного создаваемого объединения. Первоначально такая концентрация находила воплощение в укрупнении субъектов хозяйствования за счет привлечения в их состав дополнительного капитала и рабочей силы путем слияния и развития простых организационных структур на основе горизонтальной и вертикальной интеграции конкретного бизнеса. Дальнейшая межфирменная интеграция столкнулась с проблемами сохранения самостоятельности отдельных корпораций и предприятий, видов бизнеса и отраслей реального сектора экономики, необходимых для функционирования рыночных механизмов регулирования социально-экономического развития конкретных стран, регионов и мирового сообщества в целом. В то же время глобализация мирового рынка и ужесточение конкуренции с одновременным выполнением требований по сокращению производственных затрат и повышению эффективности общественного производства настоятельно требуют, интеграции усилий отдельных производителей, научных организаций, финансовых средств и развития сырьевых отраслей. Разрешение этих проблем и противоречий находит свое выражение в постоянном развитии и создании новых организационных форм сотрудничества и интеграции предприятий, компаний и корпораций.

Картели были первыми организационными формами интегрированных макроструктур. Они возникли как объединение компаний производителей одной отрасли для достижения общих интересов по коммерческим вопросам, включая соглашения о ценах, рынках сбыта, объемах производства и продаж, об ассортименте продукции, условиях найма рабочей силы. Характерными признаками картелей являются их ориентация на массовое производство продукции, однородные рынки и стандартизация требований к товарам.

Организационная форма картелей не имеет четко выраженного общего формального элемента. Картельные соглашения достигаются путем договоренностей руководства и юридических лиц, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются практически во всех странах. Однако в связи с развитием антимонопольного законодательства картельные соглашения, как правило, не оформляются договором в письменном виде. Такие соглашения определяются в устной форме.

К «мягким» относят организационные формы интеграции, предусматривающие сохранение юридической самостоятельности организаций участников. Мягкие организационные формы наиболее популярны для международной межфирменной интеграции. Кроме рассмотренных выше картелей, пулов и синдиката, к ним относят: консорциумы, ассоциации и стратегические альянсы.

Консорциумы первоначально они имели направленность соглашений между банками для осуществления совместных финансовых операций на национальном и международном рынках. Но уже в дальнейшем они распространяются в сфере промышленного производства при реализации крупных инвестиционных проектов. Их отличительной чертой стала интернационализация сотрудничества участников. В мировой практике большинство известных консорциумов можно отнести к объединениям финансового типа. Например, банковский консорциум, финансовый, гарантийный, экспортный консорциум. Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников и получает за это вознаграждения от других членов. Заказчик заключает контракт с лидером, который отвечает перед ним за весь проект. Члены консорциума несут ответственность по договорным обязательствам в рамках их долей в общем объеме поставок и услуг.

Стратегические альянсы стали перспективной формой межфирменной интеграции предприятий. Особенностью альянсов является развитие сотрудничества дальше обычной производственной кооперации и торговых операций, но при этом участники такого союза сохраняют свою юридическую самостоятельность. Выделяют следующие разновидности стратегических альянсов:

    • альянсы с акционерным участием партнеров в существующих предприятиях;
    • стратегические альянсы с созданием совместных предприятий;
    • консорциумы для реализации совместных инвестиционных проектов;
    • альянсы со слабыми кооперационными связями.

Ассоциация является самой «мягкой» формой межфирменной интеграции. Она создается в целях координации совместной деятельности рекомендательного характера. В рамках ассоциации возможна централизация отдельных функций, в основном информационного характера. При необходимости ведения предпринимательской деятельности ассоциация может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем. По решению членов ассоциации она также может быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество. Наиболее часто ассоциации создается предприятиями отрасли или группы отраслей экономики для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах. [4]

 

  1. Эволюция «жестких» организационных форм межфирменной интеграции

 

Для национальных объединений более характерны «жесткие» организационные формы, являющиеся логическим развитием концентрации капитала и производства в рамках отраслевых и многоотраслевых объединений. Жесткие организационные формы предусматривают наличие иерархии как инструмента управления с учетом той или иной степени децентрализации в управлении деятельностью объединения предприятий. К «жестким» формам относят: трест, концерн.

Трест является самой жесткой формой объединения предприятий. Входящие в единый комплекс предприятия теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Управление всей деятельностью предприятий в рамках треста осуществляется единым руководством из одного центра. Прибыль каждого предприятия определяется его долей в капитале. Характерной особенностью треста, отличительной от других жестких форм объединений, служит сравнительная однородность его производственной деятельности, проявляющаяся в ограничении видов производимой продукции. Все входящие в трест предприятия подчиняются главной компании, которая осуществляет руководство всем производственным комплексом, а также связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Организационная форма треста удобна также для управления в рамках одного объединения предприятиями разных отраслей, когда они представляют определенную взаимосвязанную совокупность при формировании ценности для потребителя. Разновидность треста при межотраслевом объединении предприятий называют комбинатом.

Концерн стал одной из наиболее развитых и имеющих достаточно широкое распространение организационных форм объединения самостоятельных предприятий. Как правило, форма концерна используется для многоотраслевого объединения предприятий, имеющих юридическую самостоятельность. Концерн обычно является производственным объединением. Поэтому головной организацией концерна назначается производственное предприятие. Предприятия, входящие в концерн, остаются самостоятельными юридическими лицами номинально. Фактически они подчинены единому руководителю, возглавляющему головное предприятие концерна. Эта организационная форма объединения предприятий является наиболее жесткой после треста. В рамках концерна реализуется централизованное управление финансово-экономической деятельностью всех входящих предприятий, проведение научно-технической политики, использование производственных мощностей, ценообразование, кадровая политика. В концерне полностью контролируется деятельность входящих в него предприятий.

Деятельность концерна охватывает под отрасль или отрасль экономики. В него могут входить также предприятия разных отраслей. Обычно концерны создаются и успешно действуют в отраслях с высокими технологиями, в которых развито массовое и крупносерийное производство.

По участию предприятий в капитале выделяют два вида концернов: концерны подчинения и концерны координации. Концерны первого вида включают главное предприятие и дочерние компании. Второй вид содержит сестринские общества. При такой организационной форме объединения предприятий, каждое из них осуществляет обмен акциями с другими входящими в концерн предприятиями. В итоге все члены концерна оказывают взаимное влияние на производственно-сбытовую и иную деятельность концерна.

В основе создания концерна обычно лежит горизонтальная или вертикальная интеграция образующих его предприятий. С учетом принятой стратегии интеграции бизнеса в рамках объединения различают горизонтальные и вертикальные концерны. Горизонтальные концерны объединяют предприятия одной отрасли. В основном эти предприятия производят продукцию одного назначения или осуществляют одни и те же стадии производства. Вертикальные концерны объединяют компании различных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства конечной продукции.

Холдинг является современной формой интеграции предприятий. Холдинги возникают обычно в результате объединения капитала компаний, которые функционировали самостоятельно. Такое объединение может проводиться в форме стратегического партнерства при проведении инвестиций или путем приобретения контрольного пакета акций. Современные холдинги могут также возникать в результате реструктуризации большого предприятия, состоящего из многих структурных единиц, путем придания им статуса юридического лица и объединения капитала новых хозяйствующих субъектов. В условиях вводимой децентрализации предприятия они становятся так называемыми центрами с правами юридического лица. Сохранение централизованного управления осуществляется обеспечением общего контроля их деятельности холдинговой компанией.

При этом выделяют следующие модели холдинга:

    • Финансовый холдинг, в котором функции управления, осуществляемые правлением холдинга, имеют чисто финансовый характер и реализуются только через финансовые показатели или цели;
    • оперативный управляющий холдинг, в котором правление холдинга концентрирует функции управления на отдельных финансовых, стратегических и оперативных целях, координируя деятельность зависимых компаний по данным направлениям;
    • стратегический управляющий холдинг, в котором правление холдинга концентрирует внимание на финансовых л стратегических целях, осуществляя координацию деятельности зависимых компаний в данном направлении.

Финансовый холдинг отличается от управляющего холдинга тем, что в первом обязательным условием является владение холдинговой компанией не менее 50 процентами акций зависимых компаний. [2]

В отечественной практике сформулированы основные элементы контроля создания и функционирования холдинговых форм, которые определяются, главным образом, в положениях антимонопольного законодательства и законодательства об обращении ценных бумаг, а также отдельным положением о холдингах, создаваемых в процессе приватизации. Развитие этих форм требует более полных правовых регламентации, использующих западные образцы, особенно в области корпоративного налога, принципов функционирования банков, принципов защиты интересов акционеров вне холдинга и кредиторов, отчетности и системы статистической информации. [3]

Информация о работе Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ)