Менеджер и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:29, контрольная работа

Краткое описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………. .2
2. Задачи и функции менеджера………………………………………. 4
3. Требования предъявляемые к менеджерам……………………… 9
4. Личные качества являющиеся наиболее важными
для менеджера……………………………………………………….... 16

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕДЖер.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

      Человек в свою очередь должен проявить себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать и поддерживать нормальные отношения с коллегами, специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный к фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения.   

    Требования предъявляемые к менеджерам.

     К менеджеру любого уровня управления предъявляются требования, в частности, следующие:

1. наличие общих  знаний в области управления  предприятием;

2. компетентность  в вопросах технологии производства  в той отрасли, к которой  относится предприятие по виду  и характеру своей деятельности;

3. владение не  только навыками администрирования,  но и предпринимательства, умение  владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы в наиболее выгодных сферах применения;

4. принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими  менеджерами и работниками и  распределение участия каждого  в их исполнении;

5. наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах;

6. умение анализировать  деятельность предприятий-конкурентов;

7. умение предвидеть  тенденции развития хозяйственной  конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования  экономики в своей стране и  в других странах, на рынках  которых предприятие стремится  усилить либо удержать свои  позиции.

     И все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Это умение включает:

• знание в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

• знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;

• устранение неспособных  работников с целью удержания  единства и правильности функционирования предприятия.

     Успешность  работы менеджера во многом зависит  от его способностей, личностно-деловых  качеств и опыта.

     Эффективность управленческой деятельности менеджера  определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей  способностью к управленческой деятельности (ОСУД).

     Сильного  менеджера можно отличать от слабого  по степени разнородности используемых приемов и методов управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные  проблемы и успешно разрешать  конфликтные ситуации. О наличии  ОСУД свидетельствует умение менеджера масштабно мыслить, рационально решать кадровые проблемы.

     Под личностно-деловыми качествами менеджера  понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние  на управленческую деятельность. Эти  качества определяются способностями  индивида, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями  характера, темпераментом, накопленным  опытом работы. Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств  являются:

• компетентность,

• коммуникабельность,

• стрессоустойчивость,

• нравственность,

• способность  творчески решать проблемы,

• смелость в  принятии решений.

     Компетентность  подразумевает наличие у менеджера  специального образования, широкой  эрудиции в различных областях, постоянное повышение им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести  системность мышления менеджера  и наличие у него соответствующих  организаторских способностей.

     Коммуникабельность  зависит от темперамента индивида (наилучшей  коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, делового обаяния, адаптивных качеств, поведения  в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера  является умение выслушать собеседника  и установить с ним деловые, а  иногда и дружеские контакты.

     Под стрессоустойчивостью понимают способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую напряженность. К сожалению, стрессы являются неизбежным злом в деятельности всех менеджеров. Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных особенностей человека и, в частности, от его темперамента. Так, например, сангвиники значительно спокойнее реагируют на любые стрессовые ситуации, чем флегматики и тем более меланхолики.

К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера  в первую очередь следует отнести  честность, порядочность, принципиальность.

Способность менеджера  творчески решать проблемы позволяет  ему эффективно работать в ситуациях  неопределенности, которые довольно часто возникают в условиях рыночной экономики.

     Смелость  в принятии решений является еще  одним важнейшим профессиональным качеством преуспевающего менеджера В процессе принятия решений менеджеру необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности и выбрать наиболее эффективный вариант решения.

     Наряду  с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера в значительной мере зависит от его опыта, под  которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет вместе со стажем его работы. Однако это  утверждение справедливо лишь в  том случае, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, то есть работать творчески.

     Главный смысл и содержание деятельности менеджера заключается в постановке целей, разработке способов и приемов  их достижения, а также организации  и стимулировании совместной работы подчиненных.

Менеджер очень много работает с информацией, преобразуя которую он принимает решения. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают, прежде всего, средства работы с информацией.

Результат деятельности менеджера чаще всего оценивается  по достижению поставленных целей.

     В настоящее время предъявляются  серьезные требования к профессиональной компетенции менеджеров, важнейшими из которых являются:

• понимание  природы управленческого труда  и процесса менеджмента;

• профессиональная компетентность;

• знание должностных  и функциональных обязанностей;

• умение собирать, анализировать и перерабатывать информацию;

• организаторские  способности;

• творческое мышление;

• высокие нравственные качества;

• способность  к объективной самооценке.

     Чтобы выполнять свои сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные знания и обладать способностями использовать их в повседневной работе. Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы.

В первую группу входят знания и умение выполнять  свою работу:

• высокая информированность  по профессиональным вопросам;

• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая  динамичность и неопределенность;

• знакомство с  передовым отечественным и зарубежным опытом менеджмента;

• способность  управлять ресурсами, планировать  и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения  эффективности управления;

• умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

     Вторая  группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана  со  способностью работать с людьми и управлять своими эмоциями.

     В процессе выполнения своих функций  менеджеры взаимодействуют с  широким кругом лиц — подчиненными, коллегами, руководителями, высшими  администраторами, акционерами, поставщиками, заказчиками и другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью той  организации, где работает менеджер. Чтобы работать с людьми,  различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры  должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны  тех лиц, с кем они вступают в контакт.

     Профессиональная  деятельность менеджера значительно  различается в зависимости от того, на какой ступени иерархии работает данный менеджер.  Одна из форм разделения труда менеджера  носит горизонтальный характер и  предопределяет расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений  предприятия. Следует отметить, что  все эти менеджеры работают на одной и той же иерархической  ступени управления.  Помимо них  на предприятии есть менеджеры, которые  координируют работу этих менеджеров и руководят этой работой.  Таким  образом, помимо горизонтального разделения труда менеджеров на предприятии  существует еще и вертикальное разделение их труда, предусматривающее разный иерархический уровень.

     Различают менеджеров низового, среднего и высшего  звеньев.

Менеджеры низового звена представляют организационный  уровень, находящийся непосредственно  над рабочими. Примером менеджера  низового звена является мастер участка. Работа менеджеров низового звена является оперативной, она наполнена разнообразными действиями и предусматривает систематический  и длительный контакт с подчиненными.

Работа менеджеров низового звена координируется и  контролируется менеджерами среднего звена. Эти руководители обычно возглавляют  крупное подразделение, отдел или  цех предприятия.

     Менеджеры высшего звена осуществляют руководство  предприятием в целом, они наделены большими правами и должны нести  всю полноту ответственности  за результаты работы.

     На  основании стиля руководства  людьми выделяют 10 типов менеджеров:

1. Авторитарный. Стремится доминировать и подчинять  себе всех, с кем сталкивается  в практической деятельности. Отстраняет  подчиненных от участия в управлении. Подавляет инициативу исполнителей.

2. Коллегиальный.  Девиз такого менеджера: "Моя  точка зрения — одна из возможных". Это обычно демократ по натуре, профессионал по образованию  и опыту работы. Поощряет инициативу, делегирует полномочия в управлении.

3. Дипломатический.  Характеризуется способностью быстро  перестраиваться на новую модель  деятельности. Тяготеет к общительности,  берет на себя инициативу в  переговорах. Крайний тип характеризуется  изворотливостью и демагогией.

4. Либеральный.  Предоставляет подчиненным полную  свободу действий, поощряет инициативу. Берет, как правило, на себя  ответственность за поведение  подчиненных. В качестве отрицательных  черт выступают — попустительство,  пренебрежение к осуществлению  контрольной функции, либерализм  по отношению к лодырям и прогульщикам.

5. Авральный.  Работу обычно организует по  принципу "Давай, давай! Потом  разберемся". Нередко осуществляет  мобилизацию всех материальных  и духовных ресурсов подчиненных  на выполнение конкретного задания.  При частом использовании данного  принципа страдает ритмичность  работы подразделения.

6. Конструктивный. Для него характерен постоянный  поиск и создание условий для  полезных преобразований. По натуре  — это побудитель подчиненных  на использование в своей деятельности  нестандартных приемов. Он всегда  верит в "хорошую бумагу". Обычно — это прирожденный аппаратчик, склонный управлять людьми только из канцелярии. Положительные тенденции — аккуратность, подтянутость, осмотрительность.

8. Демонстрационный. Часто прибегает к призывам, умеет  воодушевить людей на трудные  дела (возбуждает дух соперничества), стремится к демонстрации своей  исполнительности перед вышестоящим  начальством.

Информация о работе Менеджер и его функции