Человек в свою очередь должен проявить
себя как: специалист в определенной области,
обладающий необходимыми знаниями и квалификацией;
член коллектива, способствующий успешному
его функционированию и развитию придерживающийся
принятых в нем ценностей; личность, обладающая
определенными моральными качествами,
способная создавать и поддерживать нормальные
отношения с коллегами, специалист, стремящийся
к развитию своих способностей; работник,
преданный к фирме и готовый защищать
ее интересы; исполнитель определенной
работы, делающий ее качественно; член
фирмы, способный занять должное место
в ней и готовый взять на себя соответствующие
обязательства и ответственность; поддерживающий
распорядок и соблюдающий нормы поведения.
Требования
предъявляемые к менеджерам.
К
менеджеру любого уровня управления
предъявляются требования, в частности,
следующие:
1. наличие общих
знаний в области управления
предприятием;
2. компетентность
в вопросах технологии производства
в той отрасли, к которой
относится предприятие по виду
и характеру своей деятельности;
3. владение не
только навыками администрирования,
но и предпринимательства, умение
владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять
ресурсы в наиболее выгодных сферах применения;
4. принятие обоснованных
и компетентных решений на
основе согласования с нижестоящими
менеджерами и работниками и
распределение участия каждого
в их исполнении;
5. наличие практического
опыта и знаний в области
анализа экономической ситуации
на основных рынках или их
сегментах;
6. умение анализировать
деятельность предприятий-конкурентов;
7. умение предвидеть
тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса,
мер государственного регулирования
экономики в своей стране и
в других странах, на рынках
которых предприятие стремится
усилить либо удержать свои
позиции.
И
все же важнейшим требованием
к менеджеру любого уровня является
умение управлять людьми. Это умение
включает:
• знание в совершенстве
своих непосредственных подчиненных,
их способностей и возможностей выполнения
конкретной поручаемой им работы;
• знание условий,
связывающих предприятие и работников,
защита интересов тех и других
на справедливой основе;
• устранение неспособных
работников с целью удержания
единства и правильности функционирования
предприятия.
Успешность
работы менеджера во многом зависит
от его способностей, личностно-деловых
качеств и опыта.
Эффективность
управленческой деятельности менеджера
определяется некоторой интегральной
характеристикой, называемой общей
способностью к управленческой деятельности
(ОСУД).
Сильного
менеджера можно отличать от слабого
по степени разнородности используемых
приемов и методов управления.
Важным следствием ОСУД является умение
менеджера решать нестандартные
проблемы и успешно разрешать
конфликтные ситуации. О наличии
ОСУД свидетельствует умение менеджера
масштабно мыслить, рационально решать
кадровые проблемы.
Под
личностно-деловыми качествами менеджера
понимают устойчивые характеристики,
оказывающие важнейшее влияние
на управленческую деятельность. Эти
качества определяются способностями
индивида, психологической структурой
личности, ее направленностью, особенностями
характера, темпераментом, накопленным
опытом работы. Проведенные исследования
и изучение деятельности эффективно
работающих менеджеров позволяют утверждать,
что важнейшими из названных качеств
являются:
• компетентность,
• коммуникабельность,
• стрессоустойчивость,
• нравственность,
• способность
творчески решать проблемы,
• смелость в
принятии решений.
Компетентность
подразумевает наличие у менеджера
специального образования, широкой
эрудиции в различных областях, постоянное
повышение им своей профессиональной
квалификации. К обязательным условиям
компетентности следует отнести
системность мышления менеджера
и наличие у него соответствующих
организаторских способностей.
Коммуникабельность
зависит от темперамента индивида (наилучшей
коммуникабельностью обладают сангвиники),
направленности активности, делового
обаяния, адаптивных качеств, поведения
в экстремальных ситуациях. Важным
проявлением коммуникабельности менеджера
является умение выслушать собеседника
и установить с ним деловые, а
иногда и дружеские контакты.
Под
стрессоустойчивостью понимают способность
противостоять сильным отрицательным
эмоциональным воздействиям, вызывающим
высокую психологическую напряженность.
К сожалению, стрессы являются неизбежным
злом в деятельности всех менеджеров.
Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных
особенностей человека и, в частности,
от его темперамента. Так, например, сангвиники
значительно спокойнее реагируют на любые
стрессовые ситуации, чем флегматики и
тем более меланхолики.
К нравственным
(морально-этическим) качествам менеджера
в первую очередь следует отнести
честность, порядочность, принципиальность.
Способность менеджера
творчески решать проблемы позволяет
ему эффективно работать в ситуациях
неопределенности, которые довольно
часто возникают в условиях рыночной
экономики.
Смелость
в принятии решений является еще
одним важнейшим профессиональным
качеством преуспевающего менеджера
В процессе принятия решений менеджеру
необходимо четко уяснить возникшую проблему,
ясно сформулировать соответствующую
цель, всесторонне рассмотреть альтернативные
возможности и выбрать наиболее эффективный
вариант решения.
Наряду
с личностно-деловыми качествами успешность
работы менеджера в значительной
мере зависит от его опыта, под
которым понимают управленческие знания,
умения и навыки. Профессиональное
мастерство менеджера растет вместе
со стажем его работы. Однако это
утверждение справедливо лишь в
том случае, когда в процессе практической
деятельности менеджеру приходится
решать новые задачи, то есть работать
творчески.
Главный
смысл и содержание деятельности
менеджера заключается в постановке
целей, разработке способов и приемов
их достижения, а также организации
и стимулировании совместной работы
подчиненных.
Менеджер очень
много работает с информацией, преобразуя
которую он принимает решения. Поэтому
в качестве орудий труда менеджеров в
настоящее время выступают, прежде всего,
средства работы с информацией.
Результат деятельности
менеджера чаще всего оценивается
по достижению поставленных целей.
В
настоящее время предъявляются
серьезные требования к профессиональной
компетенции менеджеров, важнейшими
из которых являются:
• понимание
природы управленческого труда
и процесса менеджмента;
• профессиональная
компетентность;
• знание должностных
и функциональных обязанностей;
• умение собирать,
анализировать и перерабатывать
информацию;
• организаторские
способности;
• творческое мышление;
• высокие нравственные
качества;
• способность
к объективной самооценке.
Чтобы
выполнять свои сложные и ответственные
функции, менеджеры должны иметь
специальные знания и обладать способностями
использовать их в повседневной работе.
Требования к профессиональной компетенции
менеджеров можно условно разделить на
две группы.
В первую группу
входят знания и умение выполнять
свою работу:
• высокая информированность
по профессиональным вопросам;
• умение обосновывать
и принимать решения в ситуациях,
для которых характерны высокая
динамичность и неопределенность;
• знакомство с
передовым отечественным и зарубежным
опытом менеджмента;
• способность
управлять ресурсами, планировать
и прогнозировать работу предприятия,
владеть способами повышения
эффективности управления;
• умение использовать
современную информационную технологию,
средства коммуникации и связи.
Вторая
группа требований к профессиональной
компетенции менеджеров связана
со способностью работать с людьми
и управлять своими эмоциями.
В
процессе выполнения своих функций
менеджеры взаимодействуют с
широким кругом лиц — подчиненными,
коллегами, руководителями, высшими
администраторами, акционерами, поставщиками,
заказчиками и другими людьми
и организациями, прямо и косвенно
связанными с деятельностью той
организации, где работает менеджер.
Чтобы работать с людьми, различающимися
по своему статусу и интересам, менеджеры
должны обладать многими специфическими
личностными качествами, усиливающими
доверие и уважение со стороны
тех лиц, с кем они вступают
в контакт.
Профессиональная
деятельность менеджера значительно
различается в зависимости от
того, на какой ступени иерархии
работает данный менеджер. Одна из
форм разделения труда менеджера
носит горизонтальный характер и
предопределяет расстановку конкретных
менеджеров во главе отдельных подразделений
предприятия. Следует отметить, что
все эти менеджеры работают на
одной и той же иерархической
ступени управления. Помимо них
на предприятии есть менеджеры, которые
координируют работу этих менеджеров
и руководят этой работой. Таким
образом, помимо горизонтального разделения
труда менеджеров на предприятии
существует еще и вертикальное разделение
их труда, предусматривающее разный
иерархический уровень.
Различают
менеджеров низового, среднего и высшего
звеньев.
Менеджеры низового
звена представляют организационный
уровень, находящийся непосредственно
над рабочими. Примером менеджера
низового звена является мастер участка.
Работа менеджеров низового звена является
оперативной, она наполнена разнообразными
действиями и предусматривает систематический
и длительный контакт с подчиненными.
Работа менеджеров
низового звена координируется и
контролируется менеджерами среднего
звена. Эти руководители обычно возглавляют
крупное подразделение, отдел или
цех предприятия.
Менеджеры
высшего звена осуществляют руководство
предприятием в целом, они наделены
большими правами и должны нести
всю полноту ответственности
за результаты работы.
На
основании стиля руководства
людьми выделяют 10 типов менеджеров:
1. Авторитарный.
Стремится доминировать и подчинять
себе всех, с кем сталкивается
в практической деятельности. Отстраняет
подчиненных от участия в управлении.
Подавляет инициативу исполнителей.
2. Коллегиальный.
Девиз такого менеджера: "Моя
точка зрения — одна из возможных".
Это обычно демократ по натуре,
профессионал по образованию
и опыту работы. Поощряет инициативу,
делегирует полномочия в управлении.
3. Дипломатический.
Характеризуется способностью быстро
перестраиваться на новую модель
деятельности. Тяготеет к общительности,
берет на себя инициативу в
переговорах. Крайний тип характеризуется
изворотливостью и демагогией.
4. Либеральный.
Предоставляет подчиненным полную
свободу действий, поощряет инициативу.
Берет, как правило, на себя
ответственность за поведение
подчиненных. В качестве отрицательных
черт выступают — попустительство,
пренебрежение к осуществлению
контрольной функции, либерализм
по отношению к лодырям и прогульщикам.
5. Авральный.
Работу обычно организует по
принципу "Давай, давай! Потом
разберемся". Нередко осуществляет
мобилизацию всех материальных
и духовных ресурсов подчиненных
на выполнение конкретного задания.
При частом использовании данного
принципа страдает ритмичность
работы подразделения.
6. Конструктивный.
Для него характерен постоянный
поиск и создание условий для
полезных преобразований. По натуре
— это побудитель подчиненных
на использование в своей деятельности
нестандартных приемов. Он всегда
верит в "хорошую бумагу".
Обычно — это прирожденный аппаратчик,
склонный управлять людьми только из канцелярии.
Положительные тенденции — аккуратность,
подтянутость, осмотрительность.
8. Демонстрационный.
Часто прибегает к призывам, умеет
воодушевить людей на трудные
дела (возбуждает дух соперничества),
стремится к демонстрации своей
исполнительности перед вышестоящим
начальством.