Менеджмент в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………4
1.1 СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА …………………………………4
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА …………………………...7
1.3 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА …….8
2. ПРЕДПРИЯТИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ…………………………….10
2.1 МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ ……….10
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ………13
2.3 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ ………………………….17
2.4 УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ……………………………...22
2.5 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ………………………...24
2.6 МЕНЕДЖЕР, ЕГО ФУНКЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ ………………28
2.7 УЧАСТИЕ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ ………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент в МБ.docx

— 169.05 Кб (Скачать файл)

 

1.3  ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ  МЕНЕДЖМЕНТА

 

Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно - технические  аспекты. Содержание экономического аспекта  составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация  материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации  и руководству усилиями всего  персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится  система власти, посредством которой  регулируются отношения между руководителем  и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и  обычаи.

Правовой  аспект менеджмента отражает структуру  государственных, политических и экономических  институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения  торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное  регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно - технический аспект менеджмента  включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей  и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство  и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент  в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль.

Стратегическое  управление включает: 2

  • выработку цели менеджмента;
  • прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;
  • перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая  подразделяется на:

  • организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;
  • руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.

Контроль  включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как  исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

2 ПРЕДПРИЯТИЯ В МАЛОМ  БИЗНЕСЕ

 

2.1  МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИРМЫ

 

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения  своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю, менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею.

Предпринимательская идея — основа любого делового начинания. Чтобы она постоянно формировалась у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями, иметь необходимые знания о производстве той или иной продукции, о торговле, посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов.

Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей.

Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых  формируется, функционирует и развивается  организация как целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий  все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В  литературе она нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия".3 В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

Миссия  не должна зависеть от текущего состояния  организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая  на что, будут направляться усилия и  какие ценности будут при этом приоритетными.

Общая цель организации образует фундамент  для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким функциональным важнейшим  подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент.

Несомненно, наличие  миссии является причиной, почему такие фирмы, как «Форд», «МакДоналдс» и «Ал Би Эм», достигли своей сегодняшней величины. Опасность для малой организации заключается в выборе слишком сложной миссии.4 

Примеры формулировок миссии:

Организация

Миссия

Коммерческий банк

Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра  банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с  учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников

Ювелирно-художественная фирма

Производство и реализация изделий  из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком

Государственное предприятие, опытно-конструкторское  бюро

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих  мест и культуры производства, сохраняющей  и защищающей окружающую среду

Компания, производящая оборудование для  офисов

Наша цель - это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать капитал  в любую область, работающую прибыльно  и имеющую потенциал дальнейшего  роста


Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Стратегическое  управление предполагает, что фирма  определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.

• Продуктово - рыночная стратегия направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

• Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.

• Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

• Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

• Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей.

• Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.

• Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы, как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний. Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлениям определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; расширение зарубежных капиталовложений.

• Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.

• Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий - сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.

• Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей и используется наиболее часто крупными компаниями, выпускающими сложное оборудование и суда на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую малогабаритную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск зарубежных инвестиций велик.

  • Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности: создание заграничного производства, экспорт в третьи страны товаров и услуг, заграничное лицензирование.

Выбор стратегии  делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах  деятельности, установления приоритетов  и распределения ресурсов между  видами деятельности для обеспечения  будущего успеха.

 

2.2  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  УПРАВЛЕНИЯ

 

Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней  реализуются различные требования к совершенствованию системы  управления, находящие выражение  в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами  и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки); масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа).

Создание  эффективной структуры управления предприятием — одна из важнейших задач, которую должен решить начинающий предприниматель.5 Он должен определить, сколько людей, каких национальностей (специалистов), какой квалификации с какими личностными качествами ему нужно объединить в своей, организации, чтобы она могла эффективно работать. Потребность в рациональной структуре еще больше возрастает: по мере увеличения предприятия, расширения сферы его деятельности. На стадии зрелости даже процветания предприятия организационная структуру становится главнейшим фактором, определяющим его жизнеспособность. От способности предприятия адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать свои мощности.

Организационная структура управления предприятием – это целостная система элементов, связей и отношений между ними, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Информация о работе Менеджмент в малом бизнесе