Менеджмент в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………4
1.1 СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА …………………………………4
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА …………………………...7
1.3 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА …….8
2. ПРЕДПРИЯТИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ…………………………….10
2.1 МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ ……….10
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ………13
2.3 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ ………………………….17
2.4 УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ……………………………...22
2.5 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ………………………...24
2.6 МЕНЕДЖЕР, ЕГО ФУНКЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ ………………28
2.7 УЧАСТИЕ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ ………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент в МБ.docx

— 169.05 Кб (Скачать файл)

В структуре  предприятия выделяют следующие  элементы: звенья (отделы), уровни (ступени), руководства и связи (горизонтальные и вертикальные).

Для обеспечения  организационной структуры управления предприятиям необходимо соблюдать  принципы, приведенные на рис.2.

Рис.2 Принципы создания эффективной  
системы управления предприятием

Принцип единства означает единство управляющей системы (аппарата, органа управления) и управляемой системы (производства). Между управляющей и управляемой системами любой малой фирмы должна осуществляться прямая и обратная связь. Управляющая система получает от управляемой системы информацию. На основе полученной информации аппарат управления принимает решения. Таким образом, управление осуществляется на основе прямой и обратной связи.

Единство подчинения означает:

  1. группа сотрудников подчиняется одному поставленному над ней руководителю;
  2. подчиненные не должны получать от различных руководителей противоречивых, не увязанных между собой указаний.

Принцип соответствия означает, что все функциональные отделы должны соответствовать друг другу: в количестве и степени выполняемых основных функций управления, в информационном взаимодействии друг с другом, в нормативном обеспечении.

Местные органы управления — это по существу функции управления, выполняемые исполнительными органами власти.

Органы власти местного самоуправления осуществляют управление исходя из закона "О местном  самоуправлении".

Система связи означает, что все органы управления выполняют свои функции на основе тесной взаимосвязи между собой. Потеря связи означает потерю управления. Связи могут иметь различную форму: линейные (вертикальные), функциональные (горизонтальные), системные, региональные и др.

Принцип ориентированности означает, что каждое предприятие должно ориентироваться во внешних инфраструктурах (банки, биржи, финансовые организации, снабженческо-сбытовые организации) и уметь приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Дифференциация работы означает, что на предприятии должно быть четкое разграничение работ: кто за что отвечает, кто имеет право контроля, обжалования и т.д. Все это значительно повышает самостоятельность работников в вопросах управления.

Принцип доступности означает, что в условиях рыночных отношений, конкуренции свободный доступ должен быть осуществлен только в отношении той информации, которая не является секретной. Например, информация о степени загрязненности окружающей среды, о качестве продукции, о технике безопасности и т.д. Контроль за операциями должен осуществляться на всех стадиях выполняемой работы с использованием или без использования технических средств контроля.

Планирование — это одна из начальных стадий процесса управления. Это выбор цели, направления в развитии. Любая фирма должна тщательно и хорошо спланировать свою деятельность, так как от этого зависит выживаемость и прибыльность фирмы.

При формировании конкретных структур управления предприятия  необходимо учитывать следующее:

  • стратификацию, т.е. сколько уровней управления целесообразно применять. Если предприниматель только открыл свое дело, то достаточно использовать довольно простую структуру с одним или, как правило, двумя уровнями подчинения. Но по мере расширения дела, например, в банковском бизнесе, на производстве, число уровней управления в организации возрастает. Известно, что на крупных предприятиях управленческая лестница насчитывает от 12 до 20 ступеней;
  • формализацию, т.е. стиль руководства в организации и характер отношений между людьми в процессе деятельности. Если эти отношения регламентируются большим числом правил и инструкций, организация рассматривается как формальная. И чем больше будет правил, чем более бюрократичным будет стиль руководства, тем более формальной и системной должна быть структура предприятия;
  • централизацию и децентрализацию, т.е. иерархию принятия и доведения решений, перечень вопросов, которые должно решать высшее руководство. В организации централизованного типа важные и второстепенные вопросы стремится решить сам руководитель (группа руководителей). Но более прогрессивной и эффективной признается такая организация, где руководитель передает значительную часть своих полномочий на низшие уровни управления и тем самым способствует развитые творческого потенциала своих сотрудников;
  • сложность организационной структуры. Она зависит от видов, количества и взаимодействия различных отделов на предприятии, числа руководящих работников, сотрудников и т.д.

Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно  изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.

 

2.3  ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СТРУКТУР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ

 

С точки  зрения полномочий, прав, обязанностей и ответственности, предприятия  в малом бизнесе классифицируются по следующим организационным типам  структур управления:

линейной; линейно-функциональной; проектной и матричной; венчурной  и инновационной внутрифирменной. Линейная организация управления строится на распределении прямых должностных  обязанностей таким образом, чтобы  каждый работник был максимально  нацелен на выполнение стоящих перед  фирмой задач. Линейная структура предполагает осуществление прямых воздействий  на подчиненных и концентрацию у  предпринимателя-руководителя всех функций  управления. Все полномочия являются прямыми (линейными). Они идут от высшего  эвена управления к низшему.

 
Рис.3 Линейная структура управления

Преимущества линейной структуры управления:

• строго соблюдается принцип единоначалия и персональной ответственности руководителя-предпринимателя за результаты работы своих подчиненных;

• работники  не могут получать от своего руководителя противоречивых и не увязанных между  собой указаний. Предприниматель  один несет всю ответственность  за свои действия; оперативность принятия решений; простота в понимании и  использовании информации; возможность  поддержать необходимую дисциплину, надежность и экономичности правления.

Недостатки линейной структуры:

  • негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту предприятия;
  • метод управления может быть бюрократическим, диктаторским;
  • предприниматель должен обязательно быть профессионалом в своем деле и разбираться во всех вопросах, что часто весьма затруднительно из-за их большого числа и различного характера.

Практически линейная структура применяется  в единоличном владении и на малых предприятиях с небольшим количеством работников.

Линейно-функциональная организационная  структура управления сочетает в себе элементы и линейного, и функционального управления, т.е. линейное управление, подкрепляется специальными вспомогательными службами (рис.4а).

 

Рис.4а,б Системы управления: а) линейно-функциональная; б) проектная

Недостатки  данных структур: разногласия между  линейными и функциональными  работниками; предпринимателю труднее  координировать деятельность функциональных работников. Практически данные структуры управления используется в малом бизнесе, когда предприниматель расширяется и наращивает объем производства (реализации) продукции.

Проектная и матричная структуры  управления. Проектная структура применяется при разработке и руководстве специальным проектом. Она называется также программно-целевой. Разновидностью и развитием этой структуры является матричная, или клеточная, организационная структура.

Проектная структура — это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Она образуется внутри функционального подразделения (рис.4б). Ее членами являются высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления определенного проекта. Когда проект завершен, группа распускается: одна часть специалистов уходит на свои прежние места, другая часть переходит в новую проектную команду. Особенность этой структуры заключается в том, что сотрудники подчиняются одновременно двум руководителям - руководителю проекта и руководителю отдела, в рамках которого эта группа работает. Многие предпринимательские фирмы создают такие структуры, чтобы сконцентрировать внимание и усилие на разработке особо важных новых технологий, продуктов, т.е. на инновациях.

Матричная структура является развитием проектных структур. Она представляет собой комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. Матричные структуры появились в 50-60-х годах в небольших по размеру авиакосмических фирмах США. Они были слишком малы, чтобы эффективно использовать чисто проектную (как правило, дорогостоящую) структуру. В корпорациях "Дженерал Электрик", "Шелл Ойл" и в других были проведены эксперименты по наложению проектной структуры на функциональную. Полученная схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток.

На рис.5 ниже дан пример простой матричной  структуры. В предпринимательской  фирме одновременно осуществляются создание и выпуск четырех продуктов, за каждый из которых отвечает отдельный  руководитель. Все четыре группы служащих выполняют полную цепочку функций, от создания продукта до производства и продаж.

Преимущества матричной структуры: дает возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям деятельности фирмы; позволяет осуществлять эффективное балансирование между запросами потребителя и необходимостью экономии ресурсов; способствует поддержанию прямых контактов между специалистами, прямому доступу к необходимой информации: ослабляет бюрократические тенденции внутри отдела: как правило, увеличивает мотивацию деятельности за счет более демократических норм поведения, чем это принято в функциональной структуре.

Рис.5 Матричная структура  управления

Недостатки  матричной структуры: сложность  структуры, способность породить конфликтные  различные ситуации из-за нечеткого  определения полномочий руководителей.

Анализ  предпринимательства в зарубежных странах показал, что использование проектных и матричных структур целесообразно при следующих условиях:

  • Когда разрабатываемый проект должен быть уникальным; работа над ним не должна носить рутинный характер.
  • Когда имеет место частая смена ассортимента или технологии.
  • Работа группы над проектом должна вестись ограниченное время. Как только начинается серийное производство изделия, дальнейшая работа по его совершенствованию ведется в обычных функциональных отделах.
  • Когда проблема решается общими усилиями членов группы.

Венчурная и инновационная структуры. Современными модификациями проектных (программно-цёлевых) организационных структур являются венчурная и инновационная. Оба эти названия в определенной степени являются синонимами. Английское слово "venture" означает рискованное дело. Как правило, рискованное дело в бизнесе связано с разработками инноваций, т.е. принципиально новых технологий, товаров или услуг.

 

2.4  УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ

 

В настоящее  время можно говорить о новом качестве рыночной стратегии фирмы, что связано с развитием принципиально новой информационной базы общества на основе его полной компьютеризации. Возможность получения и исследования деловой информации ставит хозяйствующих субъектов в относительно равное положение, что влечет за собой зарождение нового типа рыночного поведения. Располагая данными о рыночной конъюнктуре, предприниматель чувствует себя более "спокойно", поскольку способен оценить ситуацию и разработать собственную стратегию.

При разработке плана по маркетингу необходимо располагать обширной и надежной информацией о ситуации на рынке. Самым лучшим источником, информации является, пожалуй, покупатель. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, Вы должны понимать проблемы покупателя и тогда Вы сможете предложить ему решение, выдерживающее проверку временем.

Поэтому управление маркетингом предполагает проведение "оперативных советов", "совместных исследований рынка", "отраслевых конференций". На этих встречах покупатели высказывают свои замечания по поводу деятельности Вашей фирмы, ее политики, а также говорят о своих потребностях и проблемах. "Отраслевые конференции" представляют собой встречи сотен покупателей, которых знакомят с новейшими достижениями. Потребители делятся друг с другом своими впечатлениями. Можно предложить одному из Ваших покупателей заключить соглашение о проведении совместного маркетингового исследования, носящего конфиденциальный характер. В соответствии с этим соглашением Вы устанавливаете у покупателя опытный образец изделия, которое только еще предстоит пустить в серию. Это помогает оценить Ваш продукт в реальных условиях, а покупатель получает изделие, разработанное с учетом его специфических требований.

Элементами  хорошо увязанного плана маркетинга являются следующие:

  • четкая задача организации;
  • долгосрочные конкурентные преимущества;
  • стабильность во времени;
  • четко определенный целевой рынок;
  • координация структуры маркетинга;
  • сопоставимые долго-, средне- и краткосрочные части плана;
  • координация между хозяйственными стратегическими подразделениями.

Функции управления по вопросам маркетинга включают:

Информация о работе Менеджмент в малом бизнесе