Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа
Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы социально-культурного менеджмента;
- рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях;
- исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере;
- изучить функции менеджера социально-культурной сферы;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………….5
1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента……………………………………………....………………………5
1.2 Менеджмент в социально-культурных учреждениях…………………………………………..………………………….9
1.3 Арт-менеджмент…………………………………………………………….10
1.4 Менеджмент выставок и презентации…………………………………….12
1.5 Типы менеджеров……………………………………………………………13
1.6 Особенности деятельности менеджера СКД………………………………14
1.7 Профессиональное мышление менеджера…………………………………17
1.8 Этика взаимоотношений менеджера с представителями…………………20
1.9 Этика отношений: менеджер-менеджер……………………………………21
Глава 2. Практика социально-культурного менеджмента……………………………………………………………………25
Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………..34
Литература……………………………………………………………………...36
МИНОБРАНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Санкт-Петербургский
экономический университет»
Кафедра экономики и менеджмента телевидения и киноиндустрии
МЕНЕДЖМЕНТ
Тема: «Менеджмент в социально-культурной сфере»
Выполнил: Емуранова Екатерина Павловна
студентка группы 5601
Подпись: ______________________________
Преподаватель: Саратовцев Юрий Иванович
(Фамилия И.О.)
Должность: Профессор
уч. степень, уч. звание
Оценка: _____________Дата: ________________
Подпись: ______________________________
Санкт-Петербург
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы менеджмента в социально-
1.1 Научные основы социально-культурного
менеджмента……………………………………………..
1.2 Менеджмент в социально-
1.3 Арт-менеджмент…………………………………………
1.4 Менеджмент выставок и презентации…………………………………….12
1.5 Типы менеджеров……………………………………………………
1.6 Особенности деятельности менеджера СКД………………………………14
1.7 Профессиональное мышление менеджера…………………………………17
1.8 Этика взаимоотношений менеджера с представителями…………………20
1.9 Этика отношений: менеджер-менеджер…………………………………
Глава 2. Практика социально-культурного
менеджмента…………………………………………………
Особенности управления персоналом в
социально-культурном учреждении……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.
Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.
Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Задачи:
- раскрыть теоретические
основы социально-культурного
- рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях;
- исследовать особенности
менеджмента в социально-
- изучить функции менеджера социально-культурной сферы;
Предмет исследования: менеджмент социально-культурной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере.
1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента.
Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. По сути дела, он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. технология, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
Механизмы менеджмента
в социокультурной сфере
Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.
Управление социокультурной деятельностью - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.
Такие условия могут быть непосредственными - материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными — бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.
Современная управленческая культура должна строиться на принципах "открытости" культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.Хотя и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущность культуры.
Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреждений культуры.
Управление социокультурной деятельностью - это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных, социокультурных цепей.
Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.
Оптимальная модель управления социокультурной деятельностью не должна обходить стороной содержание самой культуры, состав ее ценностей, недостаточно лишь констатировать и признавать "множественность культур", но при этом объявлять о неспособности обеспечить развитие и поддержку этой "множественности", оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры.
Возможные пути дальнейшего развития культуры могут быть найдены при решении ряда концептуальных управленческих проблем.
1) Роль государства в области культуры должна базироваться, в первую очередь, на признании множественности субъектов культурной политики. Необходимо создание системы коллективных субъектов развития культуры, внутри которой сложились бы условия согласованного взаимодействия на основе партнерско-договорых отношений, включающей представителей различных формирований, творческих работников, потенциальных спонсоров, учреждения культуры. Это позволит перейти от вертикально-линейных принципов руководства культурой к принципам саморазвития.
2) Новая управленческая
философия может быть основана
на отношении в сфере культуры
как к "открытой системе",
ее успешное развитие во
3) Обновление функций управления, переход к "партнерским" отношениям, проектирование ситуаций тесного взаимодействия предопределяется "многоукладностью" культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятельности. Основной принцип новой культурной политики - от управления к системе регулирования.
4) С возникновением
нового общественного и
Таким образом, социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых выступают федеральные, региональные (субъекты федерации) и районные органы управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.
Вместе с тем, социокультурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть которой определяется человеческим фактором, межличностными коммуникациями, характером взаимодействия людей как субъектов социокультурных отношений.
Планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация предполагает назначение рабочих задач,их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей.
Таким образом, все функции
менеджмента и функции
В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования.
1.2 Менеджмент в социально-культурных учреждениях.
Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.