Менеджмент в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы социально-культурного менеджмента;
- рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях;
- исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере;
- изучить функции менеджера социально-культурной сферы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………….5

1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента……………………………………………....………………………5

1.2 Менеджмент в социально-культурных учреждениях…………………………………………..………………………….9

1.3 Арт-менеджмент…………………………………………………………….10

1.4 Менеджмент выставок и презентации…………………………………….12

1.5 Типы менеджеров……………………………………………………………13

1.6 Особенности деятельности менеджера СКД………………………………14

1.7 Профессиональное мышление менеджера…………………………………17

1.8 Этика взаимоотношений менеджера с представителями…………………20

1.9 Этика отношений: менеджер-менеджер……………………………………21

Глава 2. Практика социально-культурного менеджмента……………………………………………………………………25

Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении………………………………………………………………………25


Заключение……………………………………………………………………..34

Литература……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент в социально-культурной сфере.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В психологии выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное и творческое; интуитивное и аналитическое; реалистическое и артистическое. Но в контексте менеджерской деятельности отчетливо проявляются и определенные типы мышления.

Мышление менеджера, ориентированное  на новации, поиск "ноу-хау", прорывные  социокультурные технологии, творчество, генерацию идей, новых форм и методов  работы, предопределяет инновационный  характер деятельности.

Мышление менеджера, который  уверен в правильности своей деятельности, работает с высокой степенью самоотдачи, "выкладывается" на работе, стремится  добиться поставленных целей не только в своей непосредственной работе, но и в работе учреждения культуры в целом, может обеспечивать активно-созидательную деятельность. Пассивно-исполнительское мышление не является прогрессивным. Как правило, менеджеры с таким мышлением - хорошие исполнители, педантично делают свою работу, но только в рамках должностной инструкции, их обычно называют "службистами". Они не проявляют инициативу, творчество, но отлично выполняют приказы и распоряжения.

Такой тип мышления широко распространен в структурах управления с жесткой исполнительской дисциплиной, в которых строго регламентированы служебные, технологические и производственные отношения. Этот тип мышления абсолютно неприемлем для менеджмента социокультурной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает развитие творческого потенциала и не способен функционировать иначе.

применяются особые процедуры  разрешения споров и конфликтов.

Профессию менеджера  социокультурной деятельности, можно  определить как род деятельности, источником мотивации которой является искусство побуждения людей к  достижению желаемых целей, получению  намеченных результатов.

Глава 2. Практика социокультурного менеджмента.

Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении.

Высокий уровень профессиональной управленческой культуры дает возможность менеджеру: предвидеть результаты своей деятельности; прогнозировать развитие социокультурной деятельности; применять различные методы и технологии социокультурного управления; делать работу осознанно, творчески, инициативно; передавать свои знания и опыт исполнителям; выполнять гуманистическую миссию социокультурной деятельности, определять перспективы ее развития.

Профессиональная управленческая культура менеджера социокультурной деятельности структурно складывается из таких компонентов, как личность - его профессионально-статусная позиция — его деятельность.

Структура органов, организаций  и учреждений, оказывающих управленческое воздействие на социокультурную сферу, дифференцируется по уровням, направлениям и характеру деятельности, что собственно и определяет соответствующие виды менеджмента и типологию менеджеров.

В зависимости от уровня органа управления, представленные в нем менеджеры социокультурной деятельности градируются соответствующим статусным положением государственной иерархии:

-  менеджеры отдела  культуры при Президенте Российской

Федерации;

-  менеджеры выборных  органов власти (в том числе  комитета по культуре Государственной Думы РФ, включая депутатов Госдумы РФ, менеджеров-референтов, обеспечивающих работу

указанного комитета);

-  менеджеры выборных  органов представительной власти, аналогичных подразделений субъектов Федерации и муниципальных органов;

-   менеджеры органов  исполнительной власти (отдел по  культуре при Правительстве РФ);

-   менеджеры   органов  исполнительной власти  субъектов Федерации, муниципальных  органов (зам. губернаторов, зам. глав администрации, курирующих вопросы культуры, образования, туризма, спорта и т.д.).

Статусная иерархия ведомственного социокультурного менеджмента дифференцируется на:

-  менеджеров департаментов,  отделов и других структур  Министерства культуры РФ и других министерств, представляющих те или иные направления социокультурной деятельности, Государственного Российского Дома народного творчества;

-  менеджеров по  культуре и искусству республик,  краев и областей РФ, региональных  методических центров;

-   менеджеров  организаций   и  учреждений,   входящих   в структуру социокультурной  сферы.

Начальник департамента Министерства культуры и его заместитель выполняют функции менеджерской деятельности по отношению к коллективу специалистов, входящих в структуру департамента, равно как и начальники отделов департамента осуществляют аналогичные функции внутри отделов. Эти же субъекты управления выполняют менеджерские функции и к нижестоящим органам, организациям и учреждениям культуры и искусства.

Более сложные функции  выполняют специалисты указанных подразделений Министерства культуры. В отделах департаментов работают, как правило, узкие специалисты по отдельным отраслям культуры и видам искусства.

Их функциональное предназначение определяется, прежде всего, разработкой перспективных целевых программ и проектов развития конкретных направлений культуры и искусства, но в то же время они обеспечивают продвижение и реализацию их в реальной практике деятельности учреждений культуры, и, стало быть, они также выступают в роли менеджеров по отношению к нижестоящим органам, организациям и учреждениям культуры.

Таким образом, специалисты  министерства выполняют двойную  функцию: выступают в роли объекта  менеджмента со стороны начальников  своих подразделений; являются субъектами менеджерской деятельности по отношению к нижестоящим структурам и их сотрудников.

      Несколько иная модель распределения профессиональных ролей складывается в "первичных", главных организациях и учреждениях социокультурной сферы, где и происходят основные "события", осуществляется процесс взаимодействия с людьми, ради которого и благодаря которому живут и развиваются все другие структуры управления.

Организация деятельности локальных подразделений позволяет гибко и динамично варьировать направления в работе. Близкие по своим функциям структурные подразделения объединены сопричастным менеджментом директора и его заместителей.

Подобная дифференциация структуры всего учреждения и  в то же время соподчинение смежных  подразделений соответствует матричной структуре менеджмента, построенного по принципу выбора и разработки актуальных проблем, используемого в других отраслях.

Количество таких секторов (подразделений) в каждом отдельном учреждении культуры, например, существенно различается. Все зависит от типа учреждения, его статуса и категории, установленной вышестоящим органом по структурной сетке.

Учреждения культуры, имеющие более низкие категории  и вообще безкатегорийные, повсеместно  имеют дефицит штатных работников, хотя и стремятся его восполнить за счет собственных внебюджетных средств. Но во всех случаях численность сотрудников учреждений культуры различных типов всегда несопоставима с коллективами, скажем, промышленных предприятий или бюрократическими учрежденческими аппаратами управления и др.

Следовательно, "мини" коллектив (5-12 человек) учреждения культуры не может использовать классическую модель менеджмента.

Управление маленькой  группой людей основано, прежде всего, на исключительной совместимости и  профессиональной компетентности каждого члена группы. В целом это команда специалистов, объединенная единой целью, увлеченная общим делом, ответственная за успехи и просчеты в работе в целом всего учреждения культуры.

Специалисты, работающие в малочисленном коллективе учреждения культуры, всегда работают лучше, если руководствуются собственной мотивацией, а не только должностной инструкцией. Ставка на постоянный и жесткий контроль, следование жестким инструкциям лишает коллектив гибкости и творчества.

Каждый член команды специалистов выполняет собственную целевую задачу в рамках своей квалификации, возглавляя определенное направление в работе учреждения культуры (развитие художественного творчества, организация и постановка культурных программ, работа с детьми и подростками и др.). В этом статусе специалисты учреждений культуры выступают уже как организаторы, менеджеры по отношению к предмету своей непосредственной деятельности, вовлекая в эту сферу различные категории населения.

    Важнейшей проблемой управленческой науки являются служебные взаимоотношения руководителя и подчиненного. В них пересекаются вопросы стиля работы, психология взаимоотношений, технология принятия решений, их исполнение и, конечно же, умение давать задания и поручения подчиненным. Последнее имеет прямое отношение к управлению кадрами, но будучи основной сферой деятельности руководителей, мало осознается ими и не эффективно реализуется.

Управление сотрудникам составляет суть управления, и деятельность  другими словами, управление можно определить - как умение выполнять свою работу через других людей.

Руководитель, передавая  дела своим подчиненным, по существу, дает им возможность работать. А тот руководитель, который не делает этого, на самом деле вообще не руководит, да и не может успешно руководить.

Умение поручать дела подчиненным создает определенные преимущества руководителю:

-  перемещает внимание  с того, что может сделать сам,  на то, что должен контролировать;

- освобождает время  для более важной работы;

-  развивает инициативу, обогащает опыт, знания, компетентность подчиненных;

- фиксирует уровни, на  которых принимаются решения.

В практической деятельности встречается большое число руководителей, которые не в состоянии сдерживать свое желание "засучив рукава" действовать самому.

Умение не только правильно  распределять работу среди подчиненных, но и просто давать поручения и  задания работникам социокультурных учреждений, которые не выпускают товар, измеряемый в килограммах, метрах, штуках или других дефинициях, а создают художественный продукт в виде произведений культуры, искусства, услуг населению, к руководителям, даже предрасположенным к управленческой деятельности, приходит не сразу.

        Умение управлять большим и малым коллективом людей, умение оптимально распределять рабочие задания, контролировать, спрашивать и поощрять сотрудников требует от руководителя высокого мастерства, в основе которого находятся знания, умения и навыки, практический опыт и, конечно же, природные задатки управленца.

Казалось бы, все понятно, однако на пути осуществления оптимального управления возникают несколько серьезных препятствий: сам руководитель; исполнители и ситуация.

    1.Факторы сдерживания в руководителе: а) недостаток опыта работы и неумение распределять работу сотрудникам; б) заблуждение по поводу того, что руководитель выполнит любую работу лучше других; в) неуверенность в себе; г) неуверенность в своих подчиненных; д) нежелание допускать ошибки; ж) боязнь, что подчиненные невзлюбят; з) стремление к жесткому контролю; е) неумение устанавливать эффективный контроль и доводить дело до конца; и) недостаточная личная организованность и неумение сбалансировать собственную нагрузку; к) неясность поставленных задач и неумение их объяснить людям; л) неумение усовершенствовать работу подчиненных; м) неумение передавать полномочия по должностной иерархии.

    2.Противодействие исполнителей: а) нежелание брать на себя ответственность; б) недостаток опыта; в) некомпетентность; г) боязнь ошибиться; д) перегруженность работой; ж) неорганизованность и неумение доводить дело до конца.

    3.Противодействие   ситуации:   а)   недостаток  штатных единиц; б) рискованность решений; в) обстановка нетерпимости к ошибкам; г) нарушение очередности и ритма в работе.

Все эти проблемы вместе и по отдельности ведут к желанию действовать, а не руководить. Всякий раз, когда руководитель впадает в заблуждение, что сделает какую-то работу лучше других, у него укрепляется убеждение, что никто, кроме него не сможет так же эффективно выполнить поставленную задачу.

Эта ситуация будет повторяться. Каждый раз, когда руководитель не может объяснить сотруднику, что тот должен сделать, и в случае необходимости обучить его, он обрекает себя на то, что в следующий раз тоже будет делать эту работу сам, ибо никто другой так и не узнал, как ее делать.

Выйти из этой, на первый взгляд, тупиковой ситуации поможет хорошо усвоенная аксиома: даже в том случае, когда руководитель лучше выполняет то или иное дело, он обязан выбирать не между качеством своей работы и работой подчиненного, а между качественным выполнением какой-то одной задачи и обязанностями руководителя, которой и должен посвящать свое рабочее время. В этом случае сотрудники смогут выполнять свою конкретную работу лучше своего руководителя.

Следовательно, умение руководителя распределять работу и давать поручения  обладает ценным преимуществом - результат достигается не за счет того, что руководитель может делать лично сам, а за счет того, как он может контролировать весь процесс деятельности учреждения, так как успех приходит благодаря усилиям не одного человека, а многих людей. Сотрудник, который работает на руководителя (учреждение), по сути, является его продолжением.

Немалую группу руководителей  составляют управленцы, методы работы которых совершенно противоположны изложенному выше стилю. Заняв должность руководителя, они видят свою роль только лишь в раздаче поручений, заданий, указаний, рассылке приказов и распоряжений.

В менеджменте есть теория, согласно которой самые эффективные  стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Под зрелостью понимается способность подчиненных нести ответственность за результаты работы, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо вы полнить. В зависимости от характеристик выполняемой задачи отдельные работники и группы проявляют различный уровень «зрелости». Руководитель должен оценить эту степень зрелости и соответствующий стиль поведения.

Информация о работе Менеджмент в социально-культурной сфере