Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:26, статья
Менеджмент в сфере культуры и искусства – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.
Менеджмент в сфере культуры и искусства – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.
Менеджмент в сфере культуры и искусства как междисциплинарная область интеллектуальной деятельности людей базируется на нескольких концепциях, которые включают управление:
• операциями, что раскрывает интеллектуальный и технический аспекты менеджмента в организации;
• трудовыми операциями, что раскрывает социальный аспект;
• маркетингом, что раскрывает рыночный аспект;
• коммуникациями, что раскрывает информационный аспект;
• собственностью, что раскрывает имущественный аспект менеджмента.
В организационных системах культуры и искусства указанные аспекты менеджмента системно связаны между собой и развиваются комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций.
В качестве объектов руководства и управления дисциплина «Менеджмент в сфере культуры и искусства» изучает организационные системы в интеллектуальной сфере деятельности, что осложняет некоторые процедуры менеджмента из-за повышенной неопределенности создания интеллектуальной собственности.
В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие основные функции в сфере культуры и искусства, которые позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин.
1. Научная
функция. Формируя основные понятия
и закономерности
2. Познавательная
функция. Менеджмент выявляет
закономерности управления
3. Прогностическая
функция. В менеджменте для
принятия решений важное
4. Практическая
функция. Познав закономерности
развития экономических
Культура и искусство в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре включает следующие виды деятельности:
• охрану, сохранение, использование и популяризацию культурного наследия;
• художественную литературу, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; кинематографию и иные аудиовизуальные искусства;
• художественные народные промыслы и ремесла, народную культуру (языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы);
• самодеятельное (любительское) художественное творчество; сохранение, изучение и демонстрацию музейных предметов и коллекций, книжных памятников и иных культурных ценностей, архивных документов;
• коллекционирование культурных ценностей;
• библиотечное дело, создание произведений печати, их распространение и использование;
• эстетическое и художественное воспитание, образование, педагогическую деятельность в этой области;
• научные исследования в сфере культуры и искусства;
• международные культурные обмены;
• деятельность, в результате которой сохраняются и осваиваются культурные ценности.
Услуги культуры также подразделяются на два вида:
• услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т. д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю);
• услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т. д.
В учетной и плановой практике к показателям развития культуры и искусства принято относить:
по библиотекам:
♦ количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населения;
♦ количество книг в библиотеках в абсолютном и относительном выражениях;
♦ количество читателей;
по учреждениям клубного типа:
♦ количество клубов, в том числе на 1000 тыс. населения раздельно для разного типа населенных пунктов (городское, сельское население);
♦ количество мероприятий и клубных объединений;
по музеям:
♦ количество музеев в абсолютном и относительном значениях и количество посетителей;
по учреждениям искусства:
♦ количество театров (в том числе по жанрам), их вместимость (в абсолютном значении и на 10 тыс. населения);
♦ количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств и собственных доходов;
по кинематографии:
♦ количество произведенных кинофильмов;
♦ количество кинотеатров;
♦ количество киноустановок;
♦ количество зрителей;
♦ валовой сбор денежных средств;
по радио и телевидению:
♦ объем передач в среднесуточном исчислении;
♦ средневзвешенный процент охвата населения теле– и радиовещанием.