Менеджмент в сфере культуры и искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:26, статья

Краткое описание

Менеджмент в сфере культуры и искусства – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

Вложенные файлы: 1 файл

3Менеджмент в сфере культуры и искусства.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Менеджмент  в сфере культуры и искусства  – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

 

Менеджмент в  сфере культуры и искусства как  междисциплинарная область интеллектуальной деятельности людей базируется на нескольких концепциях, которые включают управление:

 

• операциями, что раскрывает интеллектуальный и технический аспекты менеджмента в организации;

 

• трудовыми операциями, что раскрывает социальный аспект;

 

• маркетингом, что раскрывает рыночный аспект;

 

• коммуникациями, что раскрывает информационный аспект;

 

• собственностью, что раскрывает имущественный аспект менеджмента.

 

В организационных  системах культуры и искусства указанные  аспекты менеджмента системно связаны  между собой и развиваются  комплексно. Однако в зависимости  от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций.

 

В качестве объектов руководства и управления дисциплина «Менеджмент в сфере культуры и искусства» изучает организационные  системы в интеллектуальной сфере  деятельности, что осложняет некоторые  процедуры менеджмента из-за повышенной неопределенности создания интеллектуальной собственности.

 

В общетеоретическом  плане менеджмент выполняет следующие  основные функции в сфере культуры и искусства, которые позволяют  лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин.

 

1. Научная  функция.  Формируя основные понятия  и закономерности хозяйственной  деятельности в системе культуры  и искусства, менеджмент теоретически  осмысливает и практически осваивает  сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием интеллектуальной собственности.

 

2. Познавательная  функция.  Менеджмент выявляет  закономерности управления экономикой, определяет сложные взаимосвязи  различных экономических процессов  в сфере культуры и искусства.

 

3. Прогностическая  функция.  В менеджменте для  принятия решений важное значение  имеют экономические прогнозы  и вероятностные показатели (в  частности, для предсказания успеха  или неудачи, совершенствования  структуры интеллектуальной деятельности).

 

4. Практическая  функция.  Познав закономерности  развития экономических процессов  в системе культуры и искусства, менеджмент определяет пути реализации  экономических идей, инновационных  технологий.

 

Культура и  искусство в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре включает следующие виды деятельности:

 

• охрану, сохранение, использование и популяризацию культурного наследия;

 

• художественную литературу, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; кинематографию и иные аудиовизуальные искусства;

 

• художественные народные промыслы и ремесла, народную культуру (языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы);

 

• самодеятельное (любительское) художественное творчество; сохранение, изучение и демонстрацию музейных предметов и коллекций, книжных памятников и иных культурных ценностей, архивных документов;

 

• коллекционирование культурных ценностей;

 

• библиотечное дело, создание произведений печати, их распространение и использование;

 

• эстетическое и художественное воспитание, образование, педагогическую деятельность в этой области;

 

• научные исследования в сфере культуры и искусства;

 

• международные культурные обмены;

 

• деятельность, в результате которой сохраняются и осваиваются культурные ценности.

 

Услуги культуры также подразделяются на два вида:

 

• услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т. д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю);

 

• услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т. д.

 

В учетной и  плановой практике к показателям  развития культуры и искусства принято  относить:

 

по  библиотекам:

 

♦ количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населения;

 

♦ количество книг в библиотеках в абсолютном и относительном выражениях;

 

♦ количество читателей; 

 

по  учреждениям клубного типа:

 

♦ количество клубов, в том числе на 1000 тыс. населения раздельно для разного типа населенных пунктов (городское, сельское население);

 

♦ количество мероприятий и клубных объединений;

 

по  музеям:

 

♦ количество музеев в абсолютном и относительном значениях и количество посетителей;

 

по  учреждениям искусства:

 

♦ количество театров (в том числе по жанрам), их вместимость (в абсолютном значении и на 10 тыс. населения);

 

♦ количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств и собственных доходов;

 

по  кинематографии:

 

♦ количество произведенных кинофильмов;

 

♦ количество кинотеатров;

 

♦ количество киноустановок;

 

♦ количество зрителей;

 

♦ валовой сбор денежных средств;

 

по  радио и телевидению:

 

♦ объем передач в среднесуточном исчислении;

 

♦ средневзвешенный процент охвата населения теле– и радиовещанием.


Информация о работе Менеджмент в сфере культуры и искусства