Менеджмент и стратегическое планирование на фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:52, контрольная работа

Краткое описание

Тема менеджмента и стратегического планирования фирмы очень актуальна, особенно для российских предприятий. Актуальность обусловлена тем, что до перестройки управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось на макроуровне, т.е. на уровне государства.
Монополия на внешнюю торговлю и другие виды экономической деятельности давало право государству устанавливать, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле. Так же государство посредством экспортно-импортного плана определяло что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..….3
Менеджмент и его задачи………………………………………………….4
Цели менеджмента…………………………………………………………5
Стратегическое планирование…………………………………………….6
Сущность, функции стратегического планирования…………………….7
Цели организации………………………………………………………….8
Оценка и анализ внешней среды………………………………………….9
Управленческое исследование внутренних факторов фирмы…………..10
Основные причины (мотивы) выхода на внешние рынки ……………..12
Основные трудности и опасности выхода на внешние рынки………....12
Выбор целевого рынка для внешнеэкономической деятельности…….13
Стратегии поиска зарубежного рынка сбыта……………………………13
Основные объекты изучения внешних рынков………………………….14
Изучение рыночной деятельности на внешних рынках………………..16
Стратегические методы международного маркетинга…………………19
Контроль и оценка эффективности внешнеэкономической
деятельности………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

международный менеджмент (реферат).docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Институт _________________________________________________________

(название института)

Кафедра __________________________________________________________

(название кафедры)

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине « Международный  менеджмент»

по теме: «Менеджмент и  стратегическое планирование на фирме»

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности ____________________

специализации ____________________

____ курса __________ группы

№ студенческого билета

(зачетной книжки) __________ ____________ _____________________________

                                                                       (подпись)                                (инициалы и фамилия)

 

Руководитель работы:

___________________________ ____________ ____________________________

               (ученая степень, звание)                            (подпись)                                (инициалы и фамилия)

 

 

 

Москва – 200__ г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..…..….3
  2. Менеджмент и его задачи………………………………………………….4
  3. Цели менеджмента…………………………………………………………5
  4. Стратегическое планирование…………………………………………….6
  5. Сущность, функции стратегического планирования…………………….7
  6. Цели организации………………………………………………………….8
  7. Оценка и анализ внешней среды………………………………………….9
  8. Управленческое исследование внутренних факторов фирмы…………..10
  9. Основные причины (мотивы) выхода на внешние рынки ……………..12
  10. Основные трудности и опасности выхода на внешние рынки………....12
  11. Выбор целевого рынка для внешнеэкономической деятельности…….13
  12. Стратегии поиска зарубежного рынка сбыта……………………………13
  13. Основные объекты изучения внешних рынков………………………….14
  14. Изучение рыночной деятельности на внешних рынках………………..16
  15. Стратегические методы международного маркетинга…………………19
  16. Контроль и оценка эффективности внешнеэкономической  
    деятельности………………………………………………………………20
  17. Заключение…………………………………………………………………22
  18. Список литературы ……………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Тема менеджмента и  стратегического планирования фирмы  очень актуальна, особенно для российских предприятий. Актуальность обусловлена  тем, что до перестройки управление внешнеэкономическими связями в  нашей стране осуществлялось на макроуровне, т.е. на уровне государства.

Монополия на внешнюю торговлю и другие виды экономической деятельности давало право государству  устанавливать, какие организации,  в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле. Так же государство посредством экспортно-импортного плана определяло  что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее

Однако с началом перестройки, а именно с 1987 г.,  на внешний рынок  допускается практически любая  организация (предприятие, фирма) нашей  страны, чья продукция обладает конкурентоспособностью на мировом рынке. Государственная  монополия на ведение внешнеторговых операций ослабла, а затем была устранена. В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма), соблюдая соответствующие  законодательные регламентации, может  самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне. Государству в этом случае отводятся функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию внешнеэкономической деятельности российских предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов и обеспечения экономической безопасности России, эффективного продвижения отечественных товаров на мировые рынки.

В данной работе рассмотрены  аспекты менеджмента фирмы, основы стратегического планирования, оценка и анализ внешней среды, а так же особенности стратегического планирования во внешнеэкономической деятельности, основные проблемы, задачи и вопросы, решение которых поможет добиться высокой эффективности внешнеэкономической деятельности фирмы

 

 

 

 

2. Менеджмент и его задачи

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной на определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы..

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:

  • определение конкретных целей развития фирмы
  • выявление приоритетности целей, их очередности и 
    последовательности решения
  • разработка стратегии развития фирмы
  • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • установление контроля за выполнением задач

Менеджмент  в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии:

  • стратегическое управление (включает в себя выработку цели менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели)
  • оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер
  • контроль (включает анализ достигнутых результатов - обратная связь - и выступает как исходный пункт нового цикла управления).

 

 

3. Цели менеджмента

Разработка  экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В связи с этим следует различать:

I. ЦЕЛИ ОБЩИЕ.  
Отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития фирмы. Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по следующей схеме:

а) обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доля на рынке, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции;

б) обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;

в) разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной политики, включая вертикальную интеграцию, приобретения и слияния, развитие информационных систем, разработка новых видов продуктов.

II. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ.   
Разрабатываются в  рамках  общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях:

а) определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода.

б) другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов)

в) цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке; рост прибыли.

На  современном этапе развития возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки.

4. Стратегическое планирование

В понятие "планирование" входит определение  целей и путей их достижения. Сам  процесс планирования проходит четыре этапа:

  • разработка общих целей
  • определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет)
  • определение путей и средств их достижения
  • контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими

Качество  планирования в большей степени  зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые "надбавками безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана.

В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные  задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях.

Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт
  • адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям)
  • внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
  • осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

5. Сущность, функции стратегического планирования

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

Стратегические  планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть  неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Информация о работе Менеджмент и стратегическое планирование на фирме