Менеджмент социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Центром социально-педагогического знания является человек с его поведением, отношением к миру, к его социальным и культурным ценностям. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом – педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.
При этом конечная цель социально-педагогической, как и управленческой деятельности, направлена на социальное благополучие личности. Причем разница в методах достижения целей невелика, у социального управления и социальной педагогики и здесь много общего.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «УПРАВЛЕНИЕ»……….4
3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………… …………….10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………… …………………..…………………..13
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…..………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Менеджмент СПД.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение …………………………………………………………………...3
  2. теоретические подходы к понятию «управление»……….4
  3. Социально-педагогическое учреждение как объект управления……………………………………………………… …………….10
  4. Заключение……………………   …………………..…………………..13
  5. Список использованных источников….…..………………...14

 

 

 

Введение

 

Современная социально-педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный социально-педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе социально-педагогических.

Искусство управления формируется на историческом фундаменте, знание истории стимулирует поиск разнообразных вариантов решений, из которых легче выбрать наиболее удачный.

Все это в полной мере относится к современной науке управления. Она утвердилась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения высшей школы. Ее дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории.

Центром социально-педагогического знания является человек с его поведением, отношением к миру, к его социальным и культурным ценностям. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом – педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.

При этом конечная цель социально-педагогической, как и управленческой деятельности, направлена на социальное благополучие личности. Причем разница в методах достижения целей невелика, у социального управления и социальной педагогики и здесь много общего.

 

теоретические подходы к понятию «управление»

 

Наука об управлении зародилась и стала стремительно развиваться в начале двадцатого века. Изначально ее положения касались управления промышленным производством. Вначале возникла «классическая теория научного менеджмента», далее теория об управлении на основе «доктрины человеческих отношений». Развитие современных теорий управления базируется на концепции классической теории Фредерика Тейлора и на научном подходе к функциям управления.

Основателем «классической школы научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856-1915) – инженер, практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. [6, с.11]

Из классической теории управления Ф. Тейлора в современную практику функционирования социально-педагогических учреждений перешло деление целого управляемого объекта на части для осуществления контроля над ними, разработка структуры управляемой организации и определение структуры сотрудничества управляющего и управляемого, зародились подходы к пошаговому построению организационного механизма локального управления.

Французский инженер и исследователь Анри Файоль внес большой вклад в «классическую теорию управления». Он одним из первых сформулировал ряд общих принципов административной теории и ввел пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль. Данные элементы положены и в основу управления социально-педагогическим учреждением. Он первым перестал рассматривать управление как исключительную привилегию высшего руководства. А. Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

В 30-е годы ХХ века возникает вторая, основная школа в теории управления – «школа человеческих отношений», использование которой в социально-педагогических организациях имеет очень большое значение. Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880-1945), который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы. [6, с.19]

Э. Мэйо, сделал вывод, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Проблемы производств должны рассматриваться с позиций человеческих отношений.

Эта школа ставила перед собой задачу устранения деперсонализированных отношений, замены их системой партнерства и сотрудничества. Считалось, что организация обладает единой социальной структурой, и задача менеджмента состоит в том, чтобы, в дополнение к формальным зависимостям между членами организации, развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результат деятельности. Для управления социально-педагогическим учреждением сочетание формальных и неформальных связей играет очень большую роль.

«Классическая теория научного менеджмента», доктрина «человеческих отношении», а также развитие социологии стали базой для современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами: «эмпирической», «школой социальных систем», «новой школой», «ситуационной теории», «школой маркетинга». Каждая из них нашла то или иное отражение в управлении социально-педагогическим учреждением.

Из «эмпирической школы», которая базируется на изучении и обобщении опыта управления, можно почерпнуть изучение традиционной практики управления социально-педагогическим учреждением. Считая управление главным образом искусством, эта школа выбрала объектом своих исследований менеджера, имеющего управленческий опыт. На основе изучения опыта работы вырабатываются инструкции, другие локальные акты с целью их использования в практической деятельности. Вслед за этим рационализируются организационные структуры управления.

«Школа социальных систем» предпринимает попытку создать «теорию управления», рассматривая социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать мотивы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побудительных стимулов к деятельности. Большое значение придается отличию, престижу, личной власти, гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами являются цель и оптимальные пути ее достижения. Материальный стимул является важным, но не единственным.

«Новая школа» предусматривает широкое применение в процессе управления кибернетики и теории автоматического управления. Основная цель – повышение эффективности решений.

Следующий этап развития управления был связан с использованием теории систем и науки об информации. В результате применения в управлении опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики – с другой, родился системный подход, главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом.

Системный подход характеризуется: формированием целей и установлением их иерархии, получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора, количественной оценкой целей и средств их достижения. Системный подход в управлении стал отправной точкой для дальнейших исследований в области управления.

Системный подход может быть дополнен элементами ситуационной теории управления, которая ставит своей целью переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности. Так как конкретные ситуации в социально-педагогическом учреждении настолько разнообразны, что невозможно анализировать их с точки зрения современных теорий организации, нужно разрабатывать ситуационные принципы, которые могут быть полезными в конкретных деловых ситуациях.

Ситуационный подход к управлению исследует, какие модели управления в каких условиях внешней среды оказываются наиболее эффективными – и на основании этого предлагаются решения о построении системы управления для конкретных условий.

Ситуационный подход дополняет системный подход, и его иногда называют также функциональным, так как он развивает идеи классической теории управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуационного подходов, а управление в нем рассматривается как целостный процесс реализации управленческих функций.

Работа педагога социального и педагога-психолога, как и других специалистов социально-педагогического учреждения, организуется в соответствии со следующими государственными задачами: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье; защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; развитие семейных форм устройства детей на воспитание и сопровождение замещающих семей. [4]

Для решения этих задач от специалистов СППС, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, потребуются способности к организации творческой деятельности как собственной, так и совместной с заинтересованными учреждениями и организациями, к системному анализу трудных жизненных ситуаций ребенка и его семьи, к выработке планов помощи и поэтапному их выполнению, к координации усилий всех участников социально-психолого-педагогического сопровождения и реабилитации. [4]

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органической частью организации, которую называют системой управления. Система управления жизнеспособна при эффективном менеджменте, т.е. при использовании обоснованных подходов и методов. В настоящее время реализуются следующие основные подходы:

административный подход (при котором регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы управления в нормативных актах),

динамический подход (при котором объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности),

интеграционный подход (при котором устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями и субъектами управления),

комплексный подход (когда учитываются все аспекты менеджмента –экономические социальные, материально-технические и др.),

маркетинговый подход (когда предусматривается ориентация управляющей системы на потребителя),

поведенческий подход (заключающийся в том, чтобы помочь работнику осознать свои возможности),

процессный подход (при котором управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций),

системный подход (при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов),

ситуационный подход (предполагающий, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией),

функциональный подход (когда потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения).

Человек является участником нескольких систем – семьи, круга друзей, школьного или трудового коллектива, – оказывающих на него влияние, и это необходимо учитывать социальному менеджеру в работе с клиентом. [5, с.12]

 

 

 

Социально-педагогическое учреждение как объект управления

 

Менеджмент охватывает производственную деятельность, сферы культуры, искусства, литературы, науки, образования, здравоохранения. Возникает проблема согласования экономических, технических, социологических, психологических, политических проблем. [5, с.13]

Достичь максимальной эффективности в управлении социально-педагогическим учреждением можно не только за счет внешних связей учреждения с другими социальными институтами, но и за счет его внутренних связей и ресурсов. В связи с этим, особенно важной становится задача обеспечения социально-педагогического управления учреждения с целью решения проблем, входящих в зону взаимных интересов субъектов воспитательного и образовательного процесса.

Социальное управление в системе социально-педагогической деятельности имеет ряд особенностей. Оно осуществляется в сфере социально-педагогического «производства» и носит социально-педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в социально-педагогическом учреждении, социальный педагог должен на профессиональном уровне владеть всеми функциями управления.

Специалист социально-педагогического учреждения призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления», то есть управлять процессом социального развития.

Информация о работе Менеджмент социально-педагогической деятельности