Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:31, курсовая работа
С приходом в нашу страну изменений в политическую, экономическую, а, следовательно, и в социальную жизнь, существенно изменился статус предприятий.
Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Определяются новые экономические и правовые регуляторы.
Это влечет изменение и в отношениях между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется отношение и к персоналу организации, так как социальная направленность реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организации.
В современных условиях степень самостоятельности и ответственности организаций значительно возрастает.
Введение
1.Управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1. Менеджмент - управление делом
1.2. Становление кадрового менеджмента
1.3. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
1.4. Основные подходы к управлению персоналом
1.5. Ключевые элементы передовой кадровой стратегии
2. Кадровая политика и управление человеческими ресурсами
2.1. Виды кадровой политики
2.2. Этапы создания кадровой политики
2.3. Факторы, влияющие на кадровую политику
3. Проведение кадровой политики в крупной организации России (на примере компании ЮКОС)
Заключение
Список использованной литературы
Речь идет о консолидации
вокруг управленческой “вертикали”
всех функций кадрового менеджмента,
выразившейся в появлении стратегического
уровня в управлении человеческими
ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового
Чем отличается управление человеческими ресурсами от управления персоналом?
1. В отличие от управления
персоналом управление
2. Появление стратегического измерения
у управления человеческими ресурсами
делает кадровую политику более активной
в отличие от пассивной и реактивной политики,
характерной для традиционных моделей
управления персоналом.
3. Ответственность за реализацию более
активной кадровой политики возлагается
также и на линейных менеджеров (руководителей
структурных подразделений), а это означает,
что кадровая работа руководителей всех
звеньев интегрируется в систему кадрового
менеджмента, которая только и способна
эффективно реализовать такую политику.
4. Происходит переориентации системы
кадрового менеджмента на индивидуальную
работу с персоналом, а, следовательно,
с доминировавших в управлении персоналом
коллективистских ценностей на индивидуалистические.
5. Если традиционно менеджер по персоналу
должен был стремиться сэкономить на издержках,
связанных с воспроизводством рабочей
силы (а поэтому и не был заинтересован
в долговременных инвестициях в человеческий
капитал), то технология управления человеческими
ресурсами нацелена на повышение эффективности
подобного рода инвестиций, обеспечивающих
постоянный профессиональный рост работников
предприятия и улучшение качества условий
труда.
6. Если в управлении персоналом все внимание
сосредоточено исключительно на рядовых
работниках, то в управлении человеческими
ресурсами акцент переносится на управленческий
штат: именно компетентность менеджеров
оказывается ключевым элементом кадрового
потенциала современной корпорации.
7. Новая система кадрового менеджмента
предполагает сильную и адаптивную корпоративную
культуру, стимулирующую атмосферу взаимной
ответственности наемного работника и
работодателя, стремление всех работников
корпорации сделать ее "лучшей компанией"
за счет поддержки инициативы на всех
уровнях организации, постоянных технических
и организационных нововведений, открытого
обсуждения проблем.
Технология управления человеческими
ресурсами дает синергетический эффект,
если в корпорации соблюдаются как минимум
следующие условия:
1.4 Основные подходы к управлению персоналом
Управление персоналом основывается на концепции управления - обобщенном представлении о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению - экономического, органического и гуманистического.
Экономический подход
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Среди основных принципов
концепции использования
Таблица1.Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках экономического подхода [6]
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Четкая задача для исполнения |
Сложность адаптации к меняющимся условиям |
Среда достаточно стабильна |
Неповоротливая |
Производство одного и того же продукта |
Если интересы работников
возьмут верх над целями организации,
возможны нежелательные последствия
(поскольку мотивация |
Человек согласен быть деталью машины и ведет себя как запланировано |
Дегуманизирующее воздействие
на работников (использование ограниченных
возможностей персонала может быть
эффективным при |
Органический подход
В рамках органической парадигмы
последовательно сложились
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность.
Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.
Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга (“организация как мозг, перерабатывающий информацию”), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. [2]
Организационный подход фокусируется на следующих ключевых моментах:
· Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация.
· Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных - внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа - определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания.
· Между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.
Краткое описание органического подхода представлено в табл. 2.
Таблица 2 - Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода.
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой |
Не учет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований |
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей |
Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор |
Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений |
Предположение о “функциональном единстве”, когда все органы работают на благо организма в целом |
Выделение различных подсистем организации |
Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию |
Учет естественных возможностей в процессе инновации |
Опасность впасть в социальный дарвинизм |
Повышенное внимание к “экологии” внутри- и межорганизационных взаимодействий |
Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса |
Гуманистический подход
Развивающаяся в последнее
время гуманистическая
Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения. [12]
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Особенно “объективны” организационные структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции, стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени, могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям. Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно лежащие папки, стаканы и т.п. или дружелюбный хаос) можно многое сказать об организационной культуре. Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.
С точки зрения данного параметра важно, насколько работники предприятия интегрированы в существующую систему ценностей и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы.
Позитивная роль гуманистического
подхода в понимании
1 Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.