Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:49, курсовая работа
Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Как же руководству организации удаётся в конце концов определить, достигло ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации. Ответ прост. Всё это достигается с помощью контроля. Контроль попросту говоря, это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке. Слово «контроль» как и слово «власть» рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. – в общем всё то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Цели и функции контроля…………………………………………………. 4-5
1.1.Внешний и внутренний контроль………………………………………...5
1.2.Цели руководства предприятия при организации внутреннего контроля………………………………………………………………………6-7
2. Классификация внутреннего контроля…………………………………..8
2.1. Классификация по форме……………………………………………….8-9
2.1.1. Внутренний аудит……………………………………………………..9-11
2.1.2.Структурно-функциональная форма внутреннего контроля………..11
2.1.3. Контроллинг…………………………………………………………...12-13
2.2.1.Предварительный контроль…………………………………………...13-14
2.2.2.Текущий контроль……………………………………………………...14-15
2.2.3.Заключительный контроль………………………………………….....15
2.3.Классификация по типам………………………………………………...16-17
3.Процесс контроля…………………………………………………………..18
3.1.Установление стандартов………………………………………………..18-19
3.2.Сопоставление достигнутых результатов с установленными
стандартами…………………………………………………………………..19-20
3.3.Принятие необходимых корректирующих действий…………………..20
4.Требования предъявляемые к контролю…………………………………..21
Аналитическая часть…………………………………………………………22-26
Проектная часть………………………………………………………………27-28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………
Категория форма в философской трактовке – это способ существования и выражения содержания предметов или явлений. Исходя из этого, дадим определение понятия формы внутреннего контроля организации.
Форма
внутреннего контроля
В качестве форм внутреннего контроля организации нужно выделить:
внутренний аудит;
структурно-функциональную форму внутреннего контроля.
Выбор
формы внутреннего контроля
сложности организационной структуры;
правовой формы;
видов и масштабов деятельности;
целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;
отношения руководства организации к контролю.
2.1.1. Внутренний аудит.
В
экономике понятие «эффект
Таблица 1
Классификация внутреннего контроля
Признак классификации |
Элементы класса внутреннего контроля |
1 |
2 |
Форма контроля |
1. Внутренний аудит. 2. Структурно функциональная форма внутреннего аудита |
Время осуществления контрольных действий |
1. Предварительный контроль 2. Текущий контроль. 3. Заключительный контроль. |
Уровень автоматизации контроля |
1. Неавтоматизированный внутренний контроль. 2. Неполностью 3. Полностью автоматизированный внутренний контроль. |
Методические приёмы контроля |
Общенаучные методические приёмы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.). 2. Собственные эмпирические
методические приёмы контроля (инвентаризация,
контрольные замеры работ, контрольные
запуски оборудования, формальная
и арифметическая проверки, встречная
проверка, способ обратного счёта,
метод сопоставления 3. Специфические приёмы смежных экономических наук (приёмы экономического анализа, экономическо-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики. |
Иерархичность объектов контроля |
1. Контроль системы объектов
в целом (всей коммерческой 2. Контроль подсистем системы объектов. 3. Контроль отдельных объектов. |
Функциональная направленность контроля |
1. Административный контроль. 2. Финансово-экономический контроль. 3. Бухгалтерский контроль. 4. Правовой контроль. 5. Технический контроль. 6. Технологический контроль. 7. Кадровый контроль. 8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации. |
Характер взаимоотношений контролирующего и контролируемого работника |
1. Контроль, обусловленный отношениями подчинённости. 2. Контроль, не обусловленный отношениями подчинённости. |
Временная направленность контроля |
1. Стратегический контроль. 2. Тактический контроль. 3. Оперативный контроль. |
Пространственный аспект |
1. Входной контроль 2. Процессный контроль 3. Выходной контроль |
Источники данных контроля |
1. Документальный контроль. 2. Фактический контроль. 3. Автоматизированный контроль. |
Характер контрольных мероприятий |
1. Плановый контроль. 2. Внезапный контроль. |
Периодичность прове- дения контрольных мероприятий |
1. Системный контроль. 2. Периодический контроль. 3. Эпизодический контроль. |
Полнота охвата объекта контроля |
1. Сплошной контроль. 2. Несплошной контроль. |
Интенсивность проведения контроля |
1. Контроль, осуществляемый в облегчённом режиме. 2. Контроль, осуществляемый в нормальном режиме. |
программы, становятся всё более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создаёт проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала (менеджеров). Если организация имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения, центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом.
Цель
внутреннего аудита – оказание
помощи органам управления
Организация
внутреннего контроля в форме
внутреннего аудита присуща
• усложненной оргструктурой — дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;
• многочисленностью филиалов, дочерних компаний;
• разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
• стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Кроме
задач чисто контрольного
К
институтам внутреннего аудита
относят и ревизионные комиссии
(ревизоров), деятельность которых
регламентирована действующим
2.1.2. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля.
Во многих организациях нет
отдела (сектора, бюро, группы и т.п.)
внутреннего аудита и
2.1.3. Контроллинг.
К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.
Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости компании, в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном – на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.
Контроллинг – совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учёта, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы (рис 2).
Контроллинг в теории и практике выступает как сложное, многогранное понятие. Некоторые до сих пор считают, что контроль и контроллинг просто созвучные слова, не связанные друг с другом. Под контроллингом понимают концепцию эффективного управления фирмой в целях обеспечения её стабильного существования на рынке.
Служба контроллинга анализирует отчётность предприятия, определяет направления перспективного развития фирмы и благодаря этому оказывает серьёзную помощь в принятии управленческих решений. Различные методы оперативного и стратегического контроллинга оказываются весьма эффективными в управлении предприятием в рамках согласования целей, при обеспечении сохранения финансовой прочности фирмы.
Задача контроллинга состоит в том, чтобы обеспечивать правильность применения методики, способствующей достижению предприятием намеченной прибыли. В систему контроллинга входит:
формирование системы планирования, в частности помощь в определении плановой программы развития предприятия и его целей; руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета; объединение частных целей и отдельных планов в едином целостном плане предприятия;
участие в составлении отчётности, особенно за счёт внедрения системы информационного её обеспечения;
удовлетворение потребностей руководства предприятия в информации и необходимой отчётности; своевременное предоставление систематической информации об отклонениях фактических показателей от плановых, прежде всего по расходам, накоплениям, состоянию финансовых средств и инвестиций;
разработка и предоставление руководству предприятия системы коррегирующих мер при превышении расходов по установленным планом позициям;
анализ причин допущенных отклонений, подготовка альтернативных решений и рекомендаций по устранению сложившихся трудностей;
составление необходимых отчётов для руководства компании;
оценка расчётов эффективности новых проектов.
В настоящее время контроллинг, как система экономического управления деятельностью фирмы, широко применяется в хозяйственно-развитых странах. Нет практически ни одной крупной или средней компании, где его использование в той или иной мере не служило бы залогом успеха на рынке. Всё чаще он практикуется и в мелких фирмах. Это обусловлено тем, что контроллинг выступает в качестве эффективного инструмента, предоставляющего реальные шансы выстоять в конкурентной борьбе.
Чтобы в полной мере использовать потенциал контроллинга на российских предприятиях, необходимо перестроить планирование, учёт и анализ хозяйственной деятельности в соответствии с современными требованиями. Особую роль играет внедрение стратегического планирования, на основе которого контроллинг превращается в средство будущего процветания фирмы. Именно поэтому и в российской практике контроллинг постепенно находит всё более широкое применение. Данный процесс всё активнее расширяется по мере развития и совершенствования производства, повышения на более качественный уровень системы управления предприятия, внедрение самых эффективных нововведений менеджмента.
2.2.1. Предварительный контроль.
Некоторые наиболее важные виды контроля могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.
Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение – это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично если писать чёткие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки до подчинённых, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, всё это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трёх ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Человеческие ресурсы. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым.
Материальные ресурсы. Очевидно, что сделать высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям.
Финансовые ресурсы. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию управления. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он даёт уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у неё будут.
2.2.2. Текущий контроль.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчинённые сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьёзные трудности для всей организации.
Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.
Организационные системы контроля с обратной связью, используемые в управлении, во многом похожи на систему термостат-обогреватель (при понижении температуры в помещении от термостата к обогревателю поступает сигнал и обогреватель нагревается до тех пор, пока не поступит второй сигнал – о том что достигнута нужная температура). Но есть одно очень важное отличие. Система термостат-обогреватель – это замкнутая система контроля, т.е. она работает непрерывно и автоматически без внешнего вмешательства. Большинство организационных систем контроля с обратной связью относятся к открытым, или незамкнутым системам. Внешний для таких систем элемент – руководитель-менеджер, регулярно воздействует на эту систему, внося изменения как в её цели, так и в функционирование. В управлении необходимы системы именно открытого типа, поскольку на организацию оказывают воздействия очень много переменных величин.
Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с переменными величинами. Внешние факторы – это всё то, что воздействует на организацию из окружающей её среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы культурных ценностей и многое другое. Вполне допустимо рассматривать управление в основном как попытку обеспечить функционирование организации в качестве системы с эффективной обратной связью, т.е. как системы, обеспечивающей выходные характеристики на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних отклоняющих факторов. Однако, хорошее управление выходит далеко за рамки простого стремления обеспечить статус кво и адекватно реагировать на возникающие проблемы. Если организация стремится адаптироваться и усовершенствовать свою деятельность, изначально заняв активную позицию, она вряд ли останется эффективной в долгосрочном плане.
Информация о работе Место контроля в менеджменте. Организационные формы контроля