Методика управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономической и социологической литературе укоренилось мнение, что в настоящее время в конкурентной борьбе соперничество идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………....……………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы сущности и понятие инновации……………..5
1.1. Понятие и классификация инноваций………………………………..….….5
1.2. Основные функции инноваций……………………………………….……10
Глава 2. Управление инновациями на производстве………………..…...……11
2.1. Организация процесса управления инновациями…………………..……11
2.2. Разработка программы управления инновациями………………..………13
2.3. Рекомендации по повышению эффективности производства через инновации……………………………………………………………….………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика управления инновациями.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта [1]. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.), что  составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Глава 2

Управление инновациями на предприятии

 

2.1 Организация процесса управления инновациями

 

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности и важнейшей составляющей инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение у себя, чтобы не отстать от конкурентов.

Инновационная стратегия - это взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия по отношению к его конкурентам [5].

Стратегическое управление - это такое управление инновационной организацией, которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует её инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимущества [18]. В стратегическом управлении на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успешное развитие в будущем.

Цели, поставленные в стратегическом управлении, призваны решать следующие задачи:

• ознакомление с проблемой путём сопоставления существующего состояния с желаемым - функция инициативы;

• выработка руководящих требований к действиям - инструмент управления;

• определение критериев оценки информации и выбора альтернатив - принятие решений;

• обеспечение бесконфликтного сосуществования лиц, принимающих решения, - инструмент координирования [6];

• создание предпосылок для последующего контроля – инструмент контроля

Стратегическое управление включает основные принципы (идеология, философия) деятельности, определение ассортиментной политики, стратегии конкурентной борьбы, технической производственной политики, кадровой и финансовой политики, стратегии и тактики развития [14].

Основной принцип управления стратегией развития во внешней среде - максимальное использование (агрессивная маркетинговая политика) сильных сторон предприятия, обеспечивающих ему преимущества перед конкурентами.

Основной принцип управления стратегией развития внутренней среды - максимальное использование внутренних резервов предприятия и последовательное устранение слабых сторон, являющихся наиболее «узкими местами» на пути достижения целей.

Важнейший фактор конкурентоспособности - это эффективность использования имеющихся ресурсов [9]. Можно выделить три группы основных средств повышения эффективности любой организационной системы:

1. Выявление и полное  использование имеющихся резервов за счет формирования заинтересованности людей в полной отдаче и повышения эффективности (системы управления). Главным средством здесь являются создание и практическое использование эффективного по конечным результатам комплексного механизма управления [16]. Он в первую очередь должен включать мотивацию, активизацию и стимулирование труда, противозатратные механизмы, ценообразование, технологию управления по конечным результатам, человеко-машинные технологии принятия рациональных решений, повышение профессионального уровня руководителей в области инновационного менеджмента. Эта группа средств может дать быстрый прирост с минимальными затратами эффективности с выходом на предел, определяемый существующими производственно-технологическими возможностями предприятия.

2. Структурные инновационные  изменения за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции из числа существующих. Основными средствами реализации подобных структурных изменений являются: техническое перевооружение и реконструкция, при которой определяется рациональная ассортиментная политика, сформированная с учетом маркетинговой информации. Эта группа средств может быть более эффективной, чем первая. Она может дать основной прирост эффективности за несколько кварталов с выходом на предел возможностей существующих технологий [8].

3. Создание и рациональное использование новых видов продукции, услуг и новых технологий за счет активизации инновационных процессов. Основным средством здесь является проведение НИОКР и подготовка и проведение программ по внедрению разрабатываемых новшеств (инновационные про-граммы) по новой продукции, новым технологиям и новым методам управления [15]. Главное отличие этой группы средств состоит в постоянно растущих со временем возможностях многократного повышения эффективности.

 

2.2 Разработка программы управления инновацией

 

Программа - это план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией [17]. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:

  • определить цели и задачи;
  • проработать различные варианты их решения;
  • выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;
  • создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п. [3].

Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.

Сетевой график - это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов и т.п.

Метод сетевого планирования - это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями [18].

Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволяет:

  1. наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациями и установить взаимосвязь между ними (сетевой график);
  2. обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций;
  3. эффективно использовать необходимые денежные и материальные ресурсы [12].

Применяя метод сетевого планирования для управления инновациями возможно:

  • улучшить планирование, обеспечив его целостность и непрерывность и создав условия для оптимального определения требуемых ресурсов и рационального распределения уже имеющихся;
  • минимизировать финансирование работ ввиду более точного расчета трудоемкости и себестоимости работ;
  • оптимизировать структуру системы управления путем четкого распределения задач, прав и обязанностей;
  • организовать координацию и контроль над ходом работ, а также оценку выполнения программы.

Основой сетевого планирования является графическое изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы [7].

Практические приемы инновационного менеджмента

Прием инновационного менеджмента - это способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.

Приемы инновационного менеджмента можно разделить на 3 группы:

  • Приемы, воздействующие только на производство инновации:

1.      маркетинговый прием управления;

2.      бенчмаркинг;

Их цель – создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами.

  • Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации:

3.      инжиниринг  инновации;

4.      реинжиниринг  инновации

5.      бранд-стратегия [10]. 

  • Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации:

6.      ценовой прием управления

7.      фронтирование  рынка

8.      мэрджер.

Цель этих приемов – ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью [19].

1. Маркетинговый прием управления

Комплекс инновационного маркетинга включает разработку инновационной стратегии, анализ рынка и оперативный маркетинг и состоит из семи принципиальных этапов:

Анализ потребностей. В результате анализа потребностей инновационное предприятие должно ответить на вопрос: «Для каких покупателей предназначена новая продукция?» [13]. При проведении анализа потребностей используется метод сегментации: деление рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные усилия. При проведении сегментации предприятие должно точно определить, что именно необходимо анализировать. Выбранный сегмент (целевой рынок данной продукции) является основной рабочей единицей для маркетингового подразделения предприятия.

Привлекательность. Следующим шагом разработки стратегии маркетинга является определение степени привлекательности различных рыночных сегментов и выбор одного или нескольких сегментов (целевых рынков) для освоения. При оценке привлекательности используются различные инструменты маркетинга. При этом обязательно учитываются размер сегмента (рынка), тенденции его изменения (уменьшается или растет), а также цели и ресурсы компании, осваивающей сегмент. Методы анализа привлекательности основаны на изучении спроса и потенциала данного сегмента рынка. Также анализируется жизненный цикл инновационной продукции [20].

Конкурентоспособность. Оценка способности малого и среднего предприятия конкурировать на рынке данной продукции. В ходе оценки определяются конкурентные преимущества. Данный вид анализа тесно связан с методикой предварительного позиционирования каждого вида продукции, входящего в «портфель», предлагаемый целевой группе потребителей. Позиционирование инновационного продукта - это определение его места в ряду уже имеющихся на рынке. Цель позиционирования - укрепление позиций новшества на рынке. Используются различные аналитические подходы,   основанные на   изучении   предложения [16].

Выбор «портфеля продукции». «Портфельный» анализ - инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает различные направления своей хозяйственной деятельности с целью вложения ресурсов наиболее в прибыльные из их числа и сужения наиболее слабых направлений деятельности. В результате тщательного анализа отбираются виды деятельности (продукты) с наиболее высокой степенью привлекательности для потребителей, и соответственно с высокой конкурентоспособностью.

Выбор инновационной стратегии развития. Стратегия развития - главное направление маркетинговой деятельности, следуя которому организация стремится достигнуть выбранных целей. На выбранных целевых рынках могут использоваться различные типы инновационных стратегий [2].

2. Бенчмаркинг представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.

Понятие бенчмаркинг происходит от английского слова benchmark - репер, точка отсчёта, база сравнения. В целом бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно же к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций [5].

3. Инжиниринг  инноваций

Выживание организаций в современных условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо нового в организации. Решение подобного рода задач в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и  инжиниринговыми консультационными фирмами.

Инжиниринг инноваций - это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.

В целом инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности [3].

Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода: усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%), реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).

4. «Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы» (М. Хамлер).

Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распространение [9].

Понятия «инжиниринг» и «реинжиниринг» тесно связаны с понятием «бизнес-процесс».

Информация о работе Методика управления инновациями