Методика управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономической и социологической литературе укоренилось мнение, что в настоящее время в конкурентной борьбе соперничество идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………....……………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы сущности и понятие инновации……………..5
1.1. Понятие и классификация инноваций………………………………..….….5
1.2. Основные функции инноваций……………………………………….……10
Глава 2. Управление инновациями на производстве………………..…...……11
2.1. Организация процесса управления инновациями…………………..……11
2.2. Разработка программы управления инновациями………………..………13
2.3. Рекомендации по повышению эффективности производства через инновации……………………………………………………………….………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика управления инновациями.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

 Другим примером организационных  изменений в сфере туризма  являются гостиничные цепи, реализующие  единую политику по продвижению  турпродукта к потребителю, согласованную  с туроператорами.

 Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг

 Существуют два метода сбыта  турпродукта:

- прямой метод, предполагающий  установление непосредственных  связей между туроператором и  потребителем;

- косвенный метод,  предполагающий  использование посредников – турагентств [18].

 Большинство туроператоров  предлагают свои услуги рынку  через турагентства (т. е. используют  косвенный метод), поскольку привлечение  посредников приносит им определенную  выгоду, в том числе не отвлекает  денежные средства от основного  бизнеса. У посредников большая эффективность в обеспечении широкой доступности туруслуг и доведении их до потребителя, чем у туроператоров.

 Но нередко крупные туроператоры  организуют собственную сбытовую  сеть из принадлежащих им турагентств. Подобная стратегия предполагает освоение новых рынков и получила название прямого маркетинга. Это возлагает на туроператора ряд дополнительных функции (выявление потенциальных потребителей, разработку сбытовых мероприятий, создание дополнительных информационных систем и др.), а также приводит к дополнительным затратам.

 Выбор прямого или косвенного  метода сбыта решается по экономическому  критерию «что дешевле»: иметь  собственную сеть агентов или  пользоваться на комиссионных  началах услугами посредников  – турагентств?

 Экономический критерий, ориентированный на коммерческий успех «в настоящем», не является единственным и универсальным.

 Коммерческая стабильность  фирмы-туроператора «в будущем» - это еще один критерий выбора  метода сбыта турпродукта. Этот  критерий ориентирует на приобретение постоянной клиентуры, которая обеспечивает стабильность. Отсюда и тенденция туроператоров к расширению собственной сети турагентств или совмещению собственных функций с функциями посредников [17]. Новые технологии и техника позволяют осуществить такое совмещение. Например, использование центров по обработке телефонных звонков, выполняющих роль современных коммутаторов, позволяет обработать наибольшее количество телефонных переговоров в «высокий сезон» и уменьшить затраты на эту работу.

 

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации по повышению эффективности производства через инновации

 

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия [3].

Созданная в результате преимущественно прикладных исследований и разработок новая техника и технология обладает более высокими технико-экономическими показателями, позволяющими удовлетворить новые потребности. Реализация данных инноваций происходит в более короткий срок и с меньшими затратами, но и скачок в техническом уровне и эффективности гораздо меньше [16].

В-третьих, средние и комбинаторные нововведения представляют собой использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов. Реализуя среднего уровня изобретения и ноу-хау, данные инновации позволяют создать базу для освоения новых моделей и модификации данного поколения техники, усовершенствовать существующую технологию, улучшить основные технико-экономические показатели выпускаемой продукции.

В-четвертых, мелкие и комбинаторные нововведения – нововведения, возникающие на основе мелких изобретений, рационализаторских предложений, производственного опыта. Они необходимы для поддержания технико-экономического уровня основных или улучшения второстепенных технико-экономических параметров техники и технологии, улучшения параметров выпускаемой продукции, что способствует более эффективному производству этой продукции, либо повышению эффективности ее использования [5].

В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

1) наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

2) конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;

3) эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями [12];

4) организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т. е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом [7]. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.

Научный интерес представляет высказывание известного теоретика инноватики Б. Твисса, который подчеркивает, что "проблема не только в самих нововведениях как таковых, но скорее в эффективном, ориентированном на прибыль управлении научно-техническими нововведениями". В этой связи, на наш взгляд, говоря о сущности "инновации" необходимо рассматривать это понятие на уровне предприятия и отражать ее нацеленность на повышение эффективности деятельности предприятия в целом.

Безусловно, инновация опирается на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда [17]. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта или повышении эффективности функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.

Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Итак, в литературе насчитываются сотни определений термина «инновация» (в переводе с латинского - «нововведение»). Это термин вошёл в научный оборот в XIX в. как антоним термина «традиция».

Нововведения - главный фактор преуспевания любой организации. Эффективность, а в ряде случаев выживаемость предприятия во многом зависит от того, насколько оно адаптивно к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны его структуры, какова его способность к инновациям. Способность проводить нововведения в организации выступает для руководителей признаком и критерием их профессионализма.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

В технологии управления инновациями нужно учитывать характер взаимосвязи всех элементов организации, т. к. изменение одних элементов вызывает необходимость изменения других.

Менеджеры должны выбрать путь проведения инновации: революционный или эволюционный; создать «стартовую площадку», при этом важно снизить «плотность» организации, проанализировать реакцию персонала; сформировать систему «двойного управления», где оперативное управление обеспечивает прибыль в текущий момент, а управление инновацией отвечает за экономический потенциал будущего.

Важной задачей менеджеров является разработка стратегии организации по отношению к инновации.

В современных условиях, когда динамика перемен нередко ставит организацию в кризисную ситуацию, могут оказаться полезными технологии выхода из кризиса. Самым главным условием готовности организации к кризису является назначение постоянного лица, ответственного за руководство действиями организации в кризисных ситуациях.

Без сомнения, имеются общие закономерности инновационного процесса. Но в то же время не следует забывать, что каждая организация вследствие организационных, экономических, технико-технологических и социокультурных особенностей уникальна. Поэтому и внедрение того или иного нововведения должно носить характер уникальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аниконов Н.Б. Инновации и экономический рост / Инновации 7 (74) / Н.Б. Аниконов, А.Г.  Бабков. – М.: сентябрь 2004.

2. Балдин К.В. Инновации / К.В. Балдин, А.В Барышева, И.И. Передеряев;  под ред. А.В. Барышевой. - М.: Дашков и К, 2008.

3. Бекетов Н.В. Цикличность развития экономической системы и инновационные отношения в конкурентной среде / Экономический анализ.- М.: Теория и практика, 2008.

4. Беляев В.Б. Основные тенденции формирования инновационных технологий. – М.: Законодательство и экономика, 2008.

5. Береговой В.А. Инновации на финансовых рынках в условиях глобализации экономики / Инновации, 2 (79), март 2005.

6. Бородин А. Экономические механизмы устойчивого развития.- М.: Экономист, 2005.

7. Давыдова Л. В. Инновации как фактор экономического роста / Л. В. Давыдова, С. А. Ильминская.- М.: Финансы и кредит, 2005.

8. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. - М.: Вильямс, 2007.

9. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: Теория и практика формирования. М.: Финансы и статистика, 2006.

10.   Ермасов С.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / C.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова.- М.: Высшее образование, 2007.

11. Инновационный менеджмент / П.Н. Завлина А.К. Казанцева. - СПб.: Наука, 2002.

12. Зиядулаев Н. - СНГ: выбор стратегии развития./ Экономист, 11, 2004.

13. Инновационный менеджмент: Учебник / Медынский В.Г.- М.: ИНФРА-М, 2005.

14. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2003..

15. Крюков В. Модернизация экономики и проблемы конкурентоспособности / В. Крюков, М. Ахматукаева, И. Заика.- М.: Экономист, 2004.

16. Левчаев П. А. Инновационная направленность роста бизнеса предприятий//Финансы и кредит, 2005.

17. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-Петербург, 2007.

18. Портер М. Конкуренция. М.: ИД "Вильямс", 2003.

19. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2002.

20. Шевченко И. В. Проблемы и перспективы инновационного пути развития предприятия / И. В. Шевченко, Е. Н. Александова, В. В.  Мовчан. – М.: Финансы и кредит, 2005.

 

 

 


Информация о работе Методика управления инновациями