Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа
Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю. Знание и умелое применение ситуационных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту
1.1. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению
1.2. Основные положения ситуационной теории управления
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления
2.1. Теория «7 – S»
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера
Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории
Заключение
Литература
Указывающий стиль
(S1) является лучшим в случае
низкой зрелости
Убеждающий стиль (S2)
является лучшим для
Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания.
Участвующий стиль
(S3) является лучшим при умеренно
высокой зрелости
Делегирующий стиль
(S4) является лучшим для
Отмечено, что менеджеры
проявляют большой интерес к
этой модели в связи с ее
относительной простотой и
Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель
ситуационного лидерства
Директивное лидерство
– высокий уровень
Поддерживающее лидерство
– большое внимание нуждам
работников и их благополучию,
развитие дружественного
Лидерство, ориентированное
на достижение – установление
напряженных, но
Участвующее лидерство
– совет с подчиненными и
внимание к их предложениям
и замечаниям в ходе принятия
решений, привлечение
В отличие от концепции
Фидлера, данная модель
Для описания характеристик
последователей и выбора того
или иного лидерского стиля
используются следующие
Вера в предопределенность
происходящего от действий
Выделяются два типа поведения подчиненных:
• люди внутренне
уверены, что полученное
• люди считают,
что размер полученного
Первые предпочитают участвующий стиль лидерства, а вторые более удовлетворены директивным стилем.
Склонность к подчинению.
Данный параметр связан с
Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
Практическое применение
модели менеджерами
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Данная модель исходит
из того, что зависимость между
поведением (стилем) лидера и структурой
работы задания является более
сложной, чем это представлено
в модели «путь-цель». Модель
констатирует, что хотя интерес
к отношениям со стороны
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
• работа высоко
структурирована, и
• работа неструктурирована,
и последователи не испытывают
потребности в достижении и
независимости. К тому же их
знания и опыт ниже
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
• работа высоко
структурирована, и
• работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы [25, с.276].
Хотя ни одна из
ситуационных теорий не
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Условия эффективного
применения ситуационного
Среди «синтетических»
учений об управлении заметное
место занимают ситуационные
теории. Суть данных теорий состоит
в том, что результаты одних
и тех же управленческих
Ситуационные теории
управления дают рекомендации
относительно того, как следует
управлять в конкретных
Во-первых, управление
должно уметь осуществлять
Во-вторых, должен быть
выбран соответствующий подход
к осуществлению управления, который
бы в наибольшей степени и
наилучшим образом
В-третьих, управление
должно создавать потенциал в
организации и необходимую
В-четвертых, управление
должно произвести
Ситуационные теории,
давая описание того, как подстраивать
организацию к конкретным
3.2. Алгоритм принятия
решений при ситуационном
Решение управленческих
задач представляет собой
В настоящее время имеется
множество моделей, пакетов программного
обеспечения и аналитических
инструментов, которые пытаются свести
процесс принятия решений к формулам.
Как бы эти теории ни были привлекательны,
трудность заключается в том,
что реальность более сложна и
противоречива, чем она демонстрируется
в подобных моделях. За пределами
математического подхода
Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее время стремительные перемены, для повышения эффективности управления заинтересован сегодня в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.
Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:
обнаружение (контроль) проблемы;
сбор информации о ситуации;
анализ информации о ситуации;
диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
определение целей управления
ситуацией при решении
разработка критерия оценки эффективности решения;
генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
верификация и оценка вариантов решений;
принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений [9, с.187].
Ситуационный подход концентрируется
на том, что пригодность различных
методов управления определяется ситуацией,
поэтому в состав алгоритма принятия
решений включаются этапы сбора
и анализа информации о ситуации,
определения целей управления ситуацией
при решении проблемы, а также
прогнозирование последствий
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории
Менеджеры, которые
используют ситуационный
Технологические ограничения
определяются типом и
Информация о работе Методологические подходы к решению проблем управления: ситуационный подход