Методы исследования внешней и внутренней среды орагнизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие предприятия возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ СРЕДЫ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 5
Характеристика внутренней среды предприятия 5
Характеристика внешней среды предприятия 10
Современные методы анализа внешней и внутренней среды 19
SWOT-анализ 20
PEST-анализ 23
ОЦЕНКА СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ (на примере ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец») 25
Характеристика предприятия 25
Анализ внутренней среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 26
Анализ факторов внешней среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 29
Проведение SWOT-анализа 33
Проведение PEST-анализа 35
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 37
Пути повышения эффективности предприятия ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список используемой литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

В данной таблице приведены основные поставщики сырья и материалов, которые  заняли свое стабильное место на данном предприятии. Выбор поставщиков хлебозавод осуществляет с учетом рационального соотношения цены и качества. Именно эти поставщики гарантируют стабильное качество своей продукции по умеренной цене.

Конкуренты

Основными крупными конкурентами ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» по выработке хлебобулочных изделий являются ОАО «Подольский Хлебокомбинат», ОАО «Экспохлеб». На данных предприятиях изготавливается ассортимент продукции, схожий по свойствам и наименованию с продукцией ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» (хлеб «Дарницкий», хлеб «Пшеничный», булка «Улитка» и т.д.). Несмотря на одинаковый ассортимент изделий на этих предприятиях один и тот же хлеб производится по разному:

  • хлеб «Дарницкий» на ОАО «Подольский Хлебокомбинат» изготавливается подовым, масса изделия   0,8 кг; хлеб «Дарницкий» на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» формовой, выпекается в квадратных сковородках, масса изделия 0,75 кг. Различный способ выпечки (формовой или подовый) влияет на вкусовые качества, массу изделия на цену;
  • хлеб «Пшеничный» на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» и ОАО «Подольский Хлебокомбинат» производится по разной нормативной документации, соответственно соотношение количества сырья в хлебе различное, что влияет на вкусовые свойства и цену хлеба;
  • булка «Улитка» на всех перечисленных предприятиях вырабатывается по одной нормативной документации, одинакового развеса – 0,2 кг, но на различных технологических линиях с использованием различных технологических параметров. Это влияет на внешний вид изделия и вкусовые качества.

Каждый потребитель выбирает для  себя ту или иную продукцию с учетом качества, вкусовых свойств, цены изделия, месторасположения хлебного магазина, удобного для потребителя. Конкурентами ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» по выработке фасованных пряничных изделий является ОАО «Экспохлеб». В сравнении с этим предприятиям ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» занимает доминирующее положение за счет широкого ассортимента пряников (более 15 наименований) и длительного срока хранения из-за герметичности упаковки. В розничной торговле также продаются пряники привозные из других городов, весовые, значительно ниже по цене, несмотря на транспортные расходы. ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» производит пряничные изделия по ГОСТ 15810 – 96 строго по рецептуре, закон «О защите прав потребителей» запрещает какие-либо отступления по рецептуре в количестве сырья. Привозные пряники изготавливаются по ТУ. В данных ТУ приведены пределы соотношения сырья в рецептуре, что позволяет взаимно заменять один вид сырья на другой или использовать его более низкого качества, соответственно это влияет на себестоимость изделия.

Конкурентами ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» по производству вафельных  тортов являются торты «Причуда», «Коломенское». По вкусовым качествам ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» немного проигрывает данным производителям. Они выпекают вафельные листы на современном оборудовании, вафельные листы в изломе имеют воздушную структуру. ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» выпекает вафельные листы на оборудовании, установленном в 1995 году, в изломе вафли имеют более плотную структуру. Тем не менее, вафельные торты ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» нашли своих потребителей. Об этом можно судить по многочисленным поступлениям заявок на производство тортов из торговой сети.

Руководство каждого предприятия должно четко понимать, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Рынок рабочей силы

В исследуемом предприятии отсутствует  текучесть кадров, вакансии появляются крайне редко. В базе данных предприятия  хранится и пополняется информация о потенциальных работниках, тесно ведется работа с Центром занятости населения.

Проведение SWOT-анализа

Проведя анализ внешней среды и  получив данные о фактах, которые  представляют опасность или открывают  новые возможности, оценим: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Для этого построим таблицу SWOT-анализа:

Таблица 3. SWOT-анализ ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

ВОЗМОЖНОСТИ

  1. Накопленный многолетний опыт работы
  2. Стабильное положение на рынке отрасли
  3. Современное высокопроизводительное оборудование
  4. Невысокие цены на продукцию
  5. Устойчивые деловые связи с поставщиками и потребителями продукции
  6. Отлаженная технология производства
  7. Квалифицированный производственный персонал
  8. Сформированные каналы сбыта
  9. Широкий ассортимент продукции
  10. Высокий уровень спроса
  11. Натуральный состав продукции (без применения синтетических компонентов)
  1. Возможность привлечения дополнительного канала сбыта
  2. Рост производства
  3. Рост квалификации управленческого персонала
  4. Расширение программ обучения и переподготовки в отрасли
  5. Рост возможностей рекламы и маркетингового управления
  6. Возможность расширения ассортимента производимой продукции

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

УГРОЗЫ

  1. Отсутствие маркетинговых исследований рынка
  2. Редкое проведение рекламы продукции
  3. Отсутствие проведения мероприятий по стимулированию сбыта
  4. Слабо развита корпоративная культура
    1. Появление сильных конкурентов
    2. Повышение уровня инфляции
    3. Сбои в поставках материалов

                       

Данные SWOT - анализа говорят о  том, что, несмотря на наличие слабых сторон и угроз извне, ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» имеет достаточно сил и возможностей для сохранения стабильной ситуации и развития производства.

Однако, важным недостатком  ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» является нехватка высококвалифицированных кадров в области маркетинга. Устранить эту проблему можно, основываясь на одной из сильных сторон, а именно - на накопленном опыте и компетентности сотрудников, путем соответствующей подготовки и переобучения персонала, повышения квалификации работников.

Одной из сильных сторон ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» является его стабильное положение на рынке отрасли. Осознавая  такую ситуацию, руководство предприятия  длительное время не считало нужным проведение активных и продуманных маркетинговых мероприятий. Данная политика представляется отчасти обоснованной (в плане экономии затрат), но неперспективной с позиции долгосрочной стратегии развития предприятия.

Несмотря на то, что продукция хлебозавода итак пользуется хорошим спросом у потребителей, и предприятие имеет хорошую репутацию, рекомендуется развить систему маркетинга в компании, проводить маркетинговые исследования рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, рекламные кампании. Это поможет привлечь ещё большее число потребителей и создаст хороший имидж фирме.

Таким образом, у предприятия есть все возможности для устранения слабых сторон и смягчения (предотвращения) вероятных угроз.

Проведение PEST-анализа

Для проведения PEST-анализа построим таблицу с группой факторов влияния (табл. 4).

Таблица 4. PEST-анализ ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»

Политика

Экономика

  • Изменение законодательства
  • Государственное влияние в отрасли
  • Государственное регулирование конкуренции в отрасли

В законодательстве РФ принято большое количество нормативно-правовых документов, регулирующих торговую и поизводственную деятельность. В своей деятельности ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» отслеживает число вновь принятых и отмененных законодательных актов. Государством разработана программа стратегического развития, в которой обозначены мероприятия по поддержке развития малого и среднего бизнеса.

  • Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
  • Уровень инфляции
  • Платежеспособный спрос населения
  • Основные внешние издержки организации (на энергоносители, на транспортировку, на сырье и комплектующие).

На результат деятельности ИП Иванова  А.А. наибольшее влияние оказывает  величина доходов населения, так  как снижение доходов приводит к  снижению покупательского спроса, а значит и к снижению прибыли предприятия. Также неблагоприятное воздействие оказывают рост уровня инфляции.

Социум

Технология

  • Изменение численности населения
  • Изменения в базовых ценностях
  • Изменения в уровне и стиле жизни
  • Изменение структуры доходов
  • Изменение структуры расходов
  • Изменения основных потребительских предпочтений на продукт

Влияние социального фактора заключается  в том, численность и темп роста  населения оказывают благоприятное  воздействие на деятельность компании.

  • Технологические изменения, имеющие существенное значение для организации
  • Появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком

На предприятии функционирует  новое современное оборудование, позволяющее иметь особые преимущества, как в непосредственно производстве, так и среди конкурентов.

Также используется применение новейшей компьютерной и офисной техники, что в значительной мере облегчает  задачи получения информации, ускоряет процессы ведения внутренней отчетности.


 

По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы:

Значительное влияние на предприятие  оказывает политическая компонента. При этом влияние данного фактора  в настоящее время положительное.

Технологии на предприятии ОАО  «Хлебокомбинат «Пролетарец» вполне развиты, поэтому можно отметить отсутствие потенциальных угроз в технологическом плане.

Вследствие постоянного и стабильного  высокого спроса на продукцию предприятия (товары первой необходимости) менее  важное влияние оказывают социальный и экономический факторы.

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пути повышения эффективности  предприятия ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»

Для того, чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности  проведения анализа внешней среды  на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ.

В целом можно отметить, что на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в своей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел сбыта и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране (рис. 8.).

 


 

Однако анализ внешней среды  не является доминирующей задачей этих структурных подразделений, поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно. Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.

Одной из главных причин подобного  положения дел на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» является отсутствие службы маркетинга и четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных специалистов по маркетингу. Возникает необходимость создания новой специализированной структурной единицы – отдела маркетинга.

Таким образом, изменение в первую очередь коснется структуры организации. Существующая структура полностью соответствует ее основной деятельности, поэтому она требует небольшой корректировки:

  • создание отдела маркетинга на предприятии для более точного представления о рынке;
  • распределение по кадрам управления вопросов, связанных с принятием стратегии, контроля ее протекания и отслеживания конечных результатов.

Следуя вышеизложенным задачам для  повышения эффективности анализа  внешней среды на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» необходимо построить  следующую схему исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур, представленных на рис. 9.


На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и  своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы высшим руководством, для решения какой-либо неотложной проблемы, не забывая о приоритете стратегической цели и не отдавая предпочтение одному из объектов анализа.

Затем должна быть разработана программа  исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга.

Следующим этапом должен быть поиск  и сбор информации о внешней среде  для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде. Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.

Информация о работе Методы исследования внешней и внутренней среды орагнизации