Методы исследования внешней и внутренней среды орагнизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие предприятия возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ СРЕДЫ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 5
Характеристика внутренней среды предприятия 5
Характеристика внешней среды предприятия 10
Современные методы анализа внешней и внутренней среды 19
SWOT-анализ 20
PEST-анализ 23
ОЦЕНКА СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ (на примере ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец») 25
Характеристика предприятия 25
Анализ внутренней среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 26
Анализ факторов внешней среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 29
Проведение SWOT-анализа 33
Проведение PEST-анализа 35
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 37
Пути повышения эффективности предприятия ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список используемой литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и  других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов. Параллельно со сбором информации о внешней среде для решения стратегических задач должен осуществляться мониторинг внешней среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении «слабых сигналов» каких-либо изменений во внешней среде.

После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.

На этапе анализа собранной  информации следует определить состояние  внешней среды и выявить открывающиеся для предприятия возможности и угрозы.

Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке  необходимо проводить прогнозирование  внешней среды. Заключительным этапом анализа внешней среды является подготовка и предоставление отчета руководству предприятия и его подразделениям. Они должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (сокращению до минимума) угроз для предприятия.

Следовательно, именно отдел маркетинга должен проводить комплексное исследование внешней среды. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия, а также наладить информационное взаимодействие таким образом, чтобы не происходило дублирование работ и, в то же время, не возникали информационные пробелы по каким-либо направлениям. Со снабженческими и сбытовыми подразделениями должен быть налажен свободный обмен информацией. А отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию. Деятельность по исследованию внешней среды должна осуществляться при активной поддержке высшего руководства. Оно должно предоставлять отделу маркетинга открытый доступ к информационным ресурсам предприятия, в том числе конфиденциальным, а также самим снабжать его информацией, полученной по своим каналам.

Таким образом, к основным задачам менеджмента предприятия ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» относятся следующие:

  • Формирование отдела маркетинга на предприятии для проведения маркетинговых исследований, отслеживания тенденции развития рынка;
  • Обеспечение оптимального взаимодействия между различными подразделениями предприятия;
  • Разработка программ и методов исследования внешней среды;
  • Своевременное предоставление информации руководству и службам, нуждающимся в ней;
  • Организация рекламы для повышения спроса на продукцию предприятия и роста объемов продаж.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и проанализировав  внешнюю и внутреннюю среду организации  необходимо  сделать основные выводы по данной теме. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности  они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. От внутренних переменных зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации,  без которого невозможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Организация находится в состоянии  постоянного обмена с внешней  средой, обеспечивая себе тем самым  возможности существования. Задача менеджеров состоит в налаживании  такого взаимодействия организации  с внешней средой, которое бы обеспечивало возможность достижения организацией поставленных целей и давало ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. В условиях нестабильной и сложной внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг внешней среды и на основании собранной информации пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.                              

Сегодня единственно правильным вариантом  поведения современного предприятия  для достижения эффективного долгосрочного  функционирования и успешного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды предприятия, и их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

 

Список используемой литературы

  1. Виханский О. С., «Стратегическое управление». М.: «ЭКОНОМИСТЪ», 2008 г.
  2. Виханский О. С., А. И. Наумов. «Менеджмент». М.: «ЭКОНОМИСТЪ», 2007г.
  3. Мордовин С. К. «Модульная программа для менеджеров». М.: «ИНФРА-М», 2008 г.
  4. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М.: Юнити-Дана, 2005.
  5. П.В. Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова. Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие / – М: «Омега-Л», 2007.
  6. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. – М.: Дело, 2006.
  7. Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. с англ.: Вильямс, 2006.
  8. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.
  9. Мильнер Б.3. Управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  10. Малый бизнес. Организация, экономика, управл.: Уч. пос. /Горфинкеля В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
  11. Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  12. Ломакин А.Л. Управленческие решения – М.: Форум, ИНФРА-М, 2006.
  13. Лафта Дж. К. Менеджмент. 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2006.
  14. Инновационный менеджмент: Уч. для вузов. /Под. ред. Ильенкова С. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  15. Оумэн К. Основы стратегического менеджмента./ Пер. с англ. М.: Экономика, 2007.
  16. Веснин В.Р. Основы стратегического менеджмента: Учебник / Институт международного права и экономики - М.: Триада ЛТД, 2007
  17. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. — М.: «Издательство ПРИОР», 2008
  18. Внутренняя документация предприятия ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»

Информация о работе Методы исследования внешней и внутренней среды орагнизации