Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение современных методов проведения маркетинговых исследований, задачи работы следующие:
изучение основных понятий: «маркетинговое исследование», «маркетинговая информация»;
анализ классификации методов маркетинговых исследований, их характеристика;
изучение новых методов маркетинговых исследований и их преимуществ.
Введение
1. Маркетинговые исследования: общие понятия
1.1. Понятие маркетингового исследования, его типология и основные задачи
1.2. Понятие маркетинговой информации, ее типы и источники
2. Методы маркетинговых исследований
2.1. Методы сбора вторичных данных
2.2. Методы сбора первичных данных
2.2.1. Методы сбора качественной информации
2.2.2. Методы сбора количественной информации
2.2.3. Mix-методики
Заключение
Список использованных источников
Приложения
маркетинга (о клиентах, торговых посредниках и конкурентах). Здесь
существуют два направления:
К основным источникам маркетинговой информации относятся:
2. Методы маркетинговых исследований
2.1.
Метод сбора вторичных
данных
Итак,
методы маркетинговых
исследований в первую
очередь делятся
на методы сбора первичных
и методы сбора вторичных
данных (Приложение 2).
Вторичные
данные — информация,
собранная когда-либо
для каких-либо целей,
не связанных с текущей
задачей.
Иными
словами, вторичная
информация — это
те данные, которые уже
были собраны вами или
кем-то другим для решения
других задач, но которые
можно частично использовать
и для разрешения стоящей
перед вами в настоящий
момент проблемы.
Основные
достоинства вторичной
информации — она
дешево стоит, и доступ
к ней можно
получить сравнительно
легко и быстро.
Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет:
а) устаревшей;
б) неполной;
в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме;
г)
ненадежной (особенно
это относится к российским
источникам вторичной
информации, в которых
порой значения одного
и того же параметра
в разных источниках
различаются чуть ли
не на порядок).
Тем не менее, приведем совет весьма известного автора, с мнением которого в данном случае можно полностью согласиться:
«Всегда
начинайте с вторичной
информации, и только
когда она исчерпана
или отдача от ее
использования сокращается,
переходите к первичным
данным» (Черчилль Г.
А. «Маркетинговые исследования»).
Перейдем к методам сбора вторичной информации. Для того чтобы провести сбор вторичной информации, необходимо:
К внутренним источникам информации относятся: внутренние отчеты компании, беседы с сотрудниками, отчеты о продажах, бухгалтерские и финансовые отчеты, жалобы и предложения потребителей и т. п.
Внешние источники информации — это средства массовой информации, выпускаемые различными организациями бюллетени, публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники; источники сети Internet — тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний.
2.2.
Методы сбора первичных
данных
Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения определенной проблемы. Эта информация собранна впервые в соответствии с поставленными целями и задачами конкретного маркетингового исследования.
Чаще
всего под проведением
маркетингового исследования
понимают именно сбор
первичной информации.
Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на:
Методы
сбора качественных
данных позволяют
получить очень подробные
данные о поведении,
мнении, взглядах, отношениях
определенной группы
лиц, дают хорошее представление
об образе мыслей потребителей.
Методы
сбора количественных
данных позволяет получить
выраженную количественно
информацию, помогают
оценить уровень известности
фирмы или марки, выявить
основные группы потребителей,
объемы рынка.
Mix-методики
– это смешанные методы
исследований, довольно
удачно сочетающие в
себе достоинства качественных
и количественных методов.
2.2.1.
Методы сбора качественной
информации
Качественное
исследование отвечает
на вопросы «как» и «почему».
Качественные исследования
включают в себя сбор
и анализ первичной
информации. Сбор маркетинговой
информации проводят
по специальной методике
с целью выявления качественных
параметров поведения
потребителей. Данный
тип исследований позволяет
получить очень подробные
данные о поведении,
мнении, взглядах и отношениях
реальных и потенциальных
потребителей изучаемого
продукта или услуги.
Полученные данные не
могут быть выражены
количественно (за редким
исключением), однако
дают хорошее представление
об образе мыслей потребителей.
Качественные исследования
незаменимы при разработке
новых товаров, рекламных
кампаний, изучении
имиджа фирм, торговых
марок и решении других
сходных задач.
Основные методы качественных исследований:
Фокус-группа
- групповое интервью,
проводимое модератором
в форме групповой дискуссии
по заранее разработанному
сценарию с небольшой
аудиторией «типичных»
представителей изучаемой
части населения, сходных
по социальным характеристикам.
Отличительной чертой
такого исследования
является то, что участники
группы не скованы рамками
стандартного интервью,
а наоборот должны свободно
общаться друг с другом,
выражая свои эмоции.
Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек — наиболее «типичные» представители интересующей исследователя группы людей, однородные по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.
В течение полутора-трех часов ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме, подготовленной до начала обсуждения.
Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом, из-за которого представители заказчика могут наблюдать за ходом фокус-группы, не выдавая своего присутствия. Все происходящее записывается. А после завершения обсуждения записи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.
Фокус-группу
проводит квалифицированный
специалист, задача
которого — понять отношение
участников фокус-группы
к обсуждаемым вопросам.
Он должен иметь навыки
управления группой,
а также общие знания
в области психологии
и маркетинга.
Такой метод применяют с целью:
Достоинствами такого метода можно считать:
максимальную возможность для свободной генерации новых идей;
разнообразие направлений использования данного метода;
возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;
возможность
для заказчика
принимать участие
на всех этапах исследования.
Глубинное
интервью — слабоструктурированная
личная беседа интервьюера
с респондентом в форме,
которая побуждает последнего
к подробным ответам
на задаваемые вопросы.
Отличительной чертой
такого метода является
свободная форма интервью.
Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.
После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.
Обработка
результатов интервью
и составление
аналитического отчета.
После завершения интервью
его аудио и/или видеозаись
подвергается обработке,
в результате которой
исследователь получает
полный текст всего
интервью. На основе
данных текстов и впечатлений
интервьюера составляется
аналитический отчет.
Как правило, глубинные интервью используются для решения тех же задач, что и фокус группы, а именно: