Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение современных методов проведения маркетинговых исследований, задачи работы следующие:
изучение основных понятий: «маркетинговое исследование», «маркетинговая информация»;
анализ классификации методов маркетинговых исследований, их характеристика;
изучение новых методов маркетинговых исследований и их преимуществ.
Введение
1. Маркетинговые исследования: общие понятия
1.1. Понятие маркетингового исследования, его типология и основные задачи
1.2. Понятие маркетинговой информации, ее типы и источники
2. Методы маркетинговых исследований
2.1. Методы сбора вторичных данных
2.2. Методы сбора первичных данных
2.2.1. Методы сбора качественной информации
2.2.2. Методы сбора количественной информации
2.2.3. Mix-методики
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы если:
Достоинством
такого метода является
возможность получения
более полную информацию
о поведении человека,
о причинах такого поведения,
его глубинных мотивах,
что не всегда возможно
в фокус-группе.
Анализ
протокола заключается
в помещении респондента
в ситуацию принятия
решения, в процессе
которого он должен
подробно описать все
факторы, которыми он
руководствовался при
принятии этого решения.
Респонденту
предлагают представить
себе конкретную ситуацию,
в которой он должен
принять решение.
После этого он
должен словесно описать
все факторы и
аргументы, которыми
он руководствовался
в процессе принятия
решения. Иногда при
применении данного
метода используется
диктофон. Затем исследователь
анализирует протоколы
(отсюда — название
метода), представленные
респондентами.
Анализ протокола применяется для составления модели принятия решения. Как правило, этот метод используется при анализе решений:
2.2.2.
Методы сбора количественной
информации
Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».
Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п.
Основные методы количественных исследований:
Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.
Опрос
заключается в сборе
первичной информации
путем прямого задавания
людям вопросов относительно
уровня их знаний, отношений
к продукту, предпочтений
и покупательского поведения.
Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:
Опросы могут различаться:
Как
правило, чаще опросы
различают по способу
контакта с респондентом.
Личное
интервью (face-to-face) - опрос
в форме личной беседы
между интервьюером
и респондентом. Личное
интервью незаменимо
в том случае, когда
респонденту в ходе
опроса необходимо предъявить
значительный объем
наглядной информации.
Телефонный
опрос - один из самых
оперативных и недорогих
опросных методов, который
позволяет узнать мнения
различных групп населения
практически по любым
вопросам.
Почтовый
опрос - метод заключается
в рассылке анкет и получении
на них ответов по почте.
Почтовый опрос не требует
большого штата интервьюеров,
но требует профессионального
подхода к созданию
выборки.
Retail
Audit (аудит розничной
торговли) — это исследование,
включающее анализ ассортимента,
цен, дистрибуции, рекламных
материалов в розничных
точках по исследуемой
товарной группе.
Анализ результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям — структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д.
Исследование
по методу Retail Audit включает
в себя разработку анкет,
формирование выборки
торговых точек, подготовку
интервьюеров, непосредственно
само исследование и
последующую обработку
и анализ данных.
Аудит розничной торговли позволяет получить информацию о том, какие марки продукта представлены в продаже, насколько они доступны, по какой цене и в каких объемах продаются. При помощи этих данных можно:
2.2.3.
Mix-методики
Mix-методики — смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.
Основные виды mix-методик:
1.
Hall-test - метод исследования,
в ходе которого довольно
большая группа людей (до 100-400
человек) в специальном
помещении тестирует
определенный товар
и/или его элементы (упаковку,
рекламный ролик и т.
п.), а затем отвечает
на вопросы (заполняет
анкету), касающиеся
данного товара.
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара. Выделяют следующие типы тестирования:
Данный метод применяется:
Преимуществом
методики является возможность
предъявления и оценки
не только визуальной
информации, но и
аудиальной (слуховой),
обонятельной, осязательной,
вкусовой.
2. Home-test - метод исследования, в ходе которого группа потребителей тестирует определенный товар в домашних условиях (используя его по назначению), заполняя при этом специальную анкету.
Home-test
во многом схож
с hall-тестом, но используется
при необходимости длительного
тестирования товара (в
течение нескольких
дней).
Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.
Через
несколько дней использования
данного товара респондент
отвечает на вопросы
анкеты, которая определяет
отношение респондента
к данному продукту (иногда
— по сравнению с другими
продуктами).
Метод home-тестов используется для:
Преимуществом
home-теста является
то, что тестирование
товаров происходит
в тех же условиях,
в которых они
используются обычно.
3. Mystery Shopping - метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).
При
продаже услуг
качество обслуживания
является важнейшим
критерием, по которому
клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping
позволяет оценить работу
персонала с точки зрения
потребителя и своевременно
принять меры по улучшению
качества обслуживания.
Кроме того, Mystery Shopping
позволяет производителям
определенного товара
оценить работу персонала
розничных торговцев
с этим товаром (наличие
на складе, презентация
и т. п.).
Оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.
Первым делом разрабатывается подробный план — какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким критериям, на что нужно обратить особое внимание (если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей.
Специально подготовленные люди, полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые точки (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через Internet.
По
результатам проведенного
исследования фиксируются
основные ошибки персонала,
и разрабатывается программа
по их исправлению (проводятся
специальные тренинги,
корректируются инструкции
и т. п.).
Такой метод применяется для: