Методы мкниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:09, реферат

Краткое описание

Муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.
Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, главной целью - удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1. Основные функции муниципального управления…………………3
2. Определение и содержание методов муниципального (коммунального) управления……………………………………………................................3
2.1 Экономические методы муниципального управления………………….4
2.2 Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления……………………………………………………………………..6
2.3 Социально-психологические методы муниципального управления……..8
3. Вывод…………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

методы муниципального управления.docx

— 41.61 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….2

1. Основные функции муниципального  управления…………………3

2.  Определение и содержание  методов муниципального (коммунального)  управления……………………………………………................................3

2.1  Экономические методы муниципального управления………………….4

2.2  Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления……………………………………………………………………..6

2.3  Социально-психологические  методы муниципального управления……..8

3. Вывод…………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.

Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное  образование, главной целью - удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные функции муниципального управления

 

Под функциями муниципального управления понимаются основные направления  деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению  которых стремиться деятельность органов местного самоуправления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, решаемых задач и  полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции:

1.    обеспечение  участия населения в решении вопросов местного значения;

2.   управление муниципальной  собственностью и финансовыми средствами;

3.   обеспечение комплексного  социально-экономического развития муниципального образования;

4.   удовлетворение  основных жизненных потребностей  населения в сферах, отнесенных  к ведению муниципальных образований;

5.   охрана общественного порядка и окружающей среды;

6.   защита интересов  и прав местного самоуправления, гарантированных государством.

 

2.  Определение и содержание методов муниципального (коммунального) управления

 

Методы управления – это  способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых  объект управления направляется на достижение своих целей.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических  законах, закономерностях социально-экономических  систем, учитывают достигнутый научно-технический уровень, социальные. правовые и психологические отношения в процессе управления.

Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно  дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов  муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и  правовые, социально-психологические.

Каждая группа методов  обладает определенным характером воздействия  на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими  методами, в правильном их выборе и  сочетании, умении применить на практике.

 

2.1  Экономические методы муниципального управления

 

Экономические методы управления – это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов – создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Эти методы призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий (организаций), местного сообщества и конкретного жителя. Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, кредитную политику и др. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов – в воздействии на экономические интересы потребителей и работников с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Особенности экономических методов управления состоят в том, что они: базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными задачами, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений; оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объекта управления); непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличии от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения); побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

 Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для нормального функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления. При умелом использовании экономических методов управления управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредотачивается, если в том есть потребность, на конечных результатах обслуживания населения. Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованного широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество. Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если прибыльность ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

 

2.2  Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.

Исполнительный орган  местного самоуправления (местная администрация) осуществляет свои функции двумя  способами правовыми и организационными.

Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов  по вопросам, входящим в компетенцию  исполнительных органов местного самоуправления.

Организационный способ предполагает организацию работ по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных  решений, а также законов и других нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти.

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой  совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется  действующей системой федеральных  и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления.

Юридическое воздействие  заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных  законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях.

Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие.

Организационное воздействие  выражается в четком распределении  функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных  воздействий лежат: организационное  регламентирование и организационное нормирование.

Организационное регламентирование  устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.

Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого  персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и  длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов.

Устав, положения, регламент, должностные инструкции,  распределение  прав и обязанностей, организационные  структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения.

Распорядительное воздействие  осуществляется в процессе функционирования муниципального образования и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание  всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более  совершенное состояние.

 

2.3  Социально-психологические методы муниципального управления

 

Способы и приемы воздействий, основанные на использовании социальной психологии называются социально-психологическими методами управления.

В этом управлении используются две группы методов, учитывающих  человеческий фактор: социологические  и психологические.

 

2.3.1  Социальные  методы муниципального управления

 

Социальные методы государственного управления направлены на создание надежной системы социальной защиты, которая  способна обеспечить государственный  аппарат высококвалифицированными профессиональными кадрами. К социальным методам государственного управления можно отнести широкий круг методов  социологических исследований, социального  прогнозирования и социального планирования.

Руководитель должен уметь  сформулировать то социальное будущее, которого желательно достичь, добиться - т.е. уметь предвидеть.

Предвидение - основополагающий принцип управления. Предвидение  будущего с использованием особых приемов - первый этап управленческой деятельности. Прогнозирование - второй этап управления. Прогнозирование необходимо руководителю для выявления количественных и качественных параметров возможных будущих состояний объекта, процесса, их выражения в моделях и сценариях.

Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий  развития социальных процессов и  социальных отношений. В социальном планировании на первый план выступают  все переменные человека: труд и  условия труда, быт и условия  воспроизводства человека, профессиональные, интеллектуальные, и т.д.

Планирование является важнейшим  этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.

Наиболее ответственной  задачей планирования является прогнозирование  или, как часто называют его американские специалисты, стратегическое. Прогнозирование  должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения  на основе анализа внутренних и внешних  связей организации, изучения экономических тенденций.

Прогнозирование является важнейшим  инструментом принятия стратегических управленческих решений на основе анализа  системы показателей: качественных (их часто называют ориентирами) и количественных (заданий).

Основная задача стратегического  планирования - определение путей  и методов достижения поставленных целей.

Другой составляющей научного планирования является моделирование  состояния управляемой системы, которое служит своеобразным аналогом эксперимента в естественных науках. Основной задачей научного программирования в планировании является разработка алгоритма реализации функций управляемой системы. Процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределенности. Социальное прогнозирование используется для создания информационной базы разработки планов социального развития и применения методов социального влияния в конкретном коллективе. Параметры социального прогноза включают такие показатели: возрастные и половые изменения в коллективе; изменения образовательно-квалификационного уровня работников: изменения в материальном обеспечении и в бытовых условиях работников и тому подобное. Социальное прогнозирование осуществляется посредством статистического анализа, метода экспертных оценок основных тенденций развития, при посредничестве математического моделирования и т.д.

Информация о работе Методы мкниципального управления