Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации, на примере промышленного предприятия ООО «Инженерные Защитные Системы». Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
рассмотреть значение и задачи набора персонала;
изучить источники и методы набора персонала
Отбор кандидатов на занятие вакантной должности является завершающим процессом подбора персонала в соответствии с заявленными потребностями структурных подразделений организации ООО « ИЗС». Процедура отбора персонала складывается из нескольких этапов:
Первый этап представляет собой предварительный отбор, при котором может быть отсеяно до 90 % претендентов. Осуществляют отбор специалисты отдела персонала по формальным критериям: образование, специальность, стаж работы, пол, возраст. Исходными документами для отбора являются заявка структурного подразделения и резюме претендента.
На втором этапе устанавливается личный или телефонный контакт с отобранными по первому этапу кандидатами, которым предлагается представить определенный набор документов согласно действующей в организации инструкции о порядке проведения отбора кандидатов. В состав предъявляемых на данном этапе документов, как правило, входят следующие:
специальных знаний или специальной подготовки;
В отдельных случаях, с учетом специфики особенностей условий выполнения должностных обязанностей, не исключено представление дополнительных документов и наоборот, сокращение некоторых из них.
На третьем этапе производится анализ представленных кандидатами документов. Результатом анализа документов является подготовка собеседования (интервью), осуществляются проверка приведенных в них данных, наведение справок, уточнение подлинности отдельных документов.
Справки наводятся у руководителей по прежнему месту работы, у других лиц, знающих претендентов на должность. По претендентам на управленческие вакансии делается попытка выяснить на прежней работе стиль руководства, отношение кандидата к новому, общительность, умение работать с людьми, способность и ответственность в принятии решений и т. д. К проверке данных возможно подключение службы безопасности организации.
На третьем этапе возможен отсев кандидатов по причине недостоверности представленных документов, отдельных сведений о себе, вызывающих сомнение биографических данных и т. п.
На четвертом этапе проводится собеседование-интервью с кандидатами, прошедшими три предыдущих этапа. Интервью проводят подготовленные специалисты отдела персонала организации и руководители подразделений, которым требуются новые кадры.
Задача интервью – не принятие какого-либо решения о подготовленности и личных качествах кандидата, а только сбор дополнительной информации. Проведение интервью базируется на знании основ психологии общения, психодиагностики и техники проведения интервью.
Пятый этап предусматривает личное собеседование будущего непосредственного руководителя с претендентом (претендентами) на вакантное место. Хотя руководитель использует результаты анализа представленных документов и отчет по проведению интервью, главная ценность собеседования заключается в личном контакте начальника с подчиненным, поскольку мнение непосредственного руководителя, его оценка претендента может явиться основным доводом в пользу принятия решения руководством организации о приеме кандидата на работу. Кроме того, результатом собеседования может явиться необходимость проведения тестирования кандидата, проведения ознакомления с рабочим местом, выполнения в порядке испытания отдельных работ и т. д.
Для того что бы планировать деятельность по набору персонала, для начала необходимо представлять сотрудника, который лучшего всего впишется в коллектив. «Словесный портрет» искомого работника – приблизительное описание ожиданий: пол, возраст, образование, опыт прошлой работы, особые требования и т.д. В «словесный портрет» включается, во-первых, то, что должно быть, во-вторых, то, чего быть не должно. Эта бумага рассчитана на внутреннее пользование, претендентам ее не показывают. Как правило, стараются заранее снабдить кандидата описанием деятельности организации.
Заявление-анкета. Она поможет, во-первых,
сразу же исключить явно неподходящего
кандидата, во-вторых, направить беседу
в нужное русло. Анкетирование является
первым этапом процедуры оценки и отбора
претендентов. Назначение метода двоякое.
Наряду с решением задач отсева менее
подходящих кандидатов определяется круг
факторов, нуждающихся в особо пристальном
изучении на основе последующих методов,
а также источники, из которых можно получить
необходимую информацию.
Любое ее искажение в анкете является
основанием для увольнения работника
в любой момент, когда это выяснится (в
текст анкеты обычно включается соответствующее
указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с
другими методами отбора выявляет следующую
информацию:
1) соответствие образования заявителя
минимальным квалификационным требованиям;
2) соответствие практического опыта характеру
должности;
3) наличие ограничений иного рода на выполнение
должностных обязанностей;
4) готовность к принятию дополнительных
нагрузок (сверхурочно, в командировках);
5) круг лиц, которые могут рекомендовать
работника, помочь в наведении справок
и получении дополнительной информации.
Содержание анкеты устанавливается ООО
«ИЗС». Оно варьирует в зависимости от
контингента персонала, на который рассчитана
анкета, и общей схемы отбора персонала.
При отборе на должности управляющих применяют
более подробные анкеты, чем при найме
рядовых служащих.
Одна из задач анкетирования заключается
в том, чтобы определить личностные качества
и обстоятельства, которые могут помочь
в работе кандидата в случае приема на
работу. Анкета содержит данные о числе
отработанных (за год) дней у последнего
нанимателя, продолжительности пропусков
работы по причине болезни и т.д.
Обращается особое внимание на факторы,
указывающие потенциальную возможность
раннего увольнения работника. В анкете
запрашивается точная формулировка причин
увольнения в прошлом.
Устанавливается частота смены работы.
Собираются общие сведения об источниках
мотивации и делаются предположения о
факторах, препятствующих работе, которые
перепроверяются и уточняются, становятся
предметом тщательного изучения при наведении
справок и собеседовании с работником.
Претендент обязан также указать недостатки
здоровья, возможный перечень которых
нередко приводится в анкете. Заранее
подготовленная схема беседы поможет
не упустить ничего важного. Вот, например,
схема беседы из семи пунктов, применяемая
в ООО «Инженерные Защитные Системы» при
приеме на работу представителей основного
персонала (производство):
А вот схема из четырех пунктов, применяемая в ООО «ИЗС» при приеме на работу представителей вспомогательного персонала:
В целом, при подборе кадров, повышении их квалификации в ООО «ИЗС» ориентируются на следующий перечень критериев оценки кандидатов:
В результате проведенного отбора должность менеджера занял кандидат, более остальных соответствующий предъявляемым требованиям. Итак, исследовав подбор и отбор персонала в ООО «ИЗС», мы можем сделать следующие выводы. В организации осуществляется кадровое планирование. Кадровое планирование – это процесс обеспечения потребностей организации персоналом соответствующей квалификации в необходимом количестве в определенном временном периоде. Оценка персонала, осуществляемая на предприятии, – это установление соответствия деловых и личных качеств личности требованиям должности или рабочего места.
Выше нами был проведен анализ сложившейся системы подбора и отбора персонала ООО «Инженерные Защитные системы». Одним из недостатков ее является то, что осуществляется данный процесс в рамках пассивной кадровой политики. При таком типе политики возникает ситуация, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении своего персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств деловой оценки работников, системы диагностики мотивации персонала. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, часто без попыток понять причины возникновения конфликтной ситуации, и ее возможные последствия.
Поэтому в качестве первой рекомендации по совершенствованию отбора и подбора персонала ООО «ИЗС» можно предложить внедрение активной кадровой политики, которая проявляется тогда, когда руководство организации не только прогнозирует развитие кризисных ситуаций, но и имеет средства для воздействия на них, а служба управления персоналом способна разрабатывать антикризисные кадровые программы, проводить анализ ситуации и вносить соответствующие коррективы в соответствии с изменением параметров внешней и внутренней среды.
Следующим направлением совершенствования является ориентация на человека. Поскольку современное предприятие является учреждением, в котором в результате коллективного труда формируется и развивается личность работника, постольку внутрипроизводственное управление должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества на основе уважения к человеку и доверия к нему. Действительно, чем выше уровень сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и работниками, тем глубже и устойчивее будут упрочнение и улучшение отношений между сотрудниками. Насколько полно руководитель овладеет гуманистическими принципами управления, научится «дирижировать связями» между работниками на основе сотрудничества, настолько эффективно будет решаться задача по формированию и развитию личности. Успех функционирования ООО «ИЗС» обеспечивается гармоничной целеустремленностью работников к решению общих задач, но в основе гармонии лежит человечность, лежит понимание менеджера, что сформировать целенаправленную единую волю коллектива можно только на основе глубокой, систематической работы с каждым его членом.