Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации, на примере промышленного предприятия ООО «Инженерные Защитные Системы». Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
рассмотреть значение и задачи набора персонала;
изучить источники и методы набора персонала
Предлагаю также ввести новую должность – психолога кадровой службы. Прежде всего, психолог способен более качественно, нежели, например, менеджер решить задачу тестирования и интервьюирования кандидатов.
При проведении первичной оценки потенциальных кандидатов особенно важно проверять их профессиональные и личностные компетенции, особенно в тех случаях, когда подбирается управленческая команда. Рассмотрим, например, каким характеристикам должен отвечать директор по персоналу. Психолог может разработать необходимую модель поведения для собеседования. Основными способами оценки деловых качеств потенциального работника являются интервью и тестирование. Поэтому приведем в качестве примеров некоторые вопросы, анкеты и тесты, которые могут быть использованы психологом кадровой службы в процессе своей практической деятельности:
Приведенный перечень вопросов является условным, хотя вопросы такого плана задаются кандидату наравне с другими. Следует учитывать то обстоятельство, что люди приходят устраиваться не в одну лишь организацию, а в разные, где выбирают наилучшие для себя условия. Поэтому потенциальные кандидаты имеют опыт в ответах на подобные вопросы, и это должен учитывать психолог.
В беседе по найму следует также выяснять, в чем состоит мотивация труда работника, и хотя мотивация явление сложное, тем не менее, при приеме на работу психологу следует выяснять хотя бы основной набор факторов мотивации, выражаемых через потребности.
При проведении беседы психологу также желательно выяснить, какие взгляды общественно-политического характера исповедует кандидат, какие интересы у него в частной жизни, чем он увлекается. Профессиональный психолог обязательно будет интересоваться не только узкопрофессиональной информацией, но и значительно более широким кругом вопросов, так как заинтересован в скорейшей адаптации нового работника. Для этого можно задать претенденту вопросы следующего характера:
Здесь следует выяснить, сколько мест работы сменил претендент и по каким причинам, как долго работал на каждом из них, желательно изучить рекомендательные письма или отзывы с предыдущего места работы. Таким образом можно выяснить, не склонен ли он к конфликтам, не является ли «летуном» и т.п.
На основе рассмотренных ранее положений
по набору и отбору персонала на предприятии
ООО «ИЗС» можно предложить следующую
схему набора персонала. Отдел кадров
должен учитывать общую стратегию эффективного
развития предприятия, отбирать персонал,
исходя из перспективы развития, модификации
и модернизации существующих изделий.
Источники набора кадров останутся те
же. После набора кандидатов стоит выдавать
им анкеты и определенные тесты, которые
следует разработать для каждой должности,
чтобы наиболее точно определить подходящего
кандидата на соответствующую должность.
Проанализировав должностные инструкции
и профессиональное образование сотрудников
кадрового отдела, стало известно, что
в отделе есть два работника, которые имеют
диплом психолога. Таким образом, можно
ввести в их должностные обязанности составление
психологических и профессиональных тестов
для отбора персонала. Повысится заработная
плата этих сотрудников, но, тем не менее,
предприятию это будет намного выгоднее,
чем вводить новую должность или пользоваться
услугами специализированных служб.
Далее, по результатам анкетирования и
тестирования, можно отсеять несколько
кандидатов, которые, на наш взгляд, не
подходят для данной должности. С оставшимися
кандидатами проводится собеседование
по следующей схеме. Структурированное
собеседование, состоящее из серии отдельных
блоков или областей исследования, каждая
из которых может оцениваться независимо,
имеет больше шансов на достижение поставленных
целей, чем неструктурированное, плохо
спланированное собеседование.
При подготовке к собеседованию должны
быть составлены вопросы различного характера:
открытые, закрытые, наводящие, рефлексивные
и косвенные.
По окончании собеседования начальник
отдела проводит оценку полученных результатов
и принимает решение. Если кандидат подходит,
то с ним подписывается трудовое соглашение
на испытательный срок 2 месяца, и если
кандидат пройдет успешно этот испытательный
срок, то его принимают на работу, и подписывается
трудовой договор. После этого кандидата
должны ознакомить с его должностными
инструкциями трудовым распорядком.
Исходя из сегодняшних потребностей организации
в кадрах, такая система отбора персонала
поможет наиболее точно определить лучшего
кандидата на определенную должность.
Для того чтобы построить эффективную систему поиска отбора персонала, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Для удовлетворения потребности предприятия в дополнительных работниках используют два источника рабочей силы:
К пассивным методам набора персонала прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одна из разновидности пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, об уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации.
В течение данного исследования нам удалось сформулировать практические рекомендации, которые позволят оптимизировать процесс отбора персонала:
1) активная кадровая политика: руководство
организации планирует свою
2) ориентированность на человека:
3) введение должности психолога
кадровой службы: психолог способен
качественно решать задачу
Психолог может разработать необходимую модель поведения для собеседования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ