Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:53, курсовая работа
Персонал, трудовые ресурсы на предприятии – это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАНДИДАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ………………………………………………………………..
1.1. Понятие и особенности оценки кандидатов для приема на работу.
1.2. Методы и критерии отбора персонала, адаптация персонала……..
1.3. Оценка эффективности системы подбора и найма работников…...
СИСТЕМА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАНДИДАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ В ООО «СМП 855»……………………………………....
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………
2.2. Анализ подбора и найма персонала в ООО «СМП 855»…………..
2.3. Оценка эффективности системы подбора и найма работников …..
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАНДИДАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ В ООО «СМП 855»………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….36
Анализируя данные таблиц можно сделать вывод о том, что фонд оплаты труда работников растет быстрее, чем среднегодовая выработка: в 2011 г. выработка персонала возросла на 0,8 %, по сравнению с 2010 годом, ФЗП на 9,1 %.
В ООО «СМП 855» высокая и стабильная заработная плата. При этом прибыль на 1 руб. заработной платы в течение исследуемого периода не менялась.
Таблица 2.6 –Структура и динамика средней заработной платы
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонения 2011 года | |||
От 2009 г. |
От 2010 г. | ||||||
(+;-) |
% |
(+;-) |
% | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
8220 |
8838 |
9523 |
+1440 |
141,7 |
+408 |
109,1 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
83 |
85 |
87 |
+4 |
104,8 |
+2 |
102,4 |
Прибыль от продажи товаров, тыс. руб. |
3480 |
3730 |
3946 |
+466 |
113,4 |
+216 |
105,8 |
Прибыль на 1 руб. заработной платы |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
- |
- |
- |
- |
Таким образом, выявлена проблема - наблюдается рост коэффициентов по приему и текучести персонала, причем рост текучести персонала (49,9%) больше чем оборот по приему (37,8).
Проведенный анализ свидетельствует о том, что в настоящее время возможности персонала на предприятии реализуются далеко не полностью. Это связано, прежде всего, с тем, что руководство предприятия не уделяет должного внимания вопросам эффективного использования персонала.
Таким образом, напрашивается вывод, что в системе отбора будущего персонала организации существуют некоторые недостатки. Среди недостатков системы отбора персонала можно выделить следующие моменты: одноэтапное собеседование, недостаточное анкетирование и тестирование, нет практики работы с рекомендациями с предыдущих мест работы, отсутствие проверки претендентов службой безопасности, внутренние источники при найме составляют лишь 17%. Так же не проводится телефонное интервью.
В целях совершенствования системы подбора и найма работников в ООО «СМП 855» необходимо решить следующие проблемы:
1) совершенствовать внутренние источники найма за счет повышения квалификации сотрудников.
2) разработать систему подбора и найма персонала.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ
На основе рассмотренных ранее положений по найму, отбору, подбору и расстановке по рабочим местам, на предприятии ООО «СМП 855» можно предложить ряд усовершенствований, c целью снижения затрат на привлечение кадров и получения более целевого набора персонала.
По данным предприятия ООО «СМП 855», указанным в таблице 2.9, видно, что внутренние источники при найме составляют лишь 17% от общего числа.
Таким образом, на предприятии недостаточно используется внутренний резерв, в качестве предложения: повышение квалификации сотрудников и работа с кадровым резервом руководителей.
Повышение квалификации рабочих, непосредственно на предприятии, осуществляется: на производственно-экономических курсах; на курсах целевого назначения; в школах передовых приёмов и методов труда; на курсах бригадиров.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятии для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности и других вопросов.
Занятия проводятся в группах от 10 до 30 человек. Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов. Продолжительность обучения устанавливается предприятием, исходя из цели обучения, но в объёме не менее 20 часов. Обучение на курсах целевого назначения заканчивается сдачей экзаменов.
Школа передовых приёмов и методов труда создается в целях массового освоения рабочими передовых приёмов и методов труда новаторов производства. Обучаются в этой школе рабочие одной или смежных с ними профессий. Занятия проводятся в группах от 5 до 30 человек. Продолжительность занятий в объёме не менее 20 часов.
Обучение в школе включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые новаторами производства – руководителями школ, а также теоретические занятия, проводимые специалистами. При этом особое внимание уделяется экономическому обоснованию и эффективности изучаемых методов труда. Обучение в школе заканчивается итоговыми занятиями.
Изучение и обобщение передовых приёмов труда осуществляется работниками служб научной организации труда, труда и заработной платы, научно-технической информации и технологическими бюро цехов. После этого составляется описание и передаётся в бюро подготовки кадров для организации изучения опыта в школах.
Курсы бригадиров создаются в целях повышения уровня знаний бригадиров, повышения эффективности производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, управление коллективом, а также для подготовки резерва бригадиров производственных бригад из числа передовых, наиболее квалифицированных рабочих. Численность группы от 10 до 30 человек. Продолжительность обучения на курсах не менее 36 часов, а при подготовке резерва бригадиров – не менее 72 часов. Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачётов или защитой рефератов.
В ООО «СМП 855» необходимо организовать производственно-экономические курсы.
Продолжительность обучения от 3 до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов (рабочие 70-100 часов, служащие 100-130 часов, специалисты 130-210 часов), при этом на экономическое обучение должно отводиться от 20 до 30 процентов учебного времени.
Повышение квалификации рабочих на производственно-экономических курсах в ООО «СМП 855» необходимо организовать тремя этапами:
1 этап обучения – повышение квалификации на 3-й разряд.
2 этап обучения – повышение квалификации на 3-4 разряд.
3 этап обучения – повышение квалификации на 5-6 разряд.
Затраты обучения рабочих на производственно-экономических курсах в ООО «СМП 855» представлены в табл. 3.1. Необходимо определить влияние повышения квалификации рабочих в ООО «СМП 855» на рост производительности труда.
В расчётах применяется методика В. Д.
Арещенко, позволяющая рассчитать возможный рост
производительности труда рабочих вследствие
повышения уровня их квалификации (Пр
= ( Рск – Рсн )´ И ´ У ´ 100). [8, с. 84]
Таблица 3.1 – Затраты на обучение рабочих внутри организации
Показатель |
Стоимость, руб |
1 |
2 |
1 этап обучения – повышение квалификации на 3-й разряд | |
1. Заработная плата |
13000 |
2. Материалы на учебный процесс |
4300 |
3. Текущие расходы |
1200 |
Итого |
18500 |
2 этап обучения – повышение квалификации на 3-4 разряд | |
1. Заработная плата |
14000 |
2. Материалы на учебный процесс |
4300 |
3. Текущие расходы |
1200 |
Итого |
19500 |
3 этап обучения – повышение квалификации на 5-6 разряд | |
1. Заработная плата |
16000 |
2. Материалы на учебный процесс |
4300 |
3. Текущие расходы |
1700 |
Итого |
22000 |
Итого затраты на 3 этапа обучения |
60000 |
Средний тарифный разряд рабочих в 2011 году составил – 3,765. После проведения профессионального обучения средний тарифный разряд рабочих составит в 2012 году – 3,885. Разность между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышение тарифного разряда (И) – 0,3. Удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности персонала ООО «СМП 855» (У) – 1,99. Рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих (Пр) = (3,885-3,765) * 0,3 * 1,99 * 100% = 7,2%. Далее определяется срок окупаемости затрат (методика В.Д. Арещенко).
Затраты на обучение (К) – 60 тыс. руб. 12 – число месяцев в году.
Средняя заработная плата до и после обучения на курсах (С2 – С1) = 34,54 тыс. руб. - 32,45 тыс. руб. = 2,09 тыс. руб. Эффективность обучения на курсах повышения квалификации (Т) = 60 / (12*2,09) = 2,4 мес.
Выполненные расчёты показывают, что затраты, вкладываемые в повышение квалификации рабочих ООО «СМП 855» окупятся за 2,4 месяца.
Рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих (Пр) = (3,885-3,765) * 0,3 * 1,99 * 100% = 7,2%. Следовательно выпуск продукции увеличится также на 7,2%.
Отбор кадров на предприятии ООО «СМП 855» осуществляется специалистом отдела кадров. Предлагается применить на предприятии методику, учета деловых и личностных характеристик (приложение А).
Цель: получить необходимую и достаточную информацию о кандидате и принять решение о приглашении его на собеседование или отказе от него. Путем проведения телефонных переговоров на данном этапе решаются следующие задачи:
1) выявление соответствия соискателей самым общим критериям (возраст, образование, адекватность реагирования на вопросы т.д.);
2) формирование и организация группы соискателей (назначение времени собеседования, передача и прием первичной информации).
При этом учитываются результаты работы на предыдущих этапах (критерии отбора, условия отбора, требования к должности и пр.).
Полученные данные заносятся в лист телефонного интервью (приложение Б). На их основе складывается первоначальное представление о соискателе и принимается решение о приглашении его на собеседование.
Ответственные: специалист отдела кадров (выявляет соответствие кандидата тем критериям отбора, которые были разработаны на предыдущих этапах); если телефонные звонки принимает назначенный человек, то он ведет тщательное заполнение листа телефонного интервью.
Работа по отбору, изучению и подбору персонала происходит с методической помощью и под контролем отдела кадров предприятия, вплоть до согласования найма и перемещения персонала по всем позициям без исключения.
Цель подбора: создать первичное представление о степени соответствия соискателя критериям подбора на существующую вакансию. Подобрать кандидата для замещения вакантной должности.
На данном этапе решаются следующие задачи:
1) выявление соответствия соискателя критериям соответствие должности (требования к должности), профессиональной и мотивационной пригодности на данную вакансию;
2) формирование группы соискателей соответствующих квалификационным требованиям к должности, для проведения оценки знаний и навыков, изучения личностных характеристик.
Данные задачи решаются путем:
1) заполнения соискателем внутрифирменной анкеты;
2) проведения структурированного интервью и наблюдения (диагностируются мотивационные характеристики, эрудиция, внешние данные, уверенность, коммуникабельность, адекватность реакций, представления о будущей работе и сотрудниках, ожидания, необходимые навыки и т. п.);
Информация о работе Методы оценки кандидатов при приеме на работу