Методы прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, под прогнозированием в менеджменте подразумевается научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Понятие и сущность прогнозирования………………………………….. 4
2 Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой
организации……………………………………………………………….. 6
2.1 Классификация основных методов прогнозирования……………... 6
2.2 Изыскательское прогнозирование…………………………………... 7
2.4 Нормативное прогнозирование……………………………………… 10
2.5 Метод сценариев……………………………………………………… 11
Заключение………………………………………………………………… ... 15
Список использованной литературы……………………………………….. 16

Вложенные файлы: 1 файл

моя к.р. методы прогнозирования.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

по дисциплине: «Менеджмент в телекоммуникациях»

 

Вариант № _9_

 

 

 

 

 

 

Выполнил  ст. гр. _________ _____

                (группа)

________________________

(фамилия, инициалы)

 

Проверил ________________________

(должность, ученая степень,  звание, фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………..      3

1 Понятие и сущность прогнозирования…………………………………..       4 
2  Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой

организации………………………………………………………………..       6 
2.1  Классификация основных методов прогнозирования……………...      6 
2.2  Изыскательское прогнозирование…………………………………...      7 
2.4  Нормативное прогнозирование………………………………………    10 
2.5  Метод сценариев………………………………………………………    11  

Заключение………………………………………………………………… ...   15 
Список использованной литературы………………………………………..    16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную  разработку управленческих решений  и применение их на практике. От эффективности  разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И  прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям  предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Потребность в решении  возникает только при наличии  проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями — заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки – управленческого решения и контроля за его реализацией.

Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить  степень достижения цели.

Прогнозирование—это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения  в будущем. Так как каждое решение — это проекция в будущее, а будущее — содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.

 

 

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

Прогнозирование является одним  из основных звеньев управленческого  процесса. Если мы не можем представить  себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать  это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения  и оптимизировать работу предприятия.

Прогнозирование невозможно без обладания широкой информацией  об организации в целом, помехах  на пути её функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной  информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать  экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении. Необходим:

1)научный анализ этих  процессов, определение и анализ  причинно- следственных и иных связей между ними, оценке сложившейся ситуации и выявление узловых проблем, которые необходимо решать;

2)попытки предвидеть будущего  организации, а именно тех условий, в которых она будет функционировать, трудностей и вытекающих из них задач;

3)анализ и сопоставление  различных вариантов развития  организации, её кадрового, производственного  и научно-технического потенциала.

Таким образом, под прогнозированием в менеджменте подразумевается научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

Особое внимание следует  обратить описанию проблемной ситуации, найти те факторы, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть  при решении. В первую очередь  надо установить, являются ли они внутренними  или внешними по отношению к данной организации, так как возможности  воздействия на эти две группы факторов различные.

Внутренние факторы больше зависят от самого предприятия. К  ним относят: цели и стратегию  развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем  и качество работ и т.д. Они  формируют предприятие как единую систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой приводит к  достижению стоящих перед ней  целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов может привести к нарушению свойств всей системы. Следовательно, меры управленческого воздействия должны быть направлены на сохранение целостности этой системы.

Внешние факторы. Так как  внешние факторы формируют среду, в которой работает организация, то эти факторы являются инертными  и не поддаются воздействию со стороны менеджеров. Это вызвано  тем, что эта среда характеризуется  большей сложностью, динамичностью  и неопределенностью, что существенно  затрудняет учет факторов внешней среды  при принятии организационных решений. Параллельно с этим, и факторы  оказывают различное влияние  на работу организации.

Например, поставщики, потребители, конкуренты, другие организации и  институты общества, непосредственно  связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывает прямое влияние на её работу, характер возникающих проблем и  их решений.

Существует также вторая группа внешних факторов. Эта группа оказывает косвенное влияние на деятельность организации. В неё включают:  состояние экономики страны (или региона); уровень научно-технического и социального развития; социально-культурную и политическую обстановку; существенные для данной организации события в других странах; другие факторы.

При прогнозировании управленческих решений, как правило, возникает  вопрос: «Какой путь решения выбрать  из допустимых вариантов?». Выбран будет  тот, который наиболее полезен или  предпочтителен для решения целей  организации. От того, насколько обосновано они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно в свою очередь  предопределяет конкурентоспособность  организации, быстроту её адаптации  к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете—эффективность и прибыльность.

Общепринятыми и основными  методами прогнозирования являются: 
1.Экспертное  прогнозирование; 
2.Изыскательское прогнозирование; 
3.Нормативное прогнозирование; 
4.Метод сценариев.

В основе изыскательского  прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации.

Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого  уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому  прогнозированию. Или иначе можно  сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам  и возможностям коммерческой организации.

Примером изыскательского  прогнозирования может служить  прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения  технологий, начиная от квантовой  электродинамики и кончая мгновенно  осуществляемой всемирной связью.

Нормативное прогнозирование  ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

Примером нормативного прогнозирования  может служить прогнозирование  в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного  перемещения технологий от понимания  проблемы космоса как среды, которая  должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения — условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.

Одной из главных проблем  точности и эффективности прогнозов  является максимально полезное сочетание  методов изыскательского и нормативного прогнозирования. Это является следствием различия используемых методов. Так  для изыскательского прогнозирования, характерно использование таких методов, как:

 - экстраполяция;

- моделирование;

- метод исторической аналогии;

- написание сценариев;

- другие методы; базирующихся на анализе точных эмпирических данных.

При использовании методов  изыскательского прогнозирования  предпочтение отдается количественной информации. Использование качественной (неколичественной) информации в изыскательском прогнозировании также возможно.

Такой широко используемый в настоящее время инструментарий, как деревья целей, впервые появился как составная часть метода ПАТТЕРН 
(обоснование планирования посредством научно-технической оценки количественных данных), разработанного в 1936 г. для аэронавтики и космоса.

К новым видам прогнозирования  относят прогнозирование с использованием обратной связи, интуитивные методы, «обходные» и др. Но основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании.

Также следует отметить, что очень важным моментом (как  для процесса сбора, так и для  процессов анализа и обработки  данных) определения того является ли информация количественной или неколичественной (качественной).

Количественная информация, если она достаточно надежна, обладает тем преимуществом, что позволяет  использовать точные математические методы и модели и определять тенденции  развития ситуации с определенной точностью, с указанием доверительных интервалов, возможных погрешностях при расчетах и т.д. Но даже более существенным является то обстоятельство, что круг проблем, для которых удается  разработать адекватные математические модели, оказывается значительно  уже того множества ситуаций, в  которых необходимо принимать реальные решения.

Гораздо чаще при разработке прогнозов приходится иметь дело с качественной информацией.

При разработке прогноза к  их числу относят ситуации, когда  данные представлены в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценки получены с помощью вербальных или  вербально-числовых шкал, когда имеется  информация лишь о сравнительных  оценках альтернативных вариантов.

Существуют также ситуации, когда полученная количественная информация не может быть «вписана» ни в одну из имеющихся математических моделей, также может быть проанализирована с помощью специально разрабатываемых  методов качественного анализа.

В последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентированное в большей степени  на работу не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.

С помощью экспертного метода прогнозирования может быть решена большая часть проблем, возникающих при разработке прогнозов.

Качество экспертного  прогноза определяется по таким критериям, как: - компетентность (или, в более общем виде, качество) эксперта;

- качество информации, представляемой экспертам;

- качество экспертной информации, поступающей от экспертов;

- уровень технологии разработки прогноза.

Если период прогнозирования  уже завершился, то необходимо сопоставить  спрогнозированные значения показателей  и параметров с полученными в результате реализовавшегося в действительности хода прогнозируемых событий.

И здесь на первый план выступает  вопрос—по какому критерию оценивать качество прогноза апостериорно. В качестве примера критериев оценки точности прогноза можно привести следующую формулу:

Информация о работе Методы прогнозирования