Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 22:43, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива
Актуальность темы изучение личности руководителя и работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность работы
Метод «связующего начала» основывается на каком-либо связующем звене. Наличие общих друзей, знакомых, проживание в соседних квартирах, упоминание о совместной учебе, службе способствует идентификации собеседника как «своего». Этот метод применим для установления доверия как между сотрудниками, так и между руководящим и исполняющим звеном.
Метод «сохранения лица» состоит в недопущении поведения, неадекватного мотивации сотрудника. Руководитель должен уважать личность подчиненного, его принципиальные взгляды и позиции.
Метод «перевода социального статуса на более высокий уровень» состоит в том, что руководитель формирует у собеседника уверенность в равенстве или превосходстве его социального статуса. В этом случае начальник обращается к подчиненному как к эксперту в своей отрасли знаний и тем самым вызывает у него чувство собственной значимости и формирует положительное отношение к себе. Усилить положительное воздействие можно с помощью похвалы.
Метод «заражения профессионализмом». Проявляя свою профессиональную компетентность (знания, умения, навыки, привычки), руководитель формирует у подчиненного эмоционально-положительное отношение к себе и устойчивый интерес к профессиональной деятельности. Большинство руководителей оценивают этот метод как очень эффективный. В его реализации находит место подражание, способ психологического воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя, поведение которого является примером для других.
Метод «оказания помощи» состоит в готовности оказать реальную поддержку, предоставляя своего рода «кредит доверия». Еще Аристотель говорил, что люди любят тех, кто делает им добро. Положительный настрой формируется не только у получателя, но и у источника. В данном случае действует принцип: «если я делаю хорошее человеку, значит он и сам хороший».
Приемы воздействия5
Простые приемы «улыбка» и «использование значимости имени» основаны на удовлетворении потребности в собственной значимости. Обращаясь к коллеге по имени, подчеркивая его значимость и улыбаясь, руководитель как бы отправляет сигнал: «вы мне интересны, и я рад вас видеть».
Прием «комплимент» заключается в том, что в процессе общения несколько завышают положительные качества. В комплименте следует избегать двойного смысла. Преувеличение должно быть небольшим, иначе оно будет воспринято как насмешка. Комплимент не должен касаться качеств, к наличию которых человек относится равнодушно. Его не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи, косвенно относящиеся к конкретному сотруднику. Использование этого приема менее распространено в отношениях «руководитель-подчиненный», чем среди коллег.
Прием «терпеливый слушатель» удовлетворяет потребность выговориться, самовыразиться и ощутить сочувствие, одобрение. Слушатель формирует эмоционально-положительное отношение и доверие к себе. Прием эффективен как в коммуникации «руководитель-подчиненный», так и среди сотрудников одного уровня.
Реализовывая прием «интересная информация», руководитель вовлекает подчиненного в сферу ответственных задач, доводит до него конфиденциальную информацию, необходимую для выполнения профессиональных функций. Это приводит к удовлетворению потребности в познании, осознанию личной значимости, профессиональной состоятельности и формированию у подчиненного стойкого интереса к профессиональной деятельности. Этот прием руководитель может использовать в отношении своих заместителей и начальников подразделений. Около 70% сотрудников имеют потребность в получении интересной информации в рамках профессиональной деятельности, ее предоставление закладывает основу формирования и развития устойчивой мотивации. Данный прием реально повышает эффективность целенаправленного психологического воздействия со стороны руководителя. Такое побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, стимулирует его к успешному выполнению порученной работы
Все работники организации, кроме руководителя, - его заместители, руководители низшего уровня, рядовые исполнители – являются подчиненными, т.е. лицами, находящимися в подчинении старшего по должности.
С точки зрения особенностей поведения выделяют следующие типы подчиненных:
Самостоятельные – они независимо мыслят и стремятся к поиску новых решений, осуществляя творческий подход к делу; смело отстаивают свои взгляды, при выполнении распоряжений проявляют самостоятельность, нередко выходят за предписанные рамки, не боясь вступить в конфликт; способны выполнять задания повышенной сложности и полностью отвечать за порученную работу.
Осторожные. Ориентированны на запланированный результат не выходят за пределы задания, хотя иногда могут иметь собственное мнение и отстаивать свою позицию и право на самостоятельность, что расценивается как упрямство.
Добросовестные. Ориентированны на широкий подход к делу, глубокий анализ обстановки, творчество, но робки и не всегда могут изложить свое понимание ситуации и представление о необходимых действиях; при несогласии не противодействуют, а лишь снижают активность, что нередко порождает внутриличностный конфликт.
Терпеливые. Безропотно воспринимают любые задания и пунктуально их выполняют; к распоряжениям руководителя относятся доверительно, т.к. считают, что тот все знает лучше.
Категории подчиненных.6
Совокупность отдельных групп работников образуют структуру персонала, или социальную структуру организации, которая может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура отражает распределение персонала и движение его в разрезе категорий и групп должностей. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющие обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники социальной сферы).
Аналитическая структуры определяется на основе специальных исследований и расчётов и подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная структура отражает соотношение отдельных категорий работников.
По характеру трудовых функций персонал подразделяется на рабочих и служащих.
Рабочие непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера.
Служащие осуществляет организацию деятельности людей, управления производством, административно-хозяйственные. Финансово-бухгалтерские, юридические и другие функции.
Наиболее важной фигурой после руководителя является заместитель.
Заместитель не является автономным звеном руководства между вышестоящим руководителем и исполнителями, а всегда действует от имени и по поручению руководителя, хотя и несет за эти действия ответственность.
Особую категорию подчиненных составляют сотрудники аппарата руководителя. К ним относятся:
Помощник. Он подбирает информацию (общую и специальную), необходимую для принятия решений, сортирует ее, представляет в удобном для ознакомления виде, решает определенные оперативные задачи (распределяет задания подчиненным, проводит совещания, участвует в разработке планов и проч.).
Консультант. Квалифицированно оценивает качество документов, участвует в выработке решений с правом совещательного голоса.
Референт. Имеется только у руководителей самого высокого уровня. Постоянно знакомится с научной литературой, периодикой, составляет доклады, рефераты.
Заведующий канцелярией. Организует канцелярскую работу, осуществляет техническую подготовку проводимых мероприятий, составляет индивидуальные планы работы руководителя и согласовывает их с заинтересованными лицами.
Секретарь. Отбирает устную информацию, отвечает на телефонные звонки, ведет краткую запись сообщений, записывает посетителей на прием и управляет им, обрабатывает корреспонденцию, ведет протоколы заседаний, осуществляет контроль за документами.
На современном этапе значительно возрос интерес к человеку как главному фактору производства, фактору доходов, повышения производительности труда, как ценному ресурсу, достоянию организации в конкурентной борьбе.
Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, которые воздействуют на взаимоотношения между организацией и ее работниками. Это означает, что управление персоналом тесно связано со стратегией бизнеса.
Стратегия управления человеческими ресурсами исходит из единства целей человеческих ресурсов со стратегией бизнеса.
Уровень и результаты работы организации зависит от качества управления. Современный менеджмент выступает не столько в качестве теории и практики управления, организации управления, процесса принятия и реализации управленческих решений, сколько как искусство управления людьми.
Главный потенциал любой организации заключен в кадрах. Кадры управления – этот ресурс, вложение в человеческий ресурсы, кадровая работа становится стратегическим фактором выживания организации (фирмы).
Человеческие возможности – главное и определяющее в достижении поставленных целей независимо от формы собственности. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не сможет достичь целей и выжить в конкурентной борьбе.
Для каждого менеджера особое место в его деятельности занимает подбор кадров управления – это процесс поиска и привлечения людей, выдвижение на определенные должности.
Успех подбора гарантирует организации возможность удовлетворения своих потребностей в людских ресурсах. Организации часто самостоятельно делают эту работу или же могут поручить ее консультационным фирмам.
Источники подбора кадров могут быть внутренними (из работников организации) и внешними (люди, никак не связанные с организацией).
На современном этапе главным фактором становится разработка принципов подбора кадров и методы оценки кадров.7
Компания «Интелдрайв» является официальным эксклюзивным представителем немецкой фирмы Lenze - производителя универсальных систем электропривода. «Интелдрайв» обеспечивает поставку, проектные решения, сервисное обслуживание и техническое сопровождение оборудования в России и странах СНГ. Электроприводы фирмы Lenze широко применяются в различных промышленных установках европейского производства, которые более 20 лет используются и на наших предприятиях. Технические характеристики и широкие функциональные возможности электроприводов фирмы Lenze позволяют использовать их в качестве приводов координат и главного движения в металлообрабатывающих станках различного назначения.
Во главе всей фирмы стоит генеральный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, без особой на то доверенности действует от имени фирмы, представляет её интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками организации. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность фирмы, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.
В подчинении директора находятся:
1. главный бухгалтер
2. начальник коммерческого
3. начальник общего отдела
4. заведующий складом
Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
В подчинении у главного бухгалтера находится бухгалтер-кассир. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.
Далее в подчинении директора стоит начальник коммерческого отдела. Он ведет переговоры с поставщиками, заключает договора. Так же организовывает выставки, презентации. Начальнику коммерческого отдела подчиняются менеджеры по продажам. Задача, которых консультировать клиентов о продукции, поиск новых клиентов. А так же организация доставки товара заказчикам, составление планов маршрутов для водителей экспедиторов.
Заведующий складом состоит в подчинении генерального директора и руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, следит за отпуском готовой продукции со склада и приёмом сырья на склад.
Информация о работе Методы психологического взаимодействия на личность в организации