Методы уменьшения коммерческих рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение – 2

Ключевые понятия инновационного менеджмента - 3

Инновационный процесс -4

Классификация инноваций - 5

Инновационная стратегия развития организации - 6

Основные виды инновационной стратегии - 7

Факторы и условия эффективности инновационной стратегии - 10 развития организации

Рынок инновационной продукции - 11

Передача технологии - 13

Экспертиза инновационных проектов

Риск в инновационной деятельности и методы его снижения - 18

Правовая защита интеллектуальной собственности - 22

Малый бизнес и инновационная деятельность - 15

Крупном бизнесе и иновационная деятельность - 27

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности - 30

Заключение - 34

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

innovacionnaya deyatel'nost'.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Основными формами  коммерческой передачи информации являются: продажа технологии в материализованном виде; прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, производств; портфельные инвестиции; продажа патентов; продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков; продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - “ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт и пр.; совместное проведение опытно-конструкторских работ, научно-производственная кооперация; инжиниринг и т.д.

Коммерческие  формы передачи технологии, как внутренние, так и международные, оформляются в виде договора (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).

Помимо указанных, можно классифицировать трансфер технологий по следующим признакам:

  1. по направлению передачи технологий (нижеперечисленные формы передачи технологий на практике могут взаимодополнять или взаимозаменять друг друга)
  • вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”
  • горизонтальная передача - это внутриорганизационный процесс передачи информации из одной научной области в другую;

2. по количеству  участников и степени их участия

  • активная передача - посредником между передающим и принимающим обязательно выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии
  • пассивная передача - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски, как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

Существуют  и другие формы передачи технологий: имитационная - ведущая к поддержке  процесса производства без его коренного изменения; адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения; инновативная - требующая полного изменения производства.

9. Экспертиза инновационных  проектов

 

Любой проект делится  на ряд этапов (или стадий, фаз), на которых вся проектная деятельность имеет форму конкретных заданий. В самом общем виде процедура  выполнения проекта при наличии необходимого инфраструктурного обеспечения предусматривает следующие этапы:

  • обоснование и выбор проекта
  • составление первоначального плана реализации проекта (в процессе составления первоначального плана выполнения проекта и его последующей детализации определяются содержание конкретных мероприятий, их взаимосвязь и сроки, а также ресурсные потребности)
  • «запуск» проекта
  • собственно реализация проекта (проводится постоянное сравнение реальных и запланированных характеристик проекта с целью выявления возникающих отклонений и своевременного устранения негативных явлений, способных отрицательно повлиять на дальнейшие результаты работы; проводятся необходимые проверки и используются различные формы оперативной и текущей отчетности)
  • завершение проекта.

Основными аспектами  реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль, менеджмент риска. В любом проекте одна из наиболее важных задач состоит в  максимально точной оценке риска  и обеспечении действенного контроля за ним. Для снижения риска в первую очередь необходимо провести тщательную экспертизу предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции:

  • прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.
  • обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода  жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа.

Задачи:

  • технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей
  • коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии
  • экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба
  • организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с т.з. материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов
  • социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий
  • финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта.
  • экономического анализа – отражение эффективности проекта с т.з. интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Не существует универсальной  системы отбора проектов, т.к. инвесторы  и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями. 

Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов –  это проблема эффективности менеджмента. Как с т.з. организации – разработчика проекта, так и с т.з. потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:

  • предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта
  • независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта
  • принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа  – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных  вариантов приоритетов могут  быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного  инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Этап предварительной  экспертизы характеризуется минимальной  трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является:

  • составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов
  • бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности
  • финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью  перечня критериев нацелен на выявление общего представления  о проекте (его достоинствах и  недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня  критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют  приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

  • целевые критерии
  • внешние и экологические критерии
  • критерии реципиента, осуществляющего проект
  • критерии научно-технической перспективности
  • коммерческие критерии
  • производственные критерии
  • рыночные критерии
  • критерии региональных особенностей реализации проекта.  

Состав целевых  критериев определяется социально-экономической  ситуацией в стране. Некоторые  целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:

  • совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом
  • соответствие проекта отношению организации к риску
  • соответствие проекта отношению организации к нововведениям
  • устойчивость положения организации и т.д.

Внешние и экологические  критерии включают:

  • правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству
  • возможное влияние перспективного законодательства на проект
  • возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта
  • воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

  • навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи
  • стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке
  • данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории
  • данные о потенциале роста
  • показатели диверсификации и т.д.

При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

  • перспективности используемых научно-технических решений
  • патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений
  • перспективности применения полученных результатов в будущих разработках
  • положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

  • размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта
  • потенциальном годовом размере прибыли
  • ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли
  • значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора
  • соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений
  • сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков
  • стабильности поступления доходов от проекта
  • возможности использования налоговых льгот
  • оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам
  • необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях
  • финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Информация о работе Методы уменьшения коммерческих рисков