Методы уменьшения коммерческих рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение – 2

Ключевые понятия инновационного менеджмента - 3

Инновационный процесс -4

Классификация инноваций - 5

Инновационная стратегия развития организации - 6

Основные виды инновационной стратегии - 7

Факторы и условия эффективности инновационной стратегии - 10 развития организации

Рынок инновационной продукции - 11

Передача технологии - 13

Экспертиза инновационных проектов

Риск в инновационной деятельности и методы его снижения - 18

Правовая защита интеллектуальной собственности - 22

Малый бизнес и инновационная деятельность - 15

Крупном бизнесе и иновационная деятельность - 27

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности - 30

Заключение - 34

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

innovacionnaya deyatel'nost'.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Последние четыре структуры  имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное – университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

 В США  существует практика бесплатной  выдачи лицензий на коммерческое  использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный  элемент прямой поддержки инновационных  процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое  внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Япония

Рисунок: Организационная структура  государственного управления

                                        научно-технической политикой в  Японии

 

Премьер-министр

Японии

 

Управление  по

Науке и технике

 

Японская корпорация

развития исследований

 

 

 

Совет по делам  науки

 

Управление 

Национальной 

Обороны

 

 

Министерство

финансов

 

 

Министерство

внешней торговли

и промышленности

 

 

Японская

торговая

  комиссия

 

 

    Министерство

     Образования

 

 

Ассоциация  промышленных технологий

 

 

Ключевую роль в определении  стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний  день в Японии, государственные расходы  на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

  • целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях
  • содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии
  • контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых  городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

Стратегия технополисов – это стратегия прорыва в  новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

Германия, Англия, Франция

 

Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.

Евросоюз большое  внимание уделяет активизации инновационной  деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза  относятся:

  • выработка единого антимонопольного законодательства
  • использование системы ускоренной амортизации оборудования
  • льготное налогообложение НИОКР
  • поощрение малого наукоемкого бизнеса
  • прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии
  • стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной  политики Евросоюза является «План  развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа – ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 года действует  программа «ВЭЛЬЮ» по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР.

В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:

  • ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем
  • РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи)
  • ЭВРИКА – комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские  НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

Стимулирование  инновационной деятельности в Евросоюзе  осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

 

Заключение

 

Особенностью  современного этапа развития инновационной  деятельности является образование  в крупнейших фирмах единых научно-технический  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука -производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

В 80-е годы в  инновационной политике крупных  фирм отчетливо проявилась тенденция  к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в  стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

Особенно заметно  эти тенденции проявляются в  инновационном менеджменте у  американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции  высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

 

Литература

 

  1. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.:- Банки и биржи, 1997.
  2. Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент = Innovatory management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению “менеджмент”. – М.:- Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: - Ростинтэр, 1996
  4. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.:- Прогресс, 1988
  5. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве. // РИСК. №5-6, 1998
  6. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. №3, 1998
  7. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М., 1994

 




Информация о работе Методы уменьшения коммерческих рисков