Производственные критерии включают данные о:
- доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования
- необходимости технологических нововведений для осуществления проекта
- наличие производственного персонала (по численности и квалификации)
- возможности использования отходов производства
- потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.
Рыночные (маркетинговые)
критерии предусматривают оценку:
- соответствия проекта потребностям рынка
- общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок
- вероятности коммерческого успеха
- эластичности цены на данную продукцию
- необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок
- соответствие проекта уже существующим каналам сбыта
- препятствий для проникновения на рынок
- защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации
- ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.
Критерии региональных
особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных
возможностей, степени социальной нестабильности,
состоянием инфраструктуры и уровня риска
при инвестиционных действиях в различных
регионах.
Следующим этапом процедуры
экспертизы является бальная оценка
рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки
заключается в следующем:
- оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)
- критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)
- качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.
По результатам составляются
оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта
получается при перемножении веса критерия
и веса ранга, соответствующих отмеченным
значениям. Оценки, полученные таким образом,
нельзя считать абсолютно достоверными,
что связано с субъективностью экспертных
оценок при определении значимости каждого
из факторов и числового значения каждого
из рангов. Повысить объективность выводов
можно, главным образом, за счет привлечения
и к самим инновационным проектам, и к
проведению экспертизы постороннего информационного
потенциала, партнеров из числа лучших
научных организаций, наиболее передовых
консалтинговых, сервисных и инжиниринговых
организаций, правительственных инстанций,
курирующих сферы науки, технологий, образования
и т.д.
Финансово-экономическая
оценка предполагает проведение следующих мероприятий:
- финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту
- определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.
Оценка финансового
состояния организации проводится
на базе трех основных форм бухгалтерской
отчетности: баланса (основной формы),
отчета о движении денежных средств и
отчета о прибылях и убытках. Она заключается
в расчете финансовых показателей, наглядно
отражающих эффективность деятельности
организации в краткосрочной и долгосрочной
перспективе (показатели платежеспособности
и ликвидности).
Определение эффективности
проекта и принятие решения об
инвестировании средств осуществляется с использованием различных
показателей, к которым относятся:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект, или чистая приведенная стоимость (NPV)
- индекс доходности (ИД) или индекс прибыльности (PI)
- внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма прибыли
- срок окупаемости.
Этап принятия решения
о финансировании проекта имеет
своей целью определить оптимальное
сочетание различных типов финансирования
и различных источников на тех или иных
этапах жизненного цикла инновационного
проекта. Такие мероприятия направлены
на:
- снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами
- оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта
- возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита.
Особое значение на этом
этапе имеют обеспечение контроля
за целевым расходованием средств
и оценка полученных результатов на различных этапах
жизненного цикла инноваций. Со стороны
заявителя необходимо понимание важности
предоставления точной и своевременной
информации и обеспечения открытого доступа
аудиторов финансирующих организаций
к документам финансово-хозяйственной
деятельности.
10. Риск в инновационной деятельности
и методы его снижения
Инновационная
деятельность в большей степени,
чем другие виды деятельности, сопряжена
с риском, так как полная гарантия
благополучного результата практически
отсутствует. В крупных организациях
этот риск, однако, значительно меньше,
так как перекрывается масштабами обычной
хозяйственной деятельности (отлаженной
и чаще всего диверсифицированной). В отличие
от крупных малые организации более подвержены
риску. Такое положение обусловлено, помимо
особенностей самой инновационной деятельности,
высокой зависимостью малых организаций
от изменений внешней среды.
Риск инновационной
деятельности тем выше, чем более
локализован инновационный проект,
если же таких проектов много,
и они в отраслевом плане рассредоточены,
риск минимизируется, и вероятность успеха
возрастает. При этом прибыль от реализации
успешных инновационных проектов настолько
велика, что покрывает затраты по всем
остальным неудавшемся разработкам.
В общем виде,
риск в инновационной деятельности
можно определить как вероятность потерь,
возникающих при вложении организацией
средств в производство новых товаров
и услуг, в разработку новой техники и
технологий, которые, возможно, не найдут
ожидаемого спроса на рынке, а также при
вложении средств в разработку управленческих
инноваций, которые не принесут ожидаемого
эффекта.
Инновационный
риск возникает при следующих
ситуациях:
- при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
- при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
- при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товар.
В целом, риск, возникающий
в инновационной деятельности, включает
в себя следующие основные виды рисков:
- риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;
- риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:
- риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта)
- риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта)
- риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов)
- риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);
- маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:
- риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий
- риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.
- риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю
- риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;
- риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:
- риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)
- риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях)
- риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами)
- риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта
- риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;
- риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
- риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:
- утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами
- несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах
- замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров
- недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции)
- появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей
- выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация
- появление новых местных организаций-конкурентов
- экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров;