Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 23:06, курсовая работа
В условиях конкурентной борьбы между организациями за лидерство на рынке, все большее число руководителей понимают важность грамотного управления персоналом, что непосредственно сказывается на экономическом показателе работы организации. Любая организация нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник – это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Социально-психологический климат в организациях…………………..4
1.1 Понятие социально-психологического климата………………………………4
Глава II. Теоретические основы методов управления……………………………………..………………………....................7
2. 1 Понятие и классификация методов управления……………………………...7
2.2 Социологические методы управления………………………………………..17
2.3. Психологические методы управления……………………………………….22
2.3.1. Психологическое планирование……………………………………………22
2.3.2. Способы психологического воздействия на персонал……………………23
2.4. Социально-психологические методы управления………………………..…27
2.5.Создание оптимального социально- психологического климата в организации………30
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
3. Степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций по отношению к явлениям, событиям, наиболее значимым для жизни коллектива. Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально-психологический климат коллектива, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. Зависимость социально-психологического климата первичного коллектива от факторов микросреды всегда детерминирована макросредой. В качестве показателей социально-психологического климата коллектива выступают не только различные феномены психологии трудового коллектива, но и объективные результаты его жизнедеятельности. Прежде всего, необходимо учитывать продуктивность труда коллектива, а также косвенные показатели его деятели, характеризующие его климат: данные текучести кадров, состояние трудовой дисциплины, конфликтности. Посредством анкетного опроса и интервью можно получить данные о психических состояниях и свойствах изучаемых коллективов. Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом. Оно включает в себя осуществление следующих мероприятий:
– управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);
– оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;
– комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;
– опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;
– предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
Одной из наиболее точных индикаторов
социально-психологического климата
является преимущественное настроение
ее членов. Господствующее настроение
в коллективе во многом определяет
социально-психологический
Заключение
Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т. к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям. Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании. Социологические исследования показывают, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Значимыми так же являются следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска. Среди наиболее возможных факторов демотивации выделяются: нарушение негласного контракта, неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит, игнорирование идей и инициативы; отсутствие чувства причастности к компании, отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста, отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег, отсутствие изменений в статусе сотрудника. Основные рекомендации по улучшению мотивационного процесса и предотвращению демотивации: предоставление максимума реалистичной информации в процессе отбора работников, управление персоналом по целям, постановка реальных целей, активное использование дополнительных навыков сотрудников, внимание к идеям и предложениям сотрудников, формирование организационной культуры, развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, поощрение и оценка достижений сотрудников, развитие системы управления карьерой.
Список литературы:
1.Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И., Николаенко В.М. Психология управления: Курс лекций. Новосибирск: ИГАЭ и У; Н.: ИНФРАН, 1997. 150 с.
2.Андреева Г.М. Социальная
3.Андреев В.И. Саморазвитие
4.Аникеева Н.П.
5.Анурова Н.И. Персонал в
6.Антонюк В.И., Золотова О.И., Моченов
Г.А., Шорохова Е.В. Проблемы
7.Войко В.В., Ковалев А.Г., Панферов
В.И. Социально-
8.Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. с.169.
9.Вересова Н.Г., Русалинова А.А. Производственная практика по изучению образа жизни СПК в трудовых коллективах. Л., изд-во ЛГУ, 1989. 40 с.
10.Веснин В.Р.Практический
11.Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., изд-во «Дело», 1991.
12.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М., Гардарика. 1998. 528 с.
13.Гительмахер Р.Б., Назаров В.И. Команда менеджера. Иваново.: изд-во ИвГУ, 1997. 200 с.
14.Гительмахер Р.Б.
15.Горянина В.А.
16.Грейсон Дж. Младший, О Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века. Перевод с английского. М., Экономика. 1991. с. 208.
17.Гришина Н.В.
18.Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. Л., Лениздат, 1990. 170 с.
19.Данько Т.М. Управление
20.Дашкова А.П. Организация,
21.Донцов А.И. Психология
22.Друкер П. Эффективный
23.Егоршин А.П. Управление
24.Журавлев А.Л. Стиль
25. Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально – психологические основы организации коллектива. – Воронеж: Изд - во ВГУ, 1991 г.