Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 13:58, реферат
Целью реферата является – характеристика опыта зарубежных стран в проведении административной реформы, классификация подходов к проведению административной реформы за рубежом.
Исходя из данной цели, в реферате поставлены и решены следующие задачи:
- выделить предпосылки и цели административной реформы в зарубежных странах;
- рассмотреть основные подходы к классификации административных реформ в зарубежных странах:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Административная реформа в зарубежных странах:
ее предпосылки и цели……………………………………………………….….5
2. Основные подходы к классификации административных реформ в зарубежных странах…………………………………………………………….10
2.1. Особенности функциональных административных реформ
2.2. Основные черты процедурных административных реформ………….…14
2.3. Особенности структурных административных реформ…………………23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………….30
Можно выделить несколько основных направлений изменений министерских систем в зарубежных странах, которые условно можно отнести к функциональным реформам. К их числу относятся:
1. Передача ряда функций
децентрализованным
Децентрализованные учреждения впервые они были образованы на рубеже ХIХ в. и ХХ в. в странах прецедентного права. Создание децентрализованных учреждений связывается с малой эффективностью традиционных органов управления, низким качеством оказываемых ими услуг или завышенными ценами на них. Среди других причин можно назвать необходимость избежать последствий некоторых политических обычаев, которые противоречат требованиям рационального управления. Имеются в виду некоторые особенности формирования правительств, назначений на высшие должности в министерствах. Децентрализованные учреждения могут именоваться независимыми агентствами, государственными корпорациями, публичными корпорациями. Децентрализованные учреждения получали широкие управленческие полномочия и поэтому становились субъектами публичного права. Вместе с тем в их задачи входила и коммерческая деятельность, поэтому они действуют и как субъекты частного права.
Децентрализованные учреждения напрямую не входят в систему какого-либо министерства или иного государственного органа и, напротив, организационно обособлены от них. Вместе с тем эти учреждения подотчетны одновременно органам законодательной власти и министрам, а в некоторых случаях и главе государства.
В процессе административной
реформы децентрализованные учреждения
были созданы для помощи министерствам.
Они сочетают методы деятельности,
характерные для
2. Перераспределение функций
внутри министерской (ведомственной)
системы, создание
В государственном управлении министерства традиционно выражают отраслевое начало. Отраслевой принцип управления имеет несомненные достоинства: возможность концентрировать ресурсы на ключевых для экономики и социального развития направлениях, строить классические исполнительные вертикали с четким механизмом принятия и реализации управленческих решений.
Вместе с тем при отраслевом принципе возникает необходимость согласования, координации деятельности отдельных министерств. В наиболее общем виде такую функцию осуществляет правительство. Однако с развитием государственного управления, т.е. с возрастанием его объема, усложнением задач и функций, координация деятельности отраслей как таковых со стороны правительства оказывается недостаточной. Возникает необходимость координации по отдельным «горизонтальным» функциям. Таким образом, постепенно отраслевой принцип построения системы центральных органов государственного управления меняется на функциональный. Такой переход четко обозначился уже в середине XX века.
С этой целью, как
уже отмечалось, создаются специальные
службы. В качестве примеров таких
служб можно привести
Под воздействием этих перемен
меняются и функции самих министерств
(ведомств). В их деятельности управление
и руководство сменяются на регулирование,
координацию и контроль. Государство
стремится оставить за собой вопросы
стратегического управления и избавиться
от всех избыточных функций, которые
могут осуществлять хозяйствующие
субъекты и саморегулируемые организации.
Кроме того, центральные органы управления
устраняют дублирующие функции,
с тем, чтобы избежать неэкономной
и неэффективной траты
На протяжении всего XX в. прослеживалась тенденции к росту числа министерств. В процессе административных реформ проявляется иная тенденция - создание так называемых суперминистерств. Суперминистерства образуются на основе объединения ряда отраслевых министерств или министерств и служб, действующих в смежных областях. Например, в результате объединения отдельных транспортных министерств образуется единое министерство транспорта, объединение министерств в экономической сфере приводит к образованию министерства экономики и т.д. В качестве примера суперминистерства можно привести министерство по вопросам труда и экономики Германии, образованное в 2002 г. в результате объединения министерства экономики и министерства труда. При образовании этого суперминистерства перед ним была поставлена задача - сделать экономику более динамичной и реально сократить уровень безработицы в стране.
Другой пример - Министерство внутренней безопасности США. Это министерство было создано в 2003 г. Оно объединило 22 различные службы, отвечающие за безопасность: береговую охрану, пограничную охрану, аварийные службы и др. Задача этого суперминистерства - координация усилий по борьбе с террористическими угрозами в США.
В конце 2006 г. в Азербайджане образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое также нередко называют суперминистерством. Так, для охраны объектов особой важности при вероятности возникновения техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также угрозы терактов в системе министерства создана особая военизированная охранная структура. Министерству переданы корабли и пристани ОАО «Каспийская специализированная аварийно-спасательная служба», службы гражданской обороны, пожарной охраны, спасения на водах и система государственного резерва. Кроме того, министерству предоставляется право на ведение оперативно-розыскной деятельности и создание спасательной службы министерства.
3. Перераспределение функций между органами централизованной государственной администрации и местным самоуправлением.
К ведению органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Такое делегирование бывает разовым, на определенный срок или бессрочным. Государство может передавать свои полномочия в сфере жилищного хозяйства, здравоохранения, образования, охраны памятников истории и культуры, охраны животного мира, санитарного контроля, пожарной охраны и т.д.
Если местное самоуправление жестко
встроено в государственную
В процессе административных реформ большое значение придается перераспределению функций между централизованной администрацией и местным самоуправлением. Одно из направлений современных административных реформ - децентрализация, при которой полномочия, выполняемые ранее централизованной администрацией, передаются на местный уровень. Многие эксперты констатирует, что в результате децентрализации улучшается уровень оказания государственных услуг. Однако этот вывод справедлив только при условии, что круг вопросов местного значения и полномочий, переданных государствам адекватен материальным и финансовым возможностям местных органов по их решению. Если полномочия местных органов не обеспечены соответствующими ресурсами, то у граждан появляется недоверие к местным органам. Тем самым дискредитируется одна из идей административной реформы, и сводятся на нет ее результаты.
2.2. Основные черты процедурных административных реформ
В ходе процедурных реформ
меняется порядок принятия управленческих
решений и, соответственно, место
и роль государственных служащих
в этом механизме. Административная
процедура представляет собой нормативно
установленный порядок
Административные процедуры
характеризуют динамику публичного
управления. Они органично связаны
с материальными нормами, закрепляющими
статус и компетенцию соответствующих
звеньев публичной
Можно выделить следующие виды процедур: распорядительные; организационные; контрольные; координационные; юрисдикционные. Разнообразие административных процедур очень велико, поэтому в литературе называют и многие иные виды таких процедур: поощрительные, разрешительные, согласительные, коллизионные, регистрационные и др.
Процедурные реформы, как и функциональные, затрагивают деятельность министерств, но уже не с точки зрения министерской структуры и выполняемых каждым министерством функций, а точки зрения процедуры рассмотрения вопросов и порядка принятия решений.
В процессе процедурных реформ:
1. Совершенствуется правовая регламентация административных процедур.
Приблизительно до 1950-х годов специального регулирования административных процедур не существовало. Сначала такой закон появляется в США (1946 г.). В 1960-х годах один за другим были приняты законы об административных процедурах в западноевропейских странах. Сейчас такие законы есть и во многих странах Восточной Европы и странах, образованных в результате преобразований на территории бывшего СССР.
Законы об административных
процедурах регламентируют взаимоотношения
гражданина с государственным аппаратом.
Так, Закон об административной процедуре
США содержит положения, регулирующие
порядок информирования граждан
о деятельности администрации, порядок
административного
2. Устраняются громоздкие бюрократические процедуры.
Важное направление
3. Усиливается прозрачность административных процедур.
Прозрачность административных процедур, как и их простота, служит одной из гарантий защиты гражданина от ведомственного произвола. Прозрачность административных процедур частично достигается через их нормативное регулирование. Кроме того, в этой сфере большое значение имеет участие структур гражданского общества в процессе обсуждения и принятия управленческих решений, а также контроле за их реализацией, доступность для граждан официальной информации о деятельности публичной администрации, а также информатизация управленческой деятельности.
Страны, проводящие реформы,
стремятся к созданию «информационного
государства», которое должно максимально
использовать информационные технологии
для повышения эффективности
работы государственных учреждений.
Использование компьютеров и
Интернета позволяет
Составной частью деятельности
по информатизации во многих странах
является программа «Электронное правительство».
Один из лидеров в этом направлении
- Великобритания. Уже 2000 г. в Великобритании
Интернетом пользовалось более 40% населения.
Правительство Великобритании приняло
масштабную программу модернизации
и реконструкции
Информация о работе Мировой опыт реализации административных реформ