Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:22, реферат
Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные аспекты социально-экономического развития регионов…….4
1.1 Инструменты регулирования………………………………………………4
1.2 Социально-экономический потенциал (СЭП) региона………………….7
1.3 Деятельность ассоциаций экономического воздействия субъектов РФ…9
2. Региональная политика России……………………………………………11
3. Модель стратегического плана социально-экономического развития региона………………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Основные аспекты социально-
1.1
Инструменты регулирования……………
1.2
Социально-экономический
1.3
Деятельность ассоциаций
2.
Региональная политика России……
3.
Модель стратегического плана
социально-экономического
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Вмешательство
государства в экономику
Общая
картина социально-
Государственное
регулирование призвано координировать
социально-экономические
В
нашей работе мы рассмотрим механизм
и инструменты государственного
регулирования социально-
1. Основные
аспекты социально-
1.1 Инструменты регулирования
Развитие регионов – это многомерный и многоаспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:
· рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения;
· существенные сдвиги в социальной, институциональной и административной структурах общества;
· перемены в общественном сознании;
· перемены в традициях и привычках;
· повышение уровня образования и улучшение здоровья;
· создание условий, которые будут способствовать росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем; все эти системы должны ориентироваться на уважение человеческого достоинства;
· увеличение степени свободы людей.
В обширном арсенале современных инструментов государственного регулирования экономики региона можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах:
· законодательной,
· налоговой,
· кредитной,
· субвенционной.
Законодательная
форма регулирования означает, что
принимаются специальные
Налоговая
и кредитная формы
Субвенционная
форма регулирования
Среди методов государственного регулирования могут быть выделены: административное и правовое регулирование, прямое и косвенное регулирование.
К
административному относятся
Особое внимание должно быть уделено экономически слабым регионам.
Государство
может оказывать различную
1.2 Социально-экономический потенциал (СЭП) региона
СЭП
– это совокупность всех имеющихся
в его границах ресурсов – материальных
и духовных, природных и трудовых;
как уже вовлеченных в процессы
общественного производства и социального
развития, так и тех ресурсов,
которые могут быть реализованы
и использованы для укрепления социально-политической
стабильности, повышения уровня качества
жизни населения, роста эффективности
отраслей народного хозяйства. При
этом каждый СЭП региона может
характеризоваться с точки
Регионоведы чаще всего выделяют в составе СЭП региона следующие основные структурные блоки (по содержательному наполнению):
1. Природно-ресурсный потенциал.
2.
Население как субъект
3.
Производственно-экономические
4.
Организационно-управленческий
5.
Геополитический потенциал,
Категория
«потенциал» в современном
Известно,
что региональное управление осуществляется
на целостных территориях, где есть
различные хозяйствующие
Развитие
индикативного планирования и прогнозирования
должно активно идти и на региональном
уровне. Содержание этих планов составляет
совокупность технологий управления движением
финансовых и кредитных потоков
в соответствии с товарными потоками,
обеспечивающими балансирование рыночных
пропорций. Речь идет о разработке и
использовании в управлении экономикой
регионов взаимосвязанной системы
индикаторов
На территории России появились ассоциации экономического взаимодействия.
1.3 Деятельность
ассоциаций экономического
В
декабре 1999 г. принят Федеральный закон
«Об общих принципах
Федеральный
закон определяет «ассоциацию экономического
взаимодействия субъектов РФ» как
некоммерческую организацию, учредителями
которой являются органы государственной
власти субъектов РФ и которая
создается на добровольной основе в
целях межрегиональной
Совершенствование
управления развитием регионов оказалось
в какой-то степени переломным в
реализации программ рыночных преобразований,
особенно в решении финансовых проблем.
Главная корректировка курса
реформ – усиление государственного
регулирования всех социально-экономических
процессов. Причем, как справедливо
считают многие экономисты-рыночники,
«значение системы
Основой
социально-экономического развития регионов,
несомненно, является региональный воспроизводственный
процесс, который определяется, с
одной стороны, как подсистемы общественного
воспроизводства, а с другой –
интеграция единичных воспроизводственных
процессов на уровне предприятия, что
формирует условия для
К региональным воспроизводственным циклам относятся: воспроизводство трудовых ресурсов; финансово-кредитных и денежных ресурсов; инвестиционно-строительного процесса; продовольственных ресурсов; природных ресурсов, производственных услуг; социально-бытовых услуг, услуг рыночной инфраструктуры, информации и знаний.
Завершить характеристику самых различных аспектов регионального развития можно словами: Россия будет сильна и крепка, если сильными, экономически развитыми, политически стабильными будут ее регионы, а будет сильна Россия, будет нормальная жизнь в регионах.
2. Региональная политика России
Любая политика – это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.
Государственным
регулированием развития региона можно
считать такую систему
Региональная
политика – это целостное и
самодостаточное звено
Всякое регулирование хорошо настолько, насколько удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика – не исключение. Она в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
Итогом
государственного регулирования социально-
Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства.
Главным же интересом каждого региона – блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природо-ресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне – и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.
Информация о работе Модель стратегического плана социально-экономического развития региона