Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:22, реферат
Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные аспекты социально-экономического развития регионов…….4
1.1 Инструменты регулирования………………………………………………4
1.2 Социально-экономический потенциал (СЭП) региона………………….7
1.3 Деятельность ассоциаций экономического воздействия субъектов РФ…9
2. Региональная политика России……………………………………………11
3. Модель стратегического плана социально-экономического развития региона………………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, – это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.
Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.
Объект региональной политики – взаимосвязи и отношения между регионами.
Главный
региональный интерес России в настоящее
время должен быть осознан как
минимизация негативных проявлений
территориальной дезинтеграции
на уровне субъектов Федерации, как
поддержка местных
Местные
интересы определяются обеспечением полнокровного
и сбалансированного
Фундаментальными
методами региональной политики можно
считать разъяснение ее содержания,
смысла и практической пользы для
всех без исключения сторон, согласительно-договорные
процедуры с развернутым
Только с сознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность к решению общероссийских проблем:
· начавшееся хозяйственное обособление регионов;
· региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;
· национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;
· формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития;
· экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);
· выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.
Региональная
политика федеральных властей в
понимании президентских
· конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
· согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики – области) и различных этнических групп.
Распад
Федерации рассматривается
Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление «новой региональной стратегии российского государства», направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким – общественным и социальным целям.
Шаг
в этом направлении – это
В отличие от президентской администрации правительственные структуры в качестве приоритетных целей региональной политики выдвигают в основном экономические. Ключевым элементом такой политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода.
Правительство
также занимает более жесткую
позицию относительно претензий
региональных властей на руководство
деятельностью экономических
В настоящее время отсутствие скоординированной региональной политики обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов.
Один
из объектов государственного регулирования
региональная бюджетно-налоговая система.
Это обособленная часть соответствующей
государственной системы, связанная
с последней генетически и
структурно. Она составляет именно
часть целого (пока существует целостность
государства), по-своему отражая соотношение
централизации и
Один из аспектов регулирования региональных бюджетов – рационализация разделения бюджетов.
Мощным
фактором сдерживания инфляционных
процессов и объединения
Можно выделить и сформулировать следующие принципы эффективного разделения бюджета по доходам и расходам.
1.
Доходы федерального бюджета
целесообразно ориентировать
2.
Перечень налоговых
3.
При формулировании доходной
части государственного
4.
Разделение доходов между
5.
Эффективное разделение
6.
В то же время одним из
основных принципов разделения
доходов и расходов является
принцип субсидиарности, согласно
которому принятие решений и
расходы осуществляются
7.
Крайне важно в процессе
8.
При разделении должно быть
соблюдено единство налогово-
При
реализации данного принципа большое
значение имеют раз-работка и
формирование эффективных механизмов
разделения ответственности за образующийся
дефицит бюджета между
Если
в регионе в процессе исполнения
бюджета образовался его
Подобные
механизмы регулирования
Одним
из элементов планирования являются
регулирование государством в регионах
целевых программ, иными словами
национальных проектов. Программно-целевой
метод может быть эффективным
средством централизованного
Один из аспектов региональной политики государства нейтрализация различий в развитии региона.
Исторически
сложившиеся различия в экономическом
развитии регионов России оказывают
значительное влияние на государственное
устройство, структуру и эффективность
экономики, стратегию и тактику
институциональных
Уменьшение
различий в экономическом развитии
создает благоприятные условия
для развития внутреннего рынка,
оптимизации социально-
На разрешение этой проблемы направлена целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской федерации».
Финансовая
помощь отстающим регионам из федерального
бюджета предоставляется
Сложившаяся
в России ситуация не позволяет проводить
эффективную региональную политику
государственной поддержки
Вообще федеральные целевые программы важный инструмент регионального развития государством
Федеральные целевые программы регионального развития должны быть построены на следующих принципах:
1.
Принцип взаимосвязи и
2.
Принцип наращивания усилий. Необходимо
обеспечить воспроизводство
3.
Принцип экономии ресурсов. При
разработке программ важно,
4.
Принцип «средового
5.
Принцип инфраструктурного
В мировой практике существует ряд других механизмов социально-экономического развития регионов: фонды регионального развития и поддержки проблемных территорий, плановые контракты между государством и регионами, агентства регионального развития; национальные институты территориального и городского планирования.
3. Модель
стратегического плана
В заключительной главе в качестве вывода приведем стратегический план социально-экономического развития региона.
Стратегическими
целями программы социально-
обеспечение стабильного и
законодательное обеспечение
структурная перестройка
Информация о работе Модель стратегического плана социально-экономического развития региона