Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:25, курсовая работа
Туризм -- единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Инновации в туризме -- разносторонние организационно-управляющие нововведения состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение Туристского спроса, включающее в себя современные технологии
Введение
1. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме
1.1 Цели туризма, направления его развития в XXI в.
1.2 Понятие инноваций в туризме
2. Новые формы работы в туризме
2.1 Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
3. Модернизация и совершенствование старых туристских маршрутов и разработка на их основе новых
3.1 Возрождение старых популярных маршрутов
3.2 Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
Заключение
Список используемой литературы
Туризм в России выходит на качественно новый уровень развития. У нас даже появляются первые специальные подразделения ГУВД туристская полиция, призванная следить за безопасностью туристов в исторических местах. По данным ВТО (Всемирной туристской организации) в России ежегодно будет расти спрос на туристские услуги на 68% (для сравнения — в среднем по миру на 39%).
Особенно быстрое развитие получит сектор бизнес-поездок (соответственно 4,7% — в России и 3,1% — в среднем по миру). Число клиентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, будет увеличиваться на 30% ежегодно. Все больше поклонников привлекают к себе экстремальные направления в туризме. Представляется что будущее в туризме — за его комплексностью, гибкостью, разнообразием, индивидуальным подходом к потребителю туристских услуг и, естественно постоянным внедрением новых форм и методов работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Зорин И.В Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М 2003. – С 89. 2. Изотова М.А Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. –М 2006. – С 14. 3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М 1999. – С. 6- 87 4. Зайцева Н.А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме 2003. –
С. 281. 5. Газета “География” 2001г. 6. “Географический очерк” под редакцией А.И. Кунцова. 7. “Природно-экономические зоны” под редакцией В.В. Лешкевича, Ю.А. Сем. 8. Хабаровский край: под редакцией Владимира Лопатина, Романа Яншина. 9. Дальний Восток: под редакцией А.Б. Марголина. 1971г. 10. Изотова М.А Матюхина Ю.А.
Инновации в социокультурном бизнесе и туризме, М. – 2006г. – 224с. 11. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб: Питер, 2002.с. 215. 12. Дурович А.П Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учеб пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылёвой Мн.: "Экономпресс", 1998 с.400. 13. Инновационный менеджмент.
Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели М.: Центр исследований и статистики науки, 2003. с.512. 14. Менеджмент туризма: Учебник / Сост. И.В. Зорин, Л.С. Плахова. Под ред. В.А. Квартальнова М.: РМАТ, 2002.с. 256 15. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма:
Учеб. пособие Минск: Новое знание, 2001, с.286. 16. Экономика современного туризма / Под ред. д-ра экон. наук Г.А. Карповой М СПб: Изд. "Герда", 2002 405 с. 17. Котлер Ф Боуэн Дж Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 1998 787 с. 18. Краюхин
Г.А Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание СПб: ГИЭА, 2003 с.286. 19. Мескон М. Х Альберт М Федоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 1998. 20. Моисеева Н.К Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии М.: Финансы и статистика, 2001.с. 386. 21. Ховард К
Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие М.: Инфра-М, 2003.с. 512. ПРИЛОЖЕНИЕ А Принципы исследования нововведения Рисунок 1.1 – Принципы исследования нововведения ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коммуникации в туристском бизнесе Туроператоры Турагенты ТУРЫ.ru сайт по странам Туристы сайт турагенст
Рисунок 1.2 – Коммуникации в туристском бизнесе ПРИЛОЖЕНИЕ В Виды экстремального туризма Таблица 2.1 - Виды экстремального туризма Воздушный туризм: Сухопутный туризм: Водный туризм: Космотуризм Планеризм Трекинг, или пешеходный туризм Рафтинг Парапланеризм Велосипедный туризм Путешествия на гребных и парусных судах
Баллонинг Фрирайд Экзотические плавсредства путешествие на дирижаблях Верховой туризм Туры на подводных лодках Парашютинг «Джипинг» Катание по морским волнам Кайтинг Караванинг Рыболовные экстрим-туры Авиационный туризм Дайвинг
План
Введение 3
Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента 3
Инновационный менеджмент в деятельности туристической компании 18
Внедрение нового продукта на новый для фирмы сегмент рынка: история одного успеха 25
Литература 28
Введение
Инновационный процесс представляет
собой подготовку и осуществление
инновационных изменений и
Инновационные менеджеры
могут действовать в различных
организационных структурах (академии
наук, вузы, научные общества, исследовательские
организации, конструкторские бюро,
производственные и торговые фирмы,
предприятия сферы услуг, и др.),
выполняя функции создания творческих
коллективов, поиска и распространения
новшеств, формирование портфеля заказов
на научные исследования и разработки.
Они управляют научными коллективами,
занимаются координацией научных исследований
и должны обладать качествами традиционного
менеджера и ученого
1. Основные
понятия и закономерности
Понятие инновации и инновационного процесса
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты
в статистике науки, техники и
инноваций – рекомендации международных
организаций в области
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой
техники, новых
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации
производства и его
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
Научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный
эффект перераспределяется между производителями
нововведения (НВ), а также между
производителями и
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.
Диффузия инновации –
процесс, посредством которого нововведение
передается по коммуникационным каналам
между членами социальной системы
во времени. Нововведениями могут быть
идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся
новыми для соответствующего хозяйствующего
субъекта. Иными словами диффузия
– это распространение уже
однажды освоенной и
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Одним из важных факторов распространения
любой инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-
Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.