Мотивация в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.

Содержание

Введение………………………………………………..…3стр
Глава 1 Теоретические основы мотивации персонала…6стр
1.1. Понятия «мотивация»………………………….……8стр
1.2. Содержание основных теорий мотивации……..….9стр
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Миранда»………………………… 13 стр
2.1 Разработка системы вознаграждения работников по результатам труда…………………………………….….14стр
2.2. Оценка и анализ влияния вознаграждения работников на результаты хозяйственной деятельности………………16стр
Заключение…………………………………………….…22стр
Список литературы……………………………….…..…26стр

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Motivatsia_v_menedzhmente.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

•   потребности в безопасности: защита от опасностей, угроз и лишений;

•    социальные потребности: чувство принадлежности к какой-либо группе, дружба, поддержка;

•    потребности в уважении и признании: самооценка, репутация, статус, уважение и признание со стороны окружающих;

•    потребности в самоактуализации (самовыражении) - потребность в реализации собственного потенциала для непрерывного самосовершенствования.

Перечисленные пять уровней, согласно Маслоу, составляют собой иерархию потребностей. Потребности, по Маслоу, образуют иерархию (или пирамиду), поскольку  потребности низшего уровня должны удовлетворяться в первую очередь. И только удовлетворив эти потребности, человек стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда.

В соответствии с теорией приобретенных  потребностей Мак-Клелланда определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида. Обычно выделяют следующие типы потребностей:

  1. Потребность достижения: желание решить некие сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других людей.
  2. Потребность присоединения: желание к налаживанию тесных личных взаимоотношений, стремление к недопущению конфликтов.
  3. Потребность власти: желание влиять на других людей или контролировать их действия, нести за них ответственность, получить власть над людьми.

Одним из столпов психо-социологического подхода считается Фредерик Герцберг. В 1959 году под его руководством были проведены исследования по установлению различий в факторах, которые ведут к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.

Эта группа исследователей попросила ответить инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».

На основании ответов 200 инженеров  и бухгалтеров Герцберг сделал вывод  о том, что удовлетворение потребностей не усиливает мотивацию к труду. Им была сформулирована двухфакторная модель мотивации.

Герцберг установил, что удовлетворенность  человека своими действиями и неудовлетворенность  ими, являются двумя полюсами, между  которыми находятся состояние и  настроение человека.

В зависимости от мотивирования  человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов.

Как установил Герцберг, на удовлетворенность  работой оказывают влияние две группы факторов:

1. гигиенические факторы, которые   некоторые авторы называют факторами здоровья: зарплата, безопасность на рабочем месте, условия труда - освещенность, шум, воздух, отношения с коллегами и подчиненными, правила, распорядок и режим работы, характер контроля со стороны непосредственного руководителя, статус.

2. Мотивирующие факторы, которые  сам Герцберга назвал «удовлетворяющими» (это название не получило широкого распространения).

К этой группе относятся такие потребности  или факторы, как достижение цели, признание, ответственность, продвижение  по службе, работа сама по себе, возможность  роста. Эти потребности связаны с характером и сущность работы.

На практике выводы Герцберга привели  к созданию программ «обогащения» труда, в которых давался подробный перечень гигиенических, и особенно мотивирующих факторов, и предлагалось сотрудникам самим определить наиболее предпочтительные для них факторы.

Согласно выводам Герцберга, полученные результаты можно подразделить на две  большие категории, - «гигиенические факторы» и «мотивации» (таблица 1).

Таблица 1.

Гигиенические факторы и мотивации

Гигиенические факторы

Мотивации

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение

Межличностные отношения с

начальниками, коллегами и подчиненными

Высокая степень

ответственности

Степень непосредственною контроля за работой

Возможности творческого и

делового роста


 

 

Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия  гигиенически: факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо.

В отличие от этого отсутствие или  неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой 

Содержательные теории мотивации  базируются на потребностях и связанных  с ними факторах, определяющих поведение людей.

Процессуальные теории рассматривают  мотивацию в ином плане. В них  анализируется то, как человек  распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся  с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие  активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Ожидания в отношении затрат труда - результатов (З-Р) - это соотношение  между затраченными усилиями и полученными  результатами.

Ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного  вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

Третий фактор, определяющий мотивацию  в теории ожидания - это валентность  или ценность поощрения или вознаграждения.

Валентность - это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали  комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят  от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных  особенностей, а также осознания  им своей роли. Уровень приложенных  усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

Эта модель показывает также, насколько  важно объединить такие понятия  как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.

 

 

 

 

 

                     2. Организационно-экономическая характеристика  предприятия ОАО «Миранда»

 

ОАО «Миранда» – акционерное  общество открытого типа, оно  действует с 1999 года. ОАО «Миранда» представляет собой юридическое лицо и действует на основании Устава и законодательства РФ.

Целью общества является извлечение прибыли.

Предметом деятельности общества является:

  • закупка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • разработка и постановка программного продукта;
  • оптовая и розничная торговля, посреднические и обменные операции;
  • организация и проведение выставок, выставок - продаж, ярмарок товаров,  как в РФ, так и за ее пределами;
  • транспортирование грузов, оказание услуг складского характера;
  • оказание услуг предприятиям общественного питания, в том числе организация работы ресторанов, кафе, баров, столовых;
  • привлечение денежных средств населения и членов общества для развития производства и приобретение на них товаров.

ОАО “Миранда” в настоящее время является одним из крупнейших производителей тканей в Центральном Черноземье.

Рассмотрим динамику основных показателей  производственно-хозяйственной деятельности хладокомбината за три последние года (табл. 2).

Таблица 2.

ПОКАЗАТЕЛЬ

2008

2009

2010

Всего товарооборота, тыс. руб.,

в том числе 

Оптовый товарооборот

Розничный товарооборот

95000

 

65000

30000

113143

 

70870

42273

143702,6

 

74356,1

69346,5

Балансовая прибыль, тыс. руб.

8500

13338

26190


 

Показатели производственно-хозяйственной  деятельности  хладокомбината за 2008 – 2010 гг.

 

В 2008 году оптовый товарооборот в  общем товарообороте предприятия  составлял 68,4 %, соответственно розничный  товарооборот - 31,6 %.

В 2008 году в структуре товарооборота  произошло незначительное изменение  в сторону увеличения розничного товарооборота на 5,8 %.

В 2010 году розничный товарооборот уже составлял 48,3 % от общего товарооборота, что обусловлено мероприятиями  по расширению розничной сети предприятия, в частности, введением в эксплуатацию непродовольственных магазинов на территории города и области.

Балансовая прибыль предприятия  увеличилась в 2009 году на 57 % , а в 2005 - почти в 2 раза по сравнению с  предыдущим голом. Такое значительное увеличение прибыли в прошедшем году было обусловлено, главным образом, инфляционными процессами в российской экономике.

                           

                             2.1 Разработка системы вознаграждения работников по результатам труда

 

Для того чтобы привлечь высококлассных торговых представителей, компании следует разработать привлекательную систему оплаты труда, включающую в себя регулярную заработную плату, премии за высокие показатели работы и адекватное вознаграждение за опыт и выслугу лет.

Цель менеджмента — установить контроль за выполнением ее условий, добиться экономии, обеспечить понимание системы подчиненными. Некоторые из этих целей, в частности, экономия, вступают в конфликт с целями торговых представителей, такими как финансовая стабильность. Неудивительно, что системы оплаты труда варьируются не только в различных сферах производства и услуг, но и внутри одной отрасли. 
Менеджмент определяет уровень и компоненты эффективной системы вознаграждения работников. Уровень оплаты труда должен учитывать «текущую рыночную цену» на работников данной специальности и требуемой квалификации.

Далее компании следует определить четыре компонента оплаты труда торгового  персонала — фиксированный оклад, гибкая оплата, возмещение накладных  расходов и пособия.

Фиксированный оклад, зарплата, удовлетворяет потребность работника в финансовой стабильности.

Гибкая оплата в виде комиссионных, премий или участия в прибылях компании предназначена для стимулирования и поощрения дополнительных усилий с его стороны.

Возмещение накладных расходов позволяет компенсировать торговым представителям дополнительные расходы на поездки, проживание в гостиницах, питание и отдых.

Пособия, такие как оплаченный отпуск, пособия по болезни и несчастным случаям, пенсии и страхование жизни, призваны обеспечить уверенность работников в завтрашнем дне и удовлетворение от работы.

Торговый менеджмент должен определить относительную важность указанных  компонентов. Наиболее распространено мнение, что фиксированная оплата труда должна составлять около 70 % всего дохода работника, а оставшиеся 30 % — распределяться на остальные три компонента.

Информация о работе Мотивация в менеджменте