Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:21, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является углубление и расширение теоретических знаний в области мотивации и стимулирования труда работников на предприятии, а так же практическое применение полученных знаний в процессе анализа мотивации и стимулирования труда работников на примере ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические основы развития мотивации и стимулирования труда работников, а именно раскрыть сущность и понятие мотивации и стимулирования труда работников, необходимость и роль мотивации труда в организации эффективной деятельности; рассмотреть и сравнить различные теории мотивации труда; указать основные черты моделей мотивации и стимулирования труда работников в США и Японии;
провести анализ мотивации и стимулирования труда работников на ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат», для чего необходимо: дать краткую характеристику предприятия; проанализировать мотивацию и стимулирование персонала на предприятии; указать направления совершенствования практики мотивации труда на предприятии;
проанализировать проблемы трудовой мотивации в Республике Беларусь на современном этапе и пути их решения.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы развития мотивации и стимулирования труда работников 5
1.1. Сущность и понятие мотивации и стимулирования труда. Необходимость и роль мотивации труда в организации эффективной деятельности 5
1.2. Теории мотивации 8
1.3. Основные черты моделей мотивации и стимулирования труда работников в США и Японии 13
2. Анализ мотивации и стимулирования труда работников на ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда на ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» 18
2.3. Совершенствование практики мотивации труда на предприятии 22
3. Проблемы трудовой мотивации в Республике Беларусь на современном этапе и пути их решения 28
Заключение 36
Список использованных источников 39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Бобруйский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Менеджмент»
на тему: «Мотивация и стимулирование труда работников на примере ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат»»
СОДЕРЖАНИЕ
Становление экономической системы рыночного типа выдвигает в число первоочередных такие вопросы, как преобразование механизма управления, изменение принципов мотивации труда. Актуальность этих вопросов для Республики Беларусь вызвана сложностью переходного периода, выбором пути социально-экономического развития, кризисом всех сфер общества, созданием собственной модели развития. В данных условиях особую значимость приобретает необходимость активизации человеческого потенциала. На микроуровне это проявится в том, что новейшие достижения не дадут желаемого результата, если не будут учтены мотивационные запросы работника. На макроуровне невозможно будет сформировать национальную модель мотивации труда, отсутствие которой не позволит эффективно реализовать экономическую политику государства.
Проблема мотивации многогранна. Она не имеет строгой принадлежности к определенной научной дисциплине и конкретизируется на стыке психологии, экономики, социологии, управления и т.д.
Предметом изучения психологов
выступают механизмы
Задача экономического подхода к анализу проблемы мотивации состоит в выявлении факторов повышения эффективности труда, изучении влияния технико-технологических, экономических и социальных условий на результативность трудовой деятельности. В экономической трактовке мотивация рассматривается односторонне — с позиции управляющей системы и сквозь призму стимулирования, не выходя за ее пределы.
Социологический подход концентрируется на выявлении доминирующих мотивов деятельности групп и придании им количественной определенности методами статистического анализа, оперируя категориями отношение к труду и удовлетворенность трудом.
Предметом анализа управленческого подхода к исследованию процесса мотивации выступают методы целенаправленного воздействия на сознание и поведение личности в процессе осуществления ею трудовой деятельности. Управленческое содержание категории мотивации есть расширенно синтезированное выражение психологической, экономической и социологической ее трактовки. Оно наиболее четко отражает характер взаимодействия субъективного и объективного аспектов мотивационного процесса.
С точки зрения управления
мотивация рассматривается
Целью написания данной курсовой работы является углубление и расширение теоретических знаний в области мотивации и стимулирования труда работников на предприятии, а так же практическое применение полученных знаний в процессе анализа мотивации и стимулирования труда работников на примере ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В ходе написания работы были использованы аналитические и статистические методы исследования.
Понятие «мотивация» относится к числу терминов, получивших не слишком широкое распространение в нашей стране в советский и постсоветский период. Толковый словарь русского языка и философский словарь не содержат его объяснения. Отсутствует толкование понятия «мотивация» и в экономической энциклопедии «Политическая экономия», изданной в СССР.
Современный словарь по психологии определяет мотивацию как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность». В этом же словаре далее разъясняется, что термин «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных» [8, с. 219-220].
Понятие «мотивация» нельзя связывать исключительно с психологией, хотя оно именно с ней, прежде всего, связано. Оно более полно раскрывает себя в междисциплинарной области, на стыке различных областей знания. Управление производством и является такой областью знания, где находят свое применение достижения разных наук.
Применительно к менеджменту «мотивация» определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации» [4, с. 184].
Мотивацию можно считать одним из методов управления, составной частью процесса управления, направленных на достижение конкретной цели менеджмента - заставить людей эффективно трудиться. Важно при этом учитывать, что в побуждении людей к таким действиям принято обычно видеть главный смысл того, чем занимается менеджер.
Внутренним побудителем работника к действию, к тем или иным поступкам в процессе трудовой и другой деятельности является мотив.
Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом. Мотив — это средство, с помощью которого работник, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение [9, с. 132]. Мотивы достаточно подвижны. Зачастую они складываются под воздействием эмоций работника, его темперамента.
Деятельность работника находится под воздействием нескольких мотивов, или мотивационного ядра. Мотивационное ядро — это совокупность ведущих мотивов, которыми руководствуется работник в определенный период времени в своем трудовом поведении.[9, с. 132]
Структура мотивационного ядра различна. Она зависит от конкретных трудовых ситуаций. Наиболее часто встречаются следующие трудовые ситуации: ситуация выбора специальности или места работы; ситуация повседневной работы по данной профессии на конкретном предприятии; конфликтная ситуация; ситуация перемены места работы или смены профессии; инновационная ситуация, связанная с существенными изменениями условий трудовой деятельности и др.
Ведущее место в приведенной классификации трудовых ситуаций занимает повседневное трудовое поведение.
В социально-экономической ситуации, характерной для Республики Беларусь и некоторых других стран Восточной Европы, ведущим мотивом в большинстве случаев выступает уровень материального стимулирования, уровень оплаты труда. Ориентация на личное материальное обеспечение будет лежать в основе структуры побуждений к труду до тех пор, пока в обществе не будут созданы возможности для полного удовлетворения всех основных потребностей. Чем выше заработок работника, тем полнее он и члены его семьи удовлетворяют целый ряд своих запросов в материальных и духовных благах.
Стимулирование призвано выполнять следующие основные функции: экономическую, социальную, социально-психологическую, воспитательную.
Выполнение экономической функции направлено на повышение эффективности производства и труда, решение тех конкретных задач, которые стоят перед предприятием, фирмой. Экономическая функция предполагает совершенствование распределительных отношений.
Суть социальной функции стимулирования состоит в том, что социально-экономическое положение людей в значительной степени определяется комплексом тех экономических и социальных благ, которыми располагает человек, занимая то или иное место в общественном разделении труда. Стимулирование, используя широкий набор материальных, духовных и социальных благ, служит основой удовлетворения разнообразных потребностей работника, развития его личности, его способностей.
Социально-психологическая функция стимулирования заключается в том воздействии, которое оказывает механизм стимулирования на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей, ориентации, мотивации труда, на формирование того или иного типа отношения к труду.
Воспитательная функция
тесно взаимосвязана с
Цели, которые преследуют менеджеры в практике мотивации и стимулирования, вполне конкретны. Они направлены на то, чтобы увязать интересы работников организации с целями деятельности последней. Интересы работников, в свою очередь, выражаются в наличии у них определенных потребностей и в стремлении удовлетворить эти потребности.
В демократическом обществе законодательство не предусматривает обязательного, и тем более принудительного, трудоустройства. Если у человека есть средства для жизни, он может не работать вообще, если захочет, или организовать собственную предпринимательскую деятельность. Если же человек все же выбирает работу по найму, значит, он преследует вполне конкретные цели, продиктованные имеющимися у него потребностями.
Важно учитывать, что у любого наемного труда есть одна особенность. Она заключается в том, что условия труда предопределяются менеджерами организации. Они не всегда устраивают тех, кто приходит в организацию трудиться, нередко вынужденно. Если интересы работника и предоставленные ему условия труда не совпадают, или в значительной мере не совпадают, то труд будет порождать к себе у работников разное отношение.
Идеальной ситуацию с мотивацией в организации можно иметь тогда, когда у каждого работающего в ней будет в душе свой «храм», который будет определять характер отношения работающего к своему труду. И создать такой храм в душе во многом призван руководитель. [4, с. 186]
Исследователи, ищущие пути и средства мотивации труда, пришли к выводу, что отправной точкой мотивации конкретного работника является знание и учет его потребностей. Таким образом, приемлемые, стимулирующие работника условия труда могут быть созданы при условии, если менеджер хорошо знает потребности работника, и с их учетом строит стимулы труда, добивается того, чтобы по мере эффективного труда потребности работника последовательно удовлетворялись.
Использование потребностей в мотивации труда дело совсем не простое. Во-первых, потребности у каждого человека свои, особенные. Во-вторых, со временем они имеют свойство меняться, подобно тому, как меняются сами люди. В-третьих, потребности изменяются в историческом плане. Одно дело — потребности людей средневековья, другое дело — потребности людей в современном информационном обществе. В-четвертых, потребности людей различаются в национальном и географическом аспектах.
Жизнь, таким образом, поставила перед менеджерами в связи с мотивацией труда массу вопросов. И не случайно потому были предприняты многочисленные попытки успешного их разрешения.
Колоссальной заслугой основоположников «школы научного управления» в начале XX столетия было осознание того, что труд человека на грани голода пришел в противоречие с техническим прогрессом, позволившим на основе применения техники, стандартов и специализации резко увеличить выпуск продукции. Они, и, прежде всего, Г. Форд, поняли, что полуголодные люди, доведенные до положения рабочей скотины, не смогут пользоваться плодами своего труда, так как им не на что будет покупать все то, что поставляют на рынок организации.
Рост масштабов массового производства потребовал массового потребления и соответственно массового покупателя. Основоположники школы научного управления сделали мотивацию по типу «кнута» и «пряника» более эффективной, поскольку стали оплачивать труд тех, кто производил больше, пропорционально выработке. Однако, по мере улучшения жизни людей, и этот метод перестал «работать». И вот тогда особенно остро возникла потребность в научных разработках по мотивации труда, во внедрении психологии в управление производством.
Элтон Мэйо был одним из первых, кто осуществил ряд практических экспериментов и исследований в организациях. Он преследовал цель решения конкретных управленческих проблем, и ему в этом помогали обретенные им знания в области научного управления и психологии.
Результаты труда Элтона Мэйо были впечатляющими. Ему удалось выявить взаимосвязь между результатами труда работников и особенностями из группового поведения, характером взаимодействия их друг с другом. Это происходило в конце 20-х гг., когда мир еще не знал ни теорий мотивации труда, ни моделей.