Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:21, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является углубление и расширение теоретических знаний в области мотивации и стимулирования труда работников на предприятии, а так же практическое применение полученных знаний в процессе анализа мотивации и стимулирования труда работников на примере ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические основы развития мотивации и стимулирования труда работников, а именно раскрыть сущность и понятие мотивации и стимулирования труда работников, необходимость и роль мотивации труда в организации эффективной деятельности; рассмотреть и сравнить различные теории мотивации труда; указать основные черты моделей мотивации и стимулирования труда работников в США и Японии;
провести анализ мотивации и стимулирования труда работников на ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат», для чего необходимо: дать краткую характеристику предприятия; проанализировать мотивацию и стимулирование персонала на предприятии; указать направления совершенствования практики мотивации труда на предприятии;
проанализировать проблемы трудовой мотивации в Республике Беларусь на современном этапе и пути их решения.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы развития мотивации и стимулирования труда работников 5
1.1. Сущность и понятие мотивации и стимулирования труда. Необходимость и роль мотивации труда в организации эффективной деятельности 5
1.2. Теории мотивации 8
1.3. Основные черты моделей мотивации и стимулирования труда работников в США и Японии 13
2. Анализ мотивации и стимулирования труда работников на ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда на ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» 18
2.3. Совершенствование практики мотивации труда на предприятии 22
3. Проблемы трудовой мотивации в Республике Беларусь на современном этапе и пути их решения 28
Заключение 36
Список использованных источников 39
Американскую модель мотивации характеризуют следующие черты:
1) краткосрочный характер найма работников;
2) быстрая оценка их деятельности;
3) оценка деятельности и продвижение по службе носят ярко выраженный специализированный характер;
4) быстрое обучение новых работников;
5) жесткая специализация
персонала, дробление
6) на предприятиях
вертикальные связи
7) индивидуальное принятие
решений и индивидуальная
8) недостаточное внимание к человеческому фактору.
В типичной американской компании забота о человеке носит односторонний характер, упор делается на материальную заинтересованность, что и фиксируется в договоре найма. Целостный подход к человеку отсутствует.
В японской модели мотивации труда упор делается на коллектив, личность как бы растворяется в нем. Широкое распространение получила система «человеческих отношений».
Японская модель мотивации характеризуется следующими чертами.
Первая - это пожизненный найм, который распространяется на категорию постоянных работников. Механизм его осуществления таков: ежегодно компания нанимает выпускников учебных заведений на испытательный срок и если он проходит успешно, то работники включаются в постоянный штат. Однако назначение на руководящие должности среднего уровня возможно лишь при наличии 5-летнего и более стажа работы в данной фирме, во время которого работники проходят курс обучения [6, с. 14].
Каким образом в условиях пожизненного найма происходит сокращение численности занятых? Если американская фирма сталкивается с падением прибыли, то она идет на увольнение работников для сохранения дивидендов. Японская же фирма пытается снизить издержки разными способами, даже путем уменьшения дивидендов, но постарается сохранить работников. Если это не удается сделать, то в первую очередь будут уволены временные работники. Если и это не помогает, тогда фирма может сократить рабочий день, перевести рабочих из подразделений, где не хватает работы, туда, где она есть, прекратить новый набор, снизить пенсионный возраст, предоставить более высокое выходное пособие, временное оплачиваемое увольнение.
Второй характерной чертой является своеобразие системы заработной платы. Структурно последняя состоит из трех элементов: базисной ставки, которая четко отражает фактическую потребность работника и не зависит от конечных результатов труда; дополнительных поощрительных надбавок — сверхурочных за повышение производительности труда, качества производимой продукции; годовых и полугодовых бонусов.
Третья черта японской модели — трудолюбие по-японски, или работомания. Работоманами считаются те люди, чье желание работать является таким же сильным и стойким, как инстинкт. Работомания базируется на системе пожизненного найма, так как последняя заставляет человека работать с максимальной отдачей, постоянно повышать свою производительность и квалификацию.
Четвертой чертой выступает поддержание корпоративного духа предприятия. Японцы стремятся укреплять гармонию внутри группы. Групповая ориентация порождает чувство включенности в деятельность того предприятия, куда она входит. Понятие «корпоративного духа» указывает на принятие группой целей и идеалов своей организации и на преданность им.
Подведем итоги работы, проделанной в первой главе курсовой работы. Итак, применительно к менеджменту мотивация определяется как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Внутренним побудителем работника к действию, к тем или иным поступкам в процессе трудовой и другой деятельности является мотив. Деятельность работника находится под воздействием нескольких мотивов, или мотивационного ядра. Мотивационное ядро — это совокупность ведущих мотивов, которыми руководствуется работник в определенный период времени в своем трудовом поведении.
Исследователи, ищущие пути и средства мотивации труда, пришли к выводу, что отправной точкой мотивации конкретного работника является знание и учет его потребностей. Теории мотивации позволили, с одной стороны, систематизировать и классифицировать потребности работников организации. С другой стороны, использовать результаты для создания моделей мотивации. Теории мотивации также позволили объяснить поведение людей в процессе труда, указать работникам управления пути обеспечения эффективного труда в организациях.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда. Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера — Лоулера.
Мотивация как процесс побуждения к деятельности является сложным явлением и включает в себя широкий спектр социально-экономических и индивидуально-психологических факторов, которые способствуют формированию национальной модели мотивации труда. Примером здесь могут послужить США и Япония. Необходимость формирования национальной модели мотивации труда в нашей стране требует углубленного изучения моделей и теорий мотивации труда зарубежных стран и выборочное или избирательное их применение в Республики Беларусь.
Открытое акционерное общество «Бобруйский кожевенный комбинат», именуемое далее ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат», создано в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 1993 года № 552 «Об утверждении Положения о порядке преобразования в процессе приватизации государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества», а также решением учредительной конференции акционеров ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» протокол № 1 от 12 января 1994 года. ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» является правопреемником имущественный прав и обязанностей Бобруйского арендного кожевенного комбината, которому в этом году исполняется 40 лет.
ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Юридический адрес ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат»: 213822, Республика Беларусь, Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Минская, 142 а.
ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, оказанию различного рода услуг, моральному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, оно отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед государством, банками, юридическими и физическими лицами. ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую им продукцию, работы и услуги. Основу планов ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.
ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» свободно в выборе предмета договора, определения обязательств, любых других условий договорных отношений, не противоречащих законодательству.
В настоящее время комбинат является одним из самых развитых кожевенных предприятий по выпуску хромовых кожтоваров в республике мощностью 260 млн. дм2 хромовых кож товаров, со слаженным коллективом, в котором трудится около 2 000 человек.
ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» специализируется на выпуске хромовых кож со шкур крупного рогатого скота, свиней, коз, коней, хромовых кожтоваров из спилка и продукции из отходов производства. Кожи хромового дубления используются для изготовления обуви, одежды, мебели, технических, галантерейных и некоторых других изделий.
Комбинат является ведущим производителем в Республике Беларусь хромовых кожевенных материалов для верха обуви. Повышенным спросом пользуется эластичная кожа с художественным тиснением и гидрофобной обработкой. Обувь из этого материала удобна, практична и элегантна.
На совместных производствах выпускается оригинальная кожаная мебель для офисов, банков, отелей, в широком ассортименте кожаные галантерейные изделия - головные уборы, ремни, сумки, кошельки - с богатой цветовой гаммой. Большим спросом у покупателей пользуются кожаные куртки различных фасонов и цветов. Продукция комбината пользуется высоким спросом не только на предприятиях Республики Беларусь, но и в странах СНГ и Западной Европы. Основным потребителем внешнего рынка является Россия.
Предприятие является базовым в апробировании новых химических материалов для выработки кож, предлагаемых различными иностранными фирмами, таким как «BASF», «CLARIANT», «SALIMEX SUS SCHAFSTALL» и исследовательскими институтами. Это дает предприятию возможность использовать новейшие разработки в технологии производства кож и рациональнее использовать ресурсы. Учитывая потребности покупателей, налаживается производство новых как по качеству, так и по потребительским свойствам кож. Так совсем недавно начато производство жированных кож, которые отличаются более высоким потребительским качеством и используются для производства модной молодежной обуви.
Валюта, получаемая
от экспорта продукции
Проектируется реконструкция
комбината на базе самого совершенного
и высокопроизводительного
Специалисты комбината много лет работают над проблемой наиболее полного использования отходов. И к настоящему времени производство стало практически безотходным: перерабатывается 99,5% отходов. Из них вырабатывается клей, жир, выпускаются изделия ширпотреба – кошельки, панталеты, бумажники.
Производимая основная продукция является товаром промышленного потребления, и спрос на нее определяется потребностью предприятий – изготовителей конечной продукции из кож. На белорусском рынке кожа пользуется большим спросом. Потребители продукции комбината все обувные фабрики Республики Беларусь, а также предприятия ближнего зарубежья. Наиболее крупными отечественными потребителями являются СП «Бел вест», ООО «Марка», СП «Отико», АО «Минск обувь». Охотно покупают продукцию малые предприятия, производящие кожгалантерею и одежду из кожи.
Большую часть продукции комбинат продает в страны ближнего зарубежья: Россия, Украина, Молдова, Армения, Латвия, Литва.
ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» имеет достаточно тесные и долговременные контракты с фирмами стран дальнего зарубежья. Готовую продукцию комбинат экспортирует в Ирландию, Польшу. Заключено ряд контрактов на поставку полуфабрикатов. В Германию поставляют полуфабрикат «Вет-блюу». В страны: Нидерланды, Польшу, Чехию – «Краст».
С учетом требований предприятие развивает сеть фирменных магазинов. В настоящее время открыто 6 магазинов по торговле обувью и товарами народного потребления в различных городах Республики. Ведется строительство жилья хозяйственным способом.
На балансе предприятия имеется два детских сада, общежитие, столовая; подсобное хозяйство для снабжения работников свежими овощами и мясом.
ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» является учредителем предприятия «Белкельме» по выпуску спортивной обуви. При подготовке к Олимпийским играм в Сиднее в 2000 г. предприятие оказало безвозмездную финансовую помощь на 15 тыс. долларов США в обеспечении белорусских олимпийцев спортивной обувью.
ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» часто участвует в национальных и международных выставках ярмарках. Это дает возможность налаживать контакты с новыми потребителями продукции и поиск партнеров для совместных проектов.
Выбор форм мотивации и стимулирования — основное решение на предприятии, поскольку они должны удовлетворять интересам и работника, и нанимателя. Работнику необходим доход в наличных, защита заработанного, шанс накопить имущество и финансовая безопасность после выхода на пенсию. Предприятию необходим точный баланс: вознаграждение, достаточное для того, чтобы мотивировать, но не для того, чтобы избаловать.
Вопросы стимулирования работников регламентируются на предприятии такими документами, как коллективный договор, тарифное соглашение, положение об оплате труда персонала, положение о премировании руководителей, специалистов и служащих за основные результаты деятельности.
Основной упор в стимулировании труда на предприятии делается на материально-денежное стимулирование.
Основная заработная плата на предприятии связана с занимаемой должностью, квалификацией, стажем работы, количеством, качеством и сложностью затраченного труда. В рамках тарифной системы организации оплаты труда заработная плата по форме является или повременной, зависящей от количества затраченного времени, или сдельной, определяемой объемом выполненной работы. В свою очередь, в рамках каждой из форм выделяются различные системы оплаты труда.