Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:29, контрольная работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ………………………………………………4
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………….5
2.1 Иерархия потребностей по Маслоу……………………………..5
2.2 Теория потребностей МакКлелланда…………………………..6
2.3 Двухфакторная теория Герцберга………………………………7
3.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………….7
3.1 Теория ожиданий…………………………………………………..7
3.2 Теория справедливости…………………………………………...8
3.3 Модель Портера-Лоулера…………………………………………8
4.ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ…………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..14
Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба гражданской авиации
Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации
Контрольная работа
По дисциплине: Основы авиационного менеджмента
на тему: мотивация как функция управления
Выполнила: студентка 3 курса
з/о ФАМ, специализация УАБ
Полякова В.Р.
Шифр УАБ – 29101056
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ………………………………………………4
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………….5
2.1 Иерархия потребностей по Маслоу……………………………..5
2.2 Теория потребностей МакКлелланда…………………………..6
2.3 Двухфакторная теория Герцберга………………………………7
3.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………….7
3.1 Теория ожиданий…………………………………………………..7
3.2 Теория справедливости…………………………………………
3.3 Модель Портера-Лоулера……………………
4.ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Помимо основного мотивирующего фактора - заработной платы существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
На сегодняшний день имеется большое количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Слово "мотивация" происходит от латинского "мотус"- движение. Можно определить мотивацию как методы воздействия на людей (в том числе и на себя самого) с целью получения желаемого результата.
Выделим основные понятия теорий мотивации.
Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребности могут быть:
- сознательные и бессознательные (неосознаваемые в данный момент данным индивидуумом);
- первичные (по своей природе физиологические и врожденные - в пище, воде, воздухе, сне) и вторичные (психологические - в успехе, уважении, власти, принадлежности и т.д.). Диапазон вторичных потребностей очень широк и специфичен для каждого человека как индивидуальности; в то же время для данного человека вторичные потребности имеют постоянный или очень продолжительный характер.
Побуждение - ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и цель. Порождается потребностью.
При достижении цели удовлетворение потребности может быть положительным (полным или частичным) и отрицательным. В первом случае человек склонен:
- при повторении ситуации повторять данное поведение;
- искать новые подобные ситуации.
Во втором случае такое поведение в будущем избегается.
Структура потребностей у конкретного человека определяется, среди прочих факторов, местом в социальной иерархии и ранее приобретенным опытом, а эти показатели в группе людей имеют большой диапазон изменений. Поэтому трудно организовать единую мотивацию для группы.
Удовлетворение одной и той же потребности у двух людей может требовать совершенно разных действий. Например, потребность в доверии со стороны начальника может реализовываться у одного работника получением сложной работы, а у другого - предоставлением свободного режима работы.
Для организации как социального института характерны взаимозависимость работ, недостаток информации о работе каждого, текущее изменение служебных обязанностей - эти факторы дополнительно усложняют процесс мотивации.
Следующее базовое понятие теорий мотивации - вознаграждение.
Вознаграждение (поощрение) - все, что человек считает ценным для себя. Поощрения делятся на внутренние (существующие в сознании индивида - чувство самоуважения, удовлетворенность результатом, ощущение значимости и содержательности своего труда, ощущение ответственности труда, неформальное общение в процессе труда) и внешние (то, что дает организация за выполненную работу - зарплата, премии, продвижение по службе, символы статуса и престижа, похвалы и признания, дополнительные льготы и вознаграждения).
К базовым понятиям относится также разделение на факторы, определяющих мотивацию, на регуляторы мотивации и главные мотиваторы.
Регуляторы мотивации:
- характеристики рабочей среды (дизайн помещения, система питания, уровень шума, чистота, физические условия работы);
- вознаграждение (оплата труда и другие выплаты, выходные дни, система медобслуживания, социальное обеспечение, дополнительные материальные выгоды);
- безопасность (принадлежность, причастность, уважение, одобрение, стиль управления, отношения с окружающими, принятый в компании стиль отношения к сотрудникам.
Главные мотиваторы:
- личное развитие (ответственность, новый опыт, возможность экспериментирования, возможность обучения);
- чувство причастности (доступ к информации, совместное принятие решений, возможность представлять компанию);
- интерес и вызов (возрастающая ответственность, перспективные цели и скорость продвижения к ним).
Если факторы этих двух групп сбалансированы, то у сотрудников возникают желаемые для руководителя удовлетворенность работой и преданность организации.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
2.1 Иерархия потребностей по Маслоу
Иерархия потребностей по Маслоу, доработанная психологом из Гарварда, Мурреем, включает:
физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;
потребности в безопасности и уверенности в будущем. К ним относятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
социальные потребности. К ним относятся необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки;
потребности в уважении. К ним относятся потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании;
потребности самовыражения. К ним относятся потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Мотивация и иерархия потребностей. По теории Маслоу, потребности первых, т. е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека и первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фавором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобных и безопасных условиях, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к достижению уважения со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями.
На практике эта иерархия не столь четкая, как предполагает теория Маслоу.
Использование теории Маслоу в управлении. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
Российским менеджерам необходимо знать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, и с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребности в комплексе. С помощью только экономических стимулов удовлетворяются потребности низших уровней. Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней приведены в следующей таблице.
Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней
Социальные потребности | Потребности в уважении | Потребности в самовыражении |
1 | 2 | 3 |
1.Создание в коллективах чувство единой команды. 2.Стройте работу так, чтобы сотрудники могли общаться. 3.Проводите с подчиненными периодические совещания. 4.Не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба. 5.Создавайте условия для социальной активности работников вне ее рамок. | 1. Предлагайте подчиненным содержательную работу. 2.Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3.Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты. 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. 6.Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. 7.Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции. | 1.Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2.Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3.Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности. |
2.2 Теория потребностей МакКлелланда
Теория потребностей МакКлелланда делает основной акцент на потребности высших уровней. Д. МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать их инициативу, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Мотивация на основании потребности в причастности определяет заинтересованность людей в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании Помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельные группы.
2.3 Двухфакторная теория Герцберга
Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удовлетворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. К этим факторам можно отнести заработок» условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами, руководителем, подчиненными.
Мотивация связана с самим характером и сущностью работы. Отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. К мотивации могут быть отнесены успех, продвижение по службе, признание результатов работы, возможность творческого роста, высокая ответственность.