Мотивация образования в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальная проблема многих общеобразовательных учреждений на современном этапе развития школы – «не потерять, не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, с психосоциогенетической индивидуальностью. А переход школы к Л.О.О. не возможен без решения проблемы развития у учащихся внутренней мотивации изучения предмета.
Учитель, который работает сегодня по существующим программам, то обязательно сталкивается с тем, что учащиеся 5-9 классов утрачивают интерес к предмету, не желают учиться с полной затратой необходимых усилий. УВП организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОЙ
НАУКЕ
1. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
3. СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ
ГЛАВА 2
ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1. ПЕДСОВЕТ: «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ»
2. ПРОГРАММА: «РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИСЯ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ»
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация образования в учебной деятельности.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Способы стимулирования можно разделить на три группы.

Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности.

Вторая группа - это специальные стимулы.

Третья группа связана с созданием общих благоприятных' условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания. Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями. Группы стимулов (в зависимости оттого, на какую категорию потребностей они опираются):

  • общечеловеческие потребности;
  • возрастные потребности;
  • специфические потребности мальчиков и девочек.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом педагог опирается на природную любознательность, на желание все знать.

Задача учителя - всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха - самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Базой второй подгруппы специальных стимулов становятся возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых, так же как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних - от интересов младших школьников.

Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться.

Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю: интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если учитель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, если рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков узнать больше и вообще - учиться.

Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы и команды в классе для совместного изучения учебного материала, разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении и объединении, а в результате учебные достижения тоже заметно улучшаются.

У детей старшего школьного возраста развивается стремление разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.

Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов.

Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной проблематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.

Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.

Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - положительно

 Сказываются на учебном процессе.

Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как  современная оценка деятельности учащегося.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

Оценка, запись благодарности, словесное поощрение, выставка лучших работ.

Поэтому необходимо проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Учителю важно определить, какими стимулами пользуется он и какие стимулы приветствуются учениками.

(Опросник смотри в приложении     )

 

КАРТА СТИМУЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ1

Стимулы I порядка

«Поощрение деятельности учащихся»

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала («Молодец!», «Умница!» и пр.)

4. Перспективы  (практическое  использование знаний  в дальнейшем).

  1. Организация коллективной деятельности.
  2. Разноуровневые задания.
  3. Усложнение задания (выход на креативный уровень).  Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  4. Анализ учебных результатов учащегося учителем.

10. Положительный пример.

 

Стимулы II порядка

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением»

  1. Занимательная ситуация.
  2. Дозированное домашнее задание.
  3. Познавательная игра.
  4. Использование элементов соревнования.
  5. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  6. Креативная минутка.
  7. Оценка достижения учащегося на родительских собраниях.
  8. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например: чтение лучших сочинений классу).
  9. Проблемно-поисковая ситуация.

10. Опора на анализ жизненных ситуаций.

 

Стимулы III порядка

«Своевременная оценка деятельности учащихся»

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задание практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарности в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся по итогам урока.
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе .
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.

10.Рецензия товарища на результат учащегося.

 

Глава II. Опытная работа по повышению мотивации в учебном процессе.

§1 Педсовет.

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

                 ВЛ. Сухомлинский

Данный педсовет посвящен одной из важнейших проблем обучения — мотивации внутренних двигателей, заставляющих ученика двигаться к той или иной цели.

Главный род деятельности любого учителя — преподавательство. Каждый из них преподает учащимся основы какой-либо науки, а учащиеся пытаются эти основы освоить.

Посещая уроки, оценивая их, как правило, выделяются положительные моменты:

соответствие материала по сложности и типу класса;

  • темп урока;
  • общая эрудиция учителя;
  • культура и выразительность речи;
  • сотрудничество с учащимися.

Но вместе с тем есть и негативные моменты:

  • мотивировка учащихся;
  • ситуация успеха;
  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала;
  • эмоциональность учителя;
  • нестандартные формы работы на уроке, нестандартный урок.

Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях — «Мотивации учения».
  2. Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося».

3.Используя практический опыт  учителей, познакомить с приемами  формирования мотивационной сферы учения.

План проведения педагогического совета может быть таким:

  1. Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах.
  2. Обоснование выбора темы:
    • по итогам посещенных уроков;
    • по итогам анкетирования учителей и учащихся.
  3. Краткие теоретические сведения по проблеме,
  4. Работа в группах.
  5. Создание структурной схемы «Формирование мотивации учения».
  6. Защита проекта группы.
  7. Выбор группы учителей для формирования решения педсовета.
  8. Коллаж.
  9. Принятие решения.

Работа на педсовете происходит по группам, всего групп пять:

первая группа — Смысл учения, мотив учения''

вторая группа — Постановка целей;

третья группа — Эмоции;

четвертая группа — Интерес;

пятая группа — Эмоциональная поддержка.

Учителя, придя на педсовет, сразу рассаживаются по группам, на столах могут стоять таблички с названием группы и списком ее участников.

После сообщения темы, целей и задач работы заместитель директора по УВР выступает с анализом посещенных уроков и анализом проведенного анкетирования учащихся и учителей с опорой на диаграммы, выделяя проблемы и обосновывая выбранную тему. Далее идет краткое теоретическое выступление по теме с опорой на схему «Мотивационная сфера учения школьников» (схема дана в Приложении  ). Оно может быть таким:

Мотив (от латинского) — приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация — побуждение, вызывающее активность организма и определяющие его направленность.

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения. Иными словами, что мотивирует, т. е. побуждает и  направляет деятельность ученика? Учитель должен научиться управлять деятельностью  ученика в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не  сможем этого сделать, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика не  появится желание учиться». Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Информация о работе Мотивация образования в учебной деятельности