Мотивация образования в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальная проблема многих общеобразовательных учреждений на современном этапе развития школы – «не потерять, не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, с психосоциогенетической индивидуальностью. А переход школы к Л.О.О. не возможен без решения проблемы развития у учащихся внутренней мотивации изучения предмета.
Учитель, который работает сегодня по существующим программам, то обязательно сталкивается с тем, что учащиеся 5-9 классов утрачивают интерес к предмету, не желают учиться с полной затратой необходимых усилий. УВП организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОЙ
НАУКЕ
1. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
3. СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ
ГЛАВА 2
ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1. ПЕДСОВЕТ: «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ»
2. ПРОГРАММА: «РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИСЯ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ»
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация образования в учебной деятельности.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Мотивация — совокупность побуждений к деятельности.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

 Смысл учения — внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения — это сложное личностное образование, которое включает  два момента:  Осознание ребенком объективной значимости учения;

  • Понимание ребенком субъективной значимости учения.

— Мотив учения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении;

— Постановка целей — это направленность ученика  на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения;

  • Эмоции — реакция ребенка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
  • Интересы — познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций. После этого каждой группе предлагается следующее задание:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения (первая группа — смыл учения и мотива учения; вторая группа — постановки целей; третья группа — эмоционального настроя; четвертая группа — интереса к учению).

Установки и действия педагога:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • совместный с учащимися учет возрастных особенностей школьников;
  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач и выбор средств, адекватных цели;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • создание ситуации успеха;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • эмоциональная речь учителя;
  • применение поощрения и порицания;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
  • формирование адекватной самооценки у учащихся;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование игровых технологий;
  • создание ситуации успеха.

Для наглядности представления итогового проекта «Формирование мотивации учения» список действий и установок педагога у каждой группы лучше напечатать на листах разного цвета (например: первая группа — голубой цвет, вторая группа — зеленый, третья группа — желтый, четвертая группа — розовый). В задачу группы входит:

  1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование одного из компонентов мотивационной сферы.
  2. Вырезать эти утверждения из предложенного списка и наклеить на отчетный лист.

После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчетный лист на стенд, где указаны компоненты мотивационной сферы учения (готовый макет проекта «Формирование мотивации учения» дан в Приложении    ).

Пятая группа «Эмоциональной поддержки» по ходу работы педсовета создает коллаж «Формирование мотивации учения». Рисунки для этой группы готовятся заранее, желательно, чтобы они были напечатаны на листах разного цвета, как и задания для групп (цвет сохраняется: рисунки, отражающие эмоции, на листах желтого цвета, интерес — на листах розового цвета и т. д.) Рисунки можно найти в Microsoft Word, отсканировать из детских книжек.

После выступления всех групп представляют коллаж с краткими комментариями. Далее выбирают группу учителей для формулировки проекта решения, он может быть таким:

Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:

  1. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.
  2. Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме (Отв. зам. Дир. По УВР, срок ).

 

§ 2. Программа.

Для ведения продуктивного учебно–воспитательного процесса с целью получения позитивных результатов целесообразно разработать в школе направления деятельности по организации работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

 

ПРОГРАММА «РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ»


Цель программы: организовать работу педагогического коллектива школы, направив ее на обеспечение успешного усвоения базового уровня-образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

Информационно-аналитическая деятельность.

Организационная деятельность:

 

Задачи:

  • выявить учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год;
  • создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию.

 

№ п/п

Содержание работы

Технологии

Ответственные

Сроки

Выход

Коррекция

1.

Формирование банка данных учащихся школы, составляющих группу риска

Анализ фактической ситуации

Зам. директора

Май-август

Административное совещание

 

2.

Составление списков учащихся, заполнение диагностических карт и педагогических характеристик на учащихся

Анализ результатов психологических материалов с целью коррекции работы

Классный руководитель, психолог

Август сентябрь

Административное совещание при зам. директора

 

3.

Формирование банка данных о семьях учащихся группы риска

Сбор информации от классных руководителей

Классный руководитель

Август сентябрь

М/О

 

4.

Определение оптимального количества часов школьного компонента по предметам

  • Собеседование;
  • отбор информации и ее анализ

Зам. директора по дополнительному образованию

Август сентябрь

Административное совещание

 

5.

Проведение заседаний методических объединений совместно с администрацией школы по вопросу создания условий успешности обучения учащихся данной категории

Отбор информации, ее систематизация

Председатели М/О

В течение учебного года

М/О

 

6.

Организация совместной деятельности школы и комиссии по делам несовершеннолетних

Конструирование программы работы

Социальный работник

График работы

Административное совещание

 

7.

Организация системы дополнительных занятий, подготовка расписания часов школьного компонента и оформление журналов

План классного руководителя

Зам. директора по воспитательной работе

В течение учебного

года

Административное совещание при зам. директора

 

8.

Организация досуга учащихся в каникулы в рамках системы дополнительного образования

План классного руководителя

Зам, директора ПО воспитательной работе

6 течение учебного года

Административное совещание при зам. директора

 

9.

Систематизация работы классных руководителей по контролю за обучением учащихся, имеющих низкую мотивацию

Анализ планов работы классных руководителей

Зам. директора ПО воспитательной работе

1 четверть учебного года

М/О классных руководителей

 

 

2. Организационно-исполнительская  деятельность.

Работа с педагогическими кадрами.

Задачи:

  • организация помощи, обеспечивающей успешность учащимся в учебной деятельности;
  • контроль за организацией рабочего места учащихся в учебное время;
  • создание ситуации успеха в учебной деятельности.

 

11

Контроль администрации за посещаемостью учащимися уроков, мероприятий и дополнительных занятий в рамках классно-урочной и дополнительной системы образования

Анализ школьной документации, плана работы классных руководителей по данному направлению

Зам дирек-

тора

В течение

учебного

года

Администра-

тивное сове-

щание

 

22.

Индивидуальные беседы с учащимися, классными руководителями и учителями-

предметниками по выявлению затруднений, препятствующих усвоению учебного материала

• Собеседование;

  • тематический

контроль

Зам. дирек-

тора

По мере

необхо-

димости в

течение

учебного

года

Администра-

тивное сове-

щание при

зам. дирек-

тора

 

33.

Обеспечение дифференцированного подхода при организации контроля усвоения знаний учащимися по отдельным темам

Персональный

контроль

Зам. дирек-

тора

В течение

учебного

года

Педсовет,

М/0

 

44

Контроль за системой работы учителя по ведению рабочих и контрольных тетрадей, их проверкой и отработкой допущенных ошибок

  • Анализ тетради индивидуального развития;

• собеседование

Председа-

тели мето-

дических

объедине-

ний

В течение

учебного

года

м/о

 

55

Контроль за работой классных руководителей и учителей-предметников с дневниками учащихся по вопросу своевременного доведения до сведения родителей результатов обучения учащихся

■ Собеседование;

■ персональный

контроль

Зам. дирек-

тора

8 течение

учебного

года

М/0

 

66

Организация малых педсоветов с целью выявления проблем неуспеваемости учащихся «группы риска» и определения перспектив

работы с ними

Информация

Зам. дирек-

тора

По плану

зам. ди-

ректора

Малые пед-

советы

 

77

Отчеты классных руководителей и социальных работников школы о результатах совместной деятельности, способствующей организации обучения данной категории учащихся

Отчеты и их анализ

Социаль-

ный работ-

ник

В течение

учебного

года

Совещание

при зам. ди-

ректора

 

88

Посещение уроков учителей-предметников администрацией и членами методических объединений для изучения работы учителя на уроке с учениками группы риска

Посещение уроков с последующим их анализом

Зам. дирек-

тора, пред-

седатели

М/О

По плану

админи-

страции и

предсе-

дателя

М/О

Администра-

тивное сове-

щание

 

99

Контроль за наполняемостью отметок и отработкой материала, а также неудовлетворительных отметок по итогам контрольных работ и текущего материала учащихся «группы риска.

  • Посещение

уроков;

• работа с школьной документацией;

  • собеседование

Зам. дирек-

тора

В течение

учебного

года

Администра-

тивное сове-

щание при

зам. дирек-

тора

 

110.

Обобщение опыта работы с

учащимися, имеющими низ-

кую учебную мотивацию с

целью его распространения

в рамках школы

Посещение уро-

ков, аналитиче-

ские материалы

Зам. дирек-

тора

В течение

учебного

года

Администра-

тивное сове-

щание, ма-

лые педсове-

ты

 

11

Подготовка рекомендаций

для учителей и классных

руководителей па работе с

учащимися [руппы риска

Тест-программа

Зам. дирек-

тора по со-

циальной

работе

Сентябрь

Администра-

тивное сове-

щание

 

112.

Наличие на каждого неуспевающего ученика тетради

индивидуальных занятий

 

Учителя-

предметни-

ки

В течение

учебного

года

М/О класс-

ных руково-

дителей

 

113.

Контроль за объемом до-

машних заданий по всем

предметам с целью преду-

преждения утомляемости

учащихся

■ Анкетирование;

■ собеседование;

■ анализ доку-

ментации

Зам. дирек-

тора

Председа-

тели М/О

 

М/О

 

114.

Контроль преподавания от-

дельных предметов с це-

лью выявления причин пе-

регрузки учащихся и выра-

ботка рекомендаций по

коррекции работы

• Анализ;

■ анкетирование

учащихся;

■ посещение уро-

ков;

•консультации

Председа-

тель М/О

В течение

учебного

года

Администра-

тивное сове-

щание

 

115.

Оказание методической

квалифицированной помо-

щи молодым учителям, ра-

ботающим с учащимися

"Группы риска»

■ Посещение

уроков;

■ собеседование;

■ консультации

Зам. дирек-

тора

В течение

учебного

года

Администра-

тивное сове-

щание при

зам. дирек-

тора

 

 

3. Мотивационно-целевая деятельность.

Работа с учащимися.

Задачи:

  • создание комфортных условий на уроке и в системе дополнительного образования;
  • обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
  • контроль за организацией рабочего места в учебное время.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Обеспечение учащихся алгоритмом: ■ выполнения письменных заданий, как индивидуальных, так и общих классных видов работ; ■ работы с книгой по заданию учителя; ■ устного ответа

Анализ фактической ситуации

Учителя-предметники

В течение учебного года

М/О

 

2

Обеспечение возможности выполнения домашних заданий в рамках индивидуальных занятий (ГПД, школьный компонент, дополнительные занятия)

Анализ, отбор информации, практическая направленность в работе

Учителя-предметники

В течение учебного

года

М/О

 

3.

Обеспечение учащихся учебными принадлежностями, необходимыми для работы на уроке (через библиотеку, возможности учебных кабинетов)

Практическая работа, собеседование

Учителя-предметники, библиотекарь

В течение учебного года

М/О

 

4.

Организация досуга учащихся 8 рамках работы школы через кружки, секции

Анализ плана работы классных руководителей

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

Административное совещание при зам директора

 

5.

Организация отдыха учащихся в каникулярное время

Анализ плана эаботы классного руководителя

Классный руководитель, социальный педагог

В каникулы

Административное совещание

 

6,

Обеспечение возможности посещения учащимися экскурсий, театров, выставок и т.д.

Анализ плана эаботы классного руководителя

Классный руководитель, социальный педагог

В течение учебного года

М/О классных руководителей

 

7.

Привлечение учащихся к участию в общешкольных и общеклассных мероприятиях

Собеседование с классными руководителями

Классный эуководитель, социальный педагог

В течение учебного года

Совещание при зам. директора

 

8.

Оказание помощи учащимся в организации дальнейшего обучения и профориентации в случае невозможности продолжения обучения в данной школе

• Консультации; ■ собеседования

Социальный работник

В течение учебного года

Административное совещание

 

Информация о работе Мотивация образования в учебной деятельности