Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 11:59, дипломная работа
Актуальная проблема многих общеобразовательных учреждений на современном этапе развития школы – «не потерять, не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, с психосоциогенетической индивидуальностью. А переход школы к Л.О.О. не возможен без решения проблемы развития у учащихся внутренней мотивации изучения предмета.
Учитель, который работает сегодня по существующим программам, то обязательно сталкивается с тем, что учащиеся 5-9 классов утрачивают интерес к предмету, не желают учиться с полной затратой необходимых усилий. УВП организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОЙ
НАУКЕ
1. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
3. СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ
ГЛАВА 2
ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1. ПЕДСОВЕТ: «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ»
2. ПРОГРАММА: «РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИСЯ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ»
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
4. Контрольно-диагностическая деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания.
Задачи:
1. |
Организация индивидуальных консультаций психолога для родителей и лиц, заменяющих их |
■ Беседы; • консультации |
Психолог |
В течение учебного года |
Административное совещание |
|
2. |
Организация тематических классных собраний по проблемам: ■ психологические и возрастные особенности учащихся; ■общение сучащимися с учетом индивидуальной психологии детей; 11 ответственность родителей за воспитание и обучение детей |
Анализ плана работы классных руководителей, психологов |
Психолог |
По плану психолога |
Совещание при зам. директора |
|
3. |
Тренинг «Снижение уровня тревожности у подростков». Диагностика школьной тревожности учащихся «группы риска» |
Тренинг, диагностика |
Психолог |
По плану психолога |
М/О |
|
4. |
Выявление уровня психологического комфорта учащихся в ученическом коллективе |
Психологическое тестирование и его анализ |
Психолог, классный руководитель |
В течение учебного года |
Административное совещание |
|
5. |
Создание условий, способствующих адаптации учащихся «группы риска» в новых условиях |
■ Посещение уроков и их анализ, •собеседование |
Психолог, учитель-предметник |
В течение года |
Административное совещание |
|
6. |
Выявление уровня психологического комфорта в ученическом коллективе детей ■■группы риска" |
Психологические методики; ■ собеседование |
Психолог |
I-я четверть учебного года |
Совещание при зам.директора |
|
7. |
Организация работы по определению профессиональной ориентации учащихся данной группы |
• Собеседование; ■ консультации: •профориентационные методики |
Классные руководители |
В течение учебного года |
Административное совещание, родительский комитет |
5. Регулирующая деятельность.
Работа с родителями.
Задачи: осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации совместных действий для решения проблемы успешности обучения учащихся.
1. |
Организация работы психолога с родителями по устранению причин неуспеваемости и прогулов учащихся |
■ Собеседование;
|
Психолог, классный руководитель |
Ml четверти учебного года |
Административное совещание, родительский комитет |
|
2 |
Организация встречи родителей с учителями-предметниками в рамках проведения дня открытых дверей |
■ Встречи; ■ консультации; • собеседования |
Классные руководители |
В течение учебного года |
Административное совещание, родительский комитет |
|
3 |
Подготовка и проведение малых педсоветов с приглашением родителей неуспевающих учащихся по мере необходимости |
• Собеседования; ■ консультации |
Зам. директора |
В течение учебного года |
Малые педсоветы |
|
4 |
Отработка тематики бесед с родителями по воспитанию детей |
■ Собеседования; • консультации |
Социальный педагог |
Сентябрь-октябрь |
Административное совещание, родительский комитет |
|
5 |
Привлечение родительских комитетов (школы, класса) к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблемы воспитания детей |
■ Анализ работы родительского комитета; ■ собеседования |
Классный руководитель, председатель родительского комитета |
В течение учебного года |
Родительский комитет, классные руководители |
Вывод
Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении. Очень важно рассматривать вопросы о способах повышения уровня учебной мотивации у учащихся.
Исследования показывают, что интерес школьников к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Необходимо поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения, так как мотивация является источником (победителем) активности и успешности в обучении.
В работах ученых (в частности, А.К. Марковой) подчеркивается направленность учебной мотивации: «мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности». Мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности.
Приложения.
1. ОПРОСНИК «Учебные стимулы»1
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается опросник по определению стимулов учебной деятельности учащихся. Опросник состоит из стимульных фраз, каждая оценивается по трехбалльной системе. Обведите кружком нужный балл (1 - обладает некоторым значением; 2 - имеет значение; 3 - необходимо в моей работе).
№ п/п |
Стимулы |
Баллы | ||
1
2
|
Экран достигнутых результатов на каждом этапе урока (оценочный лист) |
1 |
2 |
3 |
2 |
Словесная похвала («Молодцы!», «Умницы!») |
1 |
2 |
3 |
3 4 |
Оценивают друг друга (взаимоконтроль) |
1 |
2 |
3 |
| Вымпел лидера на столе за качественно и быстро выполненное задание |
1 |
2 |
3 |
5. |
Выставка лучших работ учащихся по итогам урока |
1 |
2 |
3 |
6 |
Оценка достижений учащегося на родительском собрании |
1 |
2 |
3 |
7 |
Запись благодарности в дневник |
1 |
2 |
3 |
8. |
Усложнение задания |
1 |
2 |
3 |
9. |
Познавательная игра |
1 |
2 |
3 |
10 |
Рейтинг в классе и на параллели |
1 |
2 |
3 |
11. |
Положительный пример |
1 |
2 |
3 |
12. |
Использование элементов соревнования |
1 |
2 |
3 |
13. |
Занимательная ситуация |
1 |
2 |
3 |
14 |
Проблемно-поисковая ситуация |
1 |
2 |
3 |
15. |
Опора на анализ жизненных ситуаций |
1 |
2 |
3 |
16. |
Учебная дискуссия |
1 |
3 | |
17. |
Решение задач и проблем профессиональной направленности |
1 |
2 |
3 |
18. |
Оценивание деятельности учащегося на уроке (в количественном эквиваленте (балл)) |
1 |
2 |
3 |
19. |
Перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем) |
1 |
2 |
з |
20. |
Контролируемое доверие |
1 |
2 |
3 |
21. |
Дозированное домашнее задание |
1 |
2 |
3 |
22. |
Юмористическая минутка |
1 |
2 |
3 |
23. |
Сравнение успехов ученика с его прежними результатами |
1 |
2 |
3 |
24. |
Назначение консультантом |
1 |
2 |
3 |
25. |
Поощрительная карточка |
1 |
2 |
3 |
26. |
Креативная минутка |
1 |
2 |
3 |
27. |
Порицание |
1 |
2 |
3 |
28. |
Задание практического характера |
1 |
2 |
3 |
29. |
Обещание высокой оценки |
1 |
2 |
3 |
30. |
Обещание отпустить до звонка |
1 |
2 |
3 |
31. |
Обещание наказать (вызов родителей, оценка «2», приглашение к завучу) |
1 |
2 |
3 |
32. |
Запись замечаний в дневник |
1 |
2 |
3 |
33. |
Музыкальный фон-сопровождение |
1 |
2 |
3 |
34. |
Разноуровневые задания |
1 |
2 |
3 |
35. |
Яркая, образная, эмоциональная речь учителя |
1 |
2 |
3 |
36. |
Организация коллективной деятельности |
1 |
2 |
3 |
37. |
Демонстрация итогов деятельности ученика (например: чтение его сочинения классу) |
1 |
2 |
3 |
38. |
Концентрация внимания на промежуточных результатах деятельности ученика |
1 |
2 |
3 |
39. |
Рецензия учителем учебных результатов ученика |
1 |
2 |
3 |
40. |
Авансированная оценка |
1 |
2 |
3 |
41. |
Поощрение книгой, ручкой и пр. |
1 |
2 |
3 |
42. |
Рецензия результата учащегося товарищем |
1 |
2 |
3 |
2. АНКЕТА1 «Значимость учебных стимулов»
Каждый ученик при заполнении анкеты определяет, какие стимулы важны лично для него и располагает их в порядке убывания: Позиция 1- наиболее важно, позиция 2- менее важно и т.д.
22.Стремлюсь быть похожим на человека, который достиг высоких результатов.
Информация о работе Мотивация образования в учебной деятельности