Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Объект исследования системы мотивации персонала, ООО «ТД Шина», является одним из лидеров рынка по продаже шин и дисков, города Омска.

Содержание

Введение 6
Глава 1. Теория мотивации 9
1.1. Возникновение и развитие теорий мотивации 9
1.1.1. История развития мотивации 12
1.1.2. Роль и значение мотивации персонала. 15
1.2. Теоретические основы управления мотивацией 18
1.2.1. Содержательные теории мотивации 19
1.2.2. Процессуальные теории мотивации 23
1.3. Необычные способы мотивации 29
Глава 2. Специфика деятельности предприятия и организация мотивации персонала предприятия (на ООО «ТД Шина») 36
2.1. Общие сведенья о деятельности ООО «ТД Шина» 36
2.2. Анализ существующей системы мотивации персонала
ООО «ТД Шина» 44
2.3. Недостатки системы стимулирования персонала
ООО «ТД Шина» 48
Глава 3. Пути совершенствования системы мотивации персонала ООО «ТД Шина» 54
3.1. Совершенствование системы управления карьерой персонала. 54
3.2. Обеспечение социальных гарантий 68
3.3. Принятие мер дисциплинарного воздействия 69
3.4. Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала. 71
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 87

Вложенные файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Разработано множество  часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие - приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых другими факторами, такими, например, как привычка.

Уже давно идентифицированы потребности и влечения как основные элементы в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к мотивации, - такой же, как роль характеристик физических.

Уильям Мак-Дугал считал инстинкты основополагающими в поведении человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями: человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия индивида. Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин «влечение» как замену противоречивому термину «инстинкт». Влечение - это сила, снабжающая организм энергией для действия. Зигмунд Фрейд  также видел основу человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Однако тезис Фрейда о том, что люди не всегда поступают рационально, был слишком радикальным.

Хотя попытки применить  в управлении психологические мотивы были и раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной. Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 - 1924 гг. Это и последующие исследования показали, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда.

Эти идеи позволили основать новое направление менеджмента - концепцию "человеческих отношений", которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов.

 

      1. Роль и значение мотивации персонала.

 

Основной особенностью  управления  персоналом  при  переходе  к  рынку является  возрастающая роль личности работника. Ситуация  которая  сложилась в настоящее время в нашей  стране  несёт  как  большие возможности,  так  и большие угрозы для каждой личности в плане  устойчивости  её  существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень  неопределенности  в  жизни каждого человека.  Следовательно,  необходимо  разработать новый подход  к управлению персоналом.

Этот подход заключается  в следующем:

      1) Создание философии управления персоналом.

      2) Создание совершенных служб управления персоналом.

      3) Применение новых технологий в управлении персоналом.

      4) Создание  и  выработка  совместных  ценностей,  социальных   норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.

Философия управления персоналом –  это формирование поведения отдельных работников по отношению к  целям  развития  предприятия.  В  таких  условиях мотивация  трудовой  деятельности  сотрудников  фирмы  приобретает  особенно важное значение. Для того  чтобы  человек  выполнял  порученную  ему  работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или,  иначе говоря, мотивирован6.

В  управлении  персоналом мотивация   рассматривается   как   процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания  стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному  труду.  В этой  связи как синонимичные   термину   мотивация    используются    также    термины стимулирование и мотивирование.  Целью мотивации является  формирование комплекса условий,   побуждающих   человека   к   осуществлению   действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Представления о возможностях  мотивации  труда  работников  претерпели большие  изменения  в  практике  управления.  Долгое  время  считалось,  что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к  эффективному труду  является  материальное  вознаграждение.  Тейлор,   основатель   школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда  работников, убедительно  доказывающую  связь  между  производительностью  труда  и   его оплатой. Со  временем появились различные психологические теории мотивации,  пытающиеся  с  разных позиций  рассмотреть  определяющие  факторы   и   структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и  пряника»  сменилась выработкой  более  сложных  систем  стимулирования  мотивации  работников  к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.

В  основе  современных  теоретических  подходов  к   мотивации   лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей  причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих  позиций  мотивация определяется как движущая сила человеческого  поведения,  в  основе  которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека. Общую  характеристику  процесса  мотивации  можно  представить,   если определить используемые для его  объяснения  понятия:  потребности,  мотивы, цели.

Потребности - это состояние  человека, испытывающего нужду  в  объекте, необходимом  для  его   существования.   Потребности   являются   источником активности человека, причиной его целенаправленных действий7.

Мотив – это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель)1.

Цели - это желаемый объект или  его  состояние,  к  обладанию  которым стремится человек1.

Мотивация – управленческая функция, использующая мотивы поведения  человека для наиболее успешного  его функционирования в организации1.    

Мотивация как функция  управления реализуется через  систему  стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь  для  него  положительные  или отрицательные последствия с точки  зрения  удовлетворения  его  потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может  позволить  руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит  воспитание коллектива в нужном направлении.

Типичными  проблемами  в  организациях,  связанными  с  низкой мотивацией персонала являются:

    • Высокая текучесть кадров.
    • Высокая конфликтность.
    • Низкий уровень исполнительской дисциплины.
    • Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения.
    • Халатное отношение к труду.
    • Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников.
    • Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных.
    • Низкий уровень межличностных коммуникаций.
    • Проблемы при создании согласованной команды.
    • Слабая перспектива  карьерного  роста,  отражающаяся  на  рабочем  тонусе сотрудников.
    • Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником.
    • Неудовлетворенность работой сотрудников.
    • Безынициативность сотрудников.
    • Деятельность руководства негативно оценивается персоналом.
    • Неудовлетворительный морально психологический климат.
    • Недостаточное оснащение рабочих мест.
    • Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва.
    • Неразвитость соцкультбыта предприятия.
    • Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию.
    • Не налаженность системы стимулирования труда.
    • Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником.
    • Низкий моральный дух в коллективе.

В  настоящее  время  организация  эффективной  системы стимулирования персонала  является  одной  из   наиболее   сложных   практических   проблем менеджмента.

    1. Теоретические основы управления мотивацией

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более  детализированное определение мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей8. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально, и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

 

      1. Содержательные теории мотивации

 

Теория мотивации  по А. Маслоу:

Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

    • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
    • потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
    • социальные потребности – необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
    • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
    • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, представленной на рисунке 1, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что  приоритетны для человека потребности  более низких уровней и это  сказывается на его мотивации. Другими  словами, в поведении человека более  определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность  – потребность самовыражения  и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается  в том, чтобы тщательно наблюдать  за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности  движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

Теория мотивации  Дэвида Мак Клелланда.

С развитием экономических  отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:

    • стремлению к успеху,
    • стремлению к власти,
    • стремление к признанию.

При таком утверждении  успех расценивается не как похвала  или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных  решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно теории Мак  Клелланда люди стремящиеся к  власти, должны удовлетворить эту  свою потребность и могут это  сделать при занятии определенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями  можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

Информация о работе Мотивация персонала