Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа
Мотивация - одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей.
И на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от вашего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ними задач. Но Маслоу не учитывал влияния, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу-вверх;
считал,
что удовлетворение потребностей верхней
группы приводит к ослабеванию их
воздействия на мотивацию.
Д. Мак-Келланд выдвинул теорию, где представлены внешние уровни потребностей Маслоу, причем уже без иерархичности. Она описывает потребности, являющиеся приобретенными, развивающиеся на основе обучения и жизненного опыта и оказывающие заметное воздействие на поведение человека. Автор выделил три вида потребностей: достижения, соучастия и властвования.
Потребность в достижении проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Причем люди будут работать эффективно только в том случае, если цели реально достижимы и гарантировано получение результата.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой степенью данной потребности желают получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие.
Потребность
властвовать проявляется в
1)
те, кто стремится к власти
ради самой власти. Их привлекает
возможность командовать
2)
те лица, которые стремятся к
власти ради решения
Мак-Келланд
считал, что для успеха менеджера наибольшее
значение имеет потребность властвования
второго типа. Потребности достижения,
соучастия и властвования, рассматриваемые
Мак-Келландом, имеют различную степень
влияния на мотивацию человека. В зависимости
от того, в каком соотношении эти потребности
находятся в мотивационной структуре
человека, менеджер выбирает ту или иную
концепцию мотивирования.
Сравнительно
новой концепцией в рамках содержательного
подхода к мотивации считается
теория ERG Альдерфера. В отличие от иерархии
потребностей Маслоу автор выделяет три
группы потребностей: существование, связи,
роста. Первое, это потребности существования,
примерно соответствующие двум нижним
группам потребностей пирамиды Маслоу.
Следующие, это потребности связи, нацеленные
на поддержание контактов, признание,
самоутверждение, обретение поддержки,
групповой безопасности, охватывающие
третью, а также частично вторую и четвертую
ее ступени. И, наконец, потребности роста,
выражающиеся в стремлении человека к
признанию и самоутверждению, в основном
эквивалентны двум верхним ступеням пирамиды
Маслоу.
Аналогично
Маслоу Альдерфер рассматривает потребности
в рамках иерархии, но в отличие от него
считает возможным переход от одного их
уровня к другому в различных направлениях.
В случае неудовлетворения потребности
верхнего уровня усиливается степень
действия потребности более низкого уровня,
что переключает внимание человека на
этот уровень. Теория Альдерфера очень
значима для практики управления, так
как она открывает для менеджера перспективы
поиска эффективных форм мотивирования,
соотносящихся с более низким уровнем
потребностей, если нет возможности создать
условия для удовлетворения потребностей
более высокого уровня.
Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является теория двух факторов Герцберга, который предложил две «школы», где показывалось изменение состояния потребности: первая - от удовлетворенности до отсутствия удовлетворенности и вторая - от отсутствия неудовлетворенности до неудовлетворенности. Потребности Герцберг тоже разбил на две группы:
2)
«гигиенические» факторы (или
факторы условий труда) - это заработная
плата, безопасность на
Согласно теории Герцберга, улучшение условий труда не будет мотивировать работников. Для того чтобы добиться мотивации работников, руководитель должен обеспечить наличие мотивирующих факторов. Процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» находится в основном под влиянием этих факторов. Следовательно, присутствие мотивационных факторов оказывает стимулирующее воздействие на результативность труда. В то же время отсутствие этих факторов не становится демотивирующим моментом.
На
основе данной концепции делается вывод,
что при наличии у работников
чувства неудовлетворенности
Таким
образом, в теории Мак-Келланда, Альдерфера
и Герцберга рассматривают мотивацию
с различных точек зрения, все они, как
правило, базируются на теории Маслоу,
которая дает общее представление о содержании
мотивации. Основной недостаток всех теорий
содержательной концепций - они уделяют
внимание анализу факторов, объясняющих
мотивацию, но не рассматривают механизма
ее деятельности. Этот недостаток преодолен
авторами процессного подхода. Теории
мотивации, рассматривающие динамику
взаимодействия различных мотивов, т.
е. то, как инициируется и направляется
поведение человека, называют теориями
процесса мотивации. Эти теории позволяют
узнать то, как строится процесс мотивации
и как можно осуществлять мотивирование
людей на достижение желаемых результатов.
Теория ожидания Врума базируется на том, что человек надеется на удовлетворение своих потребностей и, в соответствии с ожидаемым результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий. В своей концепции Врум попытался объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов затратить усилий для достижения результата.
Поскольку ожидание является вероятной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1. В. Врум выделяет ожидание 2-х типов:
а) ожидания человека, что планируемый уровень затрачиваемых усилий приведет к достижению желаемого результата. Такие ожидания получили название ожидания результатов. В данном случае Врум подчеркивает взаимосвязь: затраты труда - результаты;
б)
ожидание справедливого вознаграждения
за достигнутый уровень
В.
Врум утверждает, что итоговая оценка,
определяющая мотивацию человека, интегрирует
в себе оценки вероятности того, что, 1)
работник сможет справиться с поставленной
задачей (ожидание результатов первого
рода); 2) что его успех будет замечен руководителем
и должным образом вознагражден (ожидание
результатов второго рода); 3) оценку возможного
вознаграждения как такового (валентность).
Оценивая
теорию ожидания, многие авторы убеждены,
если значение любого из трех факторов
для определения мотивации
Если в результате сопоставлений он делает вывод, что нарушений нет, то мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, то происходит демотивация личности, в результате чего эффективность труда понижается и человек начинает, чтобы «восстановить справедливость», - снижать деловую активность, требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда, продвижение по службе и т. д. Но если людям переплачивают, то свое поведение они менять не склонны. Теория справедливости позволяет сделать несколько важных выводов для практики управления людьми. Руководитель должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.
К
процессному подходу
К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления: человек получает удовлетворение от участия в делах организации и в результате не только работает с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности. В рамках партисипативного управления работники получают право самостоятельно принимать решение, касающиеся средств и методов выполнения поставленных перед ними задач, привлекаются к консультированию по специальным вопросам; получают возможность самостоятельно контролировать свою работу. Теория Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу как элемента мотивации.
Теория ожидания, справедливости, постановки
целей и модель Портера-Лоулера
объясняют то, как следует воздействовать
на людей, чтобы побуждать их к результативной
работе; дают менеджерам ключ к построению
действенной системы мотивирования людей.
Глава 2. Анализ деятельности предприятия.
2.1. Краткая характеристика предприятия.
Общество с ограниченной ответственностью Цыпочка
Местонахождение: 445551, Самарская область, Приволжский р-н, с. Обшаровка
Основные
владельцы: Волков Б.М., Черноусов Д.В.,
Байкина О.Б., Данцевич Е.Б.. Генеральный
директор: Федоренко Елена Николаевна.
История
становления предприятия
Согласно решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26.02.1971 года №165 «О мерах по дальнейшему увеличению яиц и мяса на промышленной основе» разработан технический проект «Обшаровской утиной» фабрики на 1 млн. голов утят в год в Приволжском районе Куйбышевской области.
Цикл производства:
1.Содержание
маточного стада для
2.Инкубация.
3.Выращивание ремонтного молодняка.
4.Убой
птицы, обработка тушек до
5.Переработка и утилизация отходов.
В январе 1976 года утверждена дирекция Обшаровской птицефабрики и начато строительство. Первый директор – Тарантинов А.Н.
Планировалось:
Сдача – 1 комплекса – декабрь 1978 года