Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение трудовой мотивации сотрудников ресторана «Хуч» и разработать мероприятия по повышению самоотдачи работников.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1.Рассмотреть теоретические основы мотивации.
2.Изучить трудовую мотивацию сотрудников на данном предприятии.
3. Разработать рекомендации по повышению самоотдачи работников.
Введение
3
1 Теоретические основы мотивации
6
1.1 Основные аспекты мотивации труда
6
1.2 Виды стимулирования персонала на предприятии
10
1.3 Мотивация сотрудников предприятия общественного питания
16
2 Анализ системы мотивации ООО «Ресторан домашней кухни»
22
2.1 Современный рынок ресторанного бизнеса
22
2.2 Общая характеристика предприятия и ресторана
26
2.3 Мотивация сотрудников предприятия и анализ ее эффективности
30
3 Пути совершенствования и разработка предложений для «Ресторана домашней кухни»
39
3.1 Поощрения «официанта за продажу эксклюзивного блюда»
39
3.2 Поощрения «официанта месяца»
40
3.3 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
41
Заключение
43
Список использованных источников
46
Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе обходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:
1 Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.
2 Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.
3 Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.
4 Воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.
5 Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости. [20]
Система стимулирования включает два вида стимулирования: материальное и нематериальное. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия – те стимулы, которые получает сотрудник, занимающий определенное положение в организации. К такого рода вознаграждениям относятся отдельный кабинет, персональный автомобиль, мобильный телефон и т.п.
Материальное стимулирование включает
денежную компенсацию и систему
льгот, которые предоставляет
Компенсационный пакет документально представляет собой ряд положений об оплате труда и премировании (материальном стимулировании), а также перечень льгот для сотрудников компании, разрабатываемый организацией самостоятельно на основе ее социально-экономического положения.
Основное значение системы компенсаций заключается в том, чтобы стимулировать эффективное производственное поведение сотрудников, направив его на достижение стоящих перед ней стратегических задач, иными словами, соединить материальные интересы работника со стратегическими целями организации. Это определяет и цели системы компенсации:
1 Привлечение персонала в
2 Сохранение (стабилизация) сотрудников в организации – в случае, когда вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, и сотрудники могут начать покидать её.
3 Стимулирование
4 Контроль за издержками на
работников – продуманная систе
5 Административная
6 Соответствие требованиям
В основе принятия решения о размере компенсационного пакета лежит своеобразный треугольник, одна сторона которого – интересы работодателя, другая – интересы наемного работника, третья – интересы покупателя данной продукции или услуг. Необходимо сбалансировать эти три составляющих, поскольку перекос в ту или иную сторону немедленно приводит к ухудшению работы организации. [12]
До середины нынешнего века руководители организаций сами создавали системы компенсаций, основываясь преимущественно на собственном опыте и здравом смысле. В Советском Союзе существовала единая тарифная сетка, в соответствии с которой работник, имеющий ту или иную квалификацию и стаж, получал заработную плату. Во всем мире по мере развития управленческой науки и появления консультационных компаний, специализирующихся в области организации труда и заработной платы, процесс создания систем вознаграждений стал более систематизированным и единообразным. К началу 70-х годов во всех индустриально развитых и во многих развивающихся странах сложилась модель, которую часто называют «традиционной системой компенсаций». [4]
Традиционная система
Заработная плата – это
В дополнение к заработной плате современные организации предоставляют своим сотрудникам значительное количество льгот (в зависимости от организации, страны, отрасли льготы могут составлять до 50% и более совокупного дохода работников). К числу льгот относятся все дополнительные (по отношению к заработной плате и другим связанным с нею выплатам) предоставляемые организацией услуги или материальные блага, имеющие для организации денежный эквивалент. К ним относятся медицинское страхование, страхование жизни, бесплатное питание, дополнительный отпуск, путевка в санаторий и т.д. [1]
При создании системы льгот организации необходимо учитывать действие следующих факторов:
– национальное и местное законодательство;
– рынок труда (организация, чтобы быть конкурентоспособным работодателем должна предоставлять своим сотрудникам набор льгот, который является стандартным для данного рынка; в США, например «стандартным» является следующий набор льгот: медицинское страхование, страхование жизни, пенсионный план, отпуск продолжительностью не менее одной недели в год, а во Франции, где развита система государственного социального страхования, лишь некоторые компании предоставляют сотрудникам дополнительное страхование, зато широкое распространение получили дополнительные выплаты на питание);
– налоговый режим;
– культурные традиции и особенности.
Первой льготой, полученной или завоеванной наемными работниками, считается ограничение рабочего дня, впервые законодательно установленное в XVII в. в Англии. Сегодня практически во всех странах законодательно регламентируются не только продолжительность рабочего дня, но и количество рабочих дней в году, фиксируются выходные и праздничные дни. Однако именно в области режима рабочего времени организации имеют широкие возможности для творчества, направленного на оптимизацию использования рабочего времени и улучшение условий труда своих сотрудников.
Концепция «гибкого рабочего времени», согласно которой сотрудник должен отработать определенное количество часов в неделю или в месяц и может при этом самостоятельно выбирать график работы, приобретает все более широкую популярность.
Возвращаясь к вопросу о заработной
плате, необходимо отметить, что наряду
с вариантом выплаты
Одной из наиболее сложных задач при использовании переменной заработной платы является выбор основания для ее начисления. Такая система будет действительно стимулирующей только в том случае, если сотрудник реально сможет оказывать влияние на основание, которое используется для начисления ему заработной платы. Менеджер по продажам может получать дополнительно деньги в зависимости от стоимости реализованной им продукции, но гораздо труднее решить, что может быть основанием для начисления переменной заработной платы диспетчеру или секретарю. Именно поэтому такие категории работников чаще всего получают постоянный оклад.
Особое значение при выборе той
или иной системы заработной платы
имеют психологические
Развитие общества, повышение уровня благосостояния приводит к тому, что на первое место в решении задачи мотивирования персонала выходят нематериальные стимулы. Для осуществления нематериального стимулирования менеджеры должны иметь психологические знания, хорошо разбираться в мотивации каждого сотрудника, так как эффективность использования нематериальных стимулов напрямую зависит от степени индивидуализации подхода.
Ниже приведен перечень некоторых
действий, которые могут быть реализованы
в организации для удовлетворен
Социальные потребности:
Потребности в уважении:
Потребности в самовыражении:
Система мотивации и стимулирования персонала строится с опорой на философию и стратегию организации и призвана обеспечивать их успешную реализацию.[11]
Работа любого директора
ресторана в основном заключается
в общении со своими подчиненными.
И хороший директор всегда заботится
о том, чтобы его сотрудники чувствовали себя не
бездушными винтиками в непонятно зачем
созданном механизме, а осознавали себя
важной частью одного большого дела. Ведь
успех любого коммерческого мероприятия
в первую очередь зависит от работников:
не будет у человека мотивации к труду
– он и работать станет кое-как. Директор
должен постоянно рассказывать работникам
планы на будущее, советоваться (хотя бы
для виду) с ними; постоянно «рекламировать»
среди подчиненных свое видение дела,
свою концепцию бизнеса.
Но одними разговорами глава заведения
ничего не добьется: пламенные речи вдохновляют
людей лишь поначалу. А если в дальнейшем
директор будет только разглагольствовать,
а сам ничего не делать, то работники в
скором времени перестанут воспринимать
его всерьез. А поверят они только тому,
кто всего себя отдает делу, кто трудится
буквально круглые сутки. Работники –
обычно люди ленивые, потому и директор
обязан постоянно следить за соблюдением
стандартов обслуживания лично, постоянно
настраивать подчиненных на соблюдение
этих стандартов, например, должностной
инструкции официантов. Но если сам директор
относится к гостю его заведения непочтительно,
то работники обязательно возьмут с него
этот дурной пример. А чтобы хозяин заведения
общался со своими подчиненными почаще,
следует хотя бы раз в неделю организовывать
собрания коллектива. Сам факт собрания
– уже знак уважения к подчиненным, не
говоря уже о том, что на собрании директору
можно и воодушевить подчиненных, и выслушать
их претензии, и рассказать о своих пожеланиях.
[25]
Рассмотрим вопросы мотивации персонала, занятого в ресторанном бизнесе.
Для нижнего уровня сотрудников все более или менее ясно. Грузчиками, уборщицами, мойщиками посуды и подсобными работниками на кухне становятся чаще всего люди в возрасте – бывшие сотрудники бюджетных организаций, реже студенты, а также иностранцы. Кроме стабильной зарплаты (по рыночным меркам относительно невысокой) и питания в течение рабочей смены, для мотивации этой части персонала необходимы хорошая организация труда и, конечно, уважение. Тогда они готовы задерживаться и не просить сверхурочных, потому что гораздо более их мотивирует чувство сопричастности, благодарность начальства и коллектива.
Информация о работе Мотивация труда и ее роль на предприятии