Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: определение социально-экономических и психологических основ мотивации персонала как фактора развития организации и выявление зависимости повышения экономической и кадровой привлекательности предприятия и мотивации его сотрудников, а также сравнение современных мотиваций с мотивациями в советский период.
Введение 3
1. Сущность системы мотивации труда: понятие, структура, процесс и факторы. 5
1.1 Основные подходы к мотивации трудовой деятельности. 7
1.2.Потребности и их классификация 10
1.3 Виды мотивов к труду 12
2. Стимулирование труда 16
2.1 Принципы стимулирования 16
2.2 Виды стимулирования 17
2.2 Стимулирование труда в советский период 27
3. Системы мотивации труда персонала в советский период 30
3.1 Модель организации труда Гастева 31
3.2 Конструктивизм Н. Витке 33
3.3 Методология Ф. Дунаевского 35
3.4 Практика внедрения: сравнение систем 37
3.5 Роль профсоюзов в управлении персоналом на предприятиях 40
Заключение 42
Список используемой литературы: 44
Таким образом, можно заметить, что мотивационная деятельность является достаточно сложным и непредсказуемым процессом, что вызывает определенные трудности при ее организации. Для изучения аспектов осуществления мотивационной деятельности, требуется рассмотреть более подробно подходы к организации мотивационного процесса.
1.1 Основные подходы к мотивации трудовой деятельности.
Вопрос о
мотивации людей к труду в
России всегда рассматривался с внеэкономических
и внесоциально-
В разных странах существуют различные модели мотивации и стимулирования труда. Например, в Японии, в ее основе лежит иерархия рангов. В США система стимулирования трудовой деятельности предполагает обоснование стратегических и тактических целей организации, установление на этой основе целей подразделения и каждого сотрудника, выбор средств для достижения целей, согласование общих, частных и индивидуальных целей.
В качестве базиса чаще всего используются поведенческие модели Маслоу, Альдерфера и Мак-Грегора, которые призваны объяснить некоторые существующие особенности в поведении людей. Но если необходимо перейти от простого понимания сути происходящего к конкретным и эффективным управленческим действиям, а именно таковы проблемы, стоящие перед большинством отечественных менеджеров, то без применения теории мотивации просто не обойтись.
Наиболее парадоксальный
и значимый результат получен
в ходе исследований, проведенных
Герцбергом с группой сотрудников.
Им удалось установить, пусть и
на малой и неслучайной (две профессиональные
категории) выборке, что влияющие на
мотивацию факторы можно
В работах
других авторов ( Э.Майо, как представителя
Ховторнской группы, Э.Шейна и
других ) рассматривается более простой
и, вместе с тем, более прикладной
аспект мотивации – а что же
все-таки делать с данными конкретными
людьми в данной конкретной ситуации.
Рационально-экономическая
Социальная
модель, к которой привели некоторые
из результатов Ховторнских
Шейн предложил
комплексную модель, в которой
попытался объединить часть из вышеперечисленных,
однако полученный гибрид во многом потерял
практическую ценность, так как становится
неясным без дорогостоящих
Позволим себе
предложить некоторое возможное
развитие или прикладное истолкование
идей Шейна. В самом деле, фактически
все упомянутые теории, как и теория
Шейна, касаются различных сторон одной
и той же проблемы – мотивации
индивидуума к определенным действиям.
Здесь отметим несомненную
Представители
отечественной школы
- мотивы трудовой деятельности;
- мотивы выбора профессии;
- мотивы выбора места работы.
Среди побудительных причин, заставляющих человека заниматься трудом выделяют следующие:
1)побуждения общественного порядка;
2)получение
определенных материальных
3)удовлетворение
потребности в
В общем плане мотивы деятельности человека можно разделить на эгоистические и альтруистические. Первые направлены на благосостояние индивидуума, вторые – семьи, коллектива и общества в целом.
Исторические
сложившийся еще в давние времена
подход к мотивации получил название
метода "кнута и пряника". Суть
этого подхода очень точно
отражает социальную философию, которая
господствовала в обществе на протяжении
многих столетий. Всех, кого можно заставить
работать с помощью кнута, т.е. под
угрозой наказания, следует мотивировать
именно так. Там же, где наказывать
опасно или невозможно, следует использовать
поощрение. В средних ситуациях
следует комбинировать
При анализе экономических систем обычно исходят из эгоистических мотивов (концепции "экономического человека"). Такой подход оправдан в большинстве практических ситуаций. Вместе с тем альтруистические мотивы так же органично присущи человеку, как и эгоистические. В ходе эволюции сохранялись и развивались те группы людей, которые обеспечивали эффективную за-боту о детях, стариках, больных и слабых.
Исследованию альтруистических мотивов значительное внимание уделил один из самых известных социологов ХХ века П.Сорокин. В последние годы своей жизни он организовал Исследовательский центр по созидательному альтруизму при Гарвардском университете. Сорокин провел ряд фундаментальных исследований и выявил ряд факторов и условий формирования альтруистических мотивов. Он выделил три типа альтруистов:
а) "прирожденные";
б) "потрясенные
или благоприобретенные" (поздно
проявившиеся) альтруисты, чья жизнь
делится на два периода –
в) промежуточный тип, который несет в себе черты как "прирожденных", так и "благоприобретенных" альтруистов.
До последнего
времени соотношению
Что касается эгоистических мотивов, то можно выделить две группы таких мотивов по ориентации на: на процесс работы; результат работы.
В первом случае
мотивы обусловлены содержанием
работы, условиями труда, характером
взаимоотношений между
Во втором случае могут быть три основных мотива: значимость работы; материальное вознаграждение; свободное время.
В частности,
материально вознаграждение может
иметь различные формы. Чаще всего
это денежные доходы. К данной группе
мотивов относится также
Как показывают
результаты социологических исследований,
мотивационная структура
Как считает В.Магун, российское население на первое место ставит семью, а работу рассматривает в качестве второй по важности сферы жизни, но более важной, чем друзья и досуг. Своеобразие России состоит в том, что разрыв между субъективной важностью семьи и работы в нашей стране очень заметен и является одним из самых больших в мире. Труд рассматривается большинством россиян как деятельность, основная цель которой – удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи.
В общем случае деятельность людей направлена на достижение следующих основных целей:
1) материальные блага;
2) власть и слава;
3) знания и творчество;
4)духовное совершенствование.
Целевая ориентация индивидуальна. Она может изменяться по периодам жизни человека и под влиянием внешних факторов.
Нельзя забывать, что в СССР отношение к труду было совершенно другим, в корне отличным от японского и американского. У нас годами складывались особые трудовые отношения. У нас даже не было рынка производителя, от которого мы должны были перейти к рынку потребителя, в соответствии с общемировой тенденцией. Советские производители туалетной бумаги работали по плану, а их продукция с магазинных полок пропадала на полгода. Это уже не рынок производителей, которые ничего никому не диктовали.
Американцы, к помощи которых мы постоянно прибегаем в вопросах менеджмента, давно по другому смотрят на трудовые отношения и на принципы наемного труда. В США хорошо знают о неэффективности наемного труда, а мы еще этого не знаем. Во всем мире осуществлены многочисленные программы по превращению наемных работников в собственников или в партнеров хозяев предприятий. Например, программа "ESOP" (Employee Stock Ownership Plan – система участия работников в собственности) в США, осуществлявшаяся в конце 80-х годов, охватывала 10 тысяч компаний и 11 миллионов человек.
Многие предприниматели в мире давно стремятся к тому, чтобы сделать своих работников партнерами, доходы которых образуются и за счет их труда, и за счет капитала предприятия. Это тоже приватизация, причем самая результативная. Каждый работник может и должен быть заинтересован в результатах бизнеса, должен чувствовать это на собственном заработке, участвуя в распределении прибыли, ощущая себя членом коллектива, который управляет деятельностью предприятия. Легче установить общие цели, когда все собственники имеют общий интерес – повысить производительность.
Наемный труд
и низкий уровень моральной мотивации
имели место в свое время во
всех странах. В настоящее время
многие поняли, что принципы наемного
труда мешают росту производительности.
Сегодня все знают, что отсутствие
мотивации персонала снижает
конкурентоспособность
Наемный работник потому и ценит зарплату, что нанялся работать за деньги. Он рассматривает свою зарплату, как основной критерий своей наемной деятельности. Результаты многих социологических опросов доказывают то, что промышленность России сегодня состоит из наемных работников. Согласно результатам одного из опросов, на вопрос, что им более всего необходимо для личного счастья 50,3% ответили – деньги. На втором месте с 12,5% оказалась успешная карьера. На третьем месте в "рейтинге счастья" – любовь с 11,1%. Желающих денег в четыре раза больше, чем карьеристов.
Наемный работник
подобен призывнику – оба являются
"пушечным мясом" и имеют немного
возможностей стать профессионалами,
получая гроши и выполняя зачастую
бесполезную работу. Наши маленькие
зарплаты – следствие низкой производительности.
Значительное повышение зарплаты возможно
только при совершенствовании
Время коллектива, состоящего только из наемных работников, проходит. Для него сегодня целей уже не найти: цели он будет искать самостоятельно и совсем не там где надо. Наемные работники делают сегодня свое предприятие абсолютно не конкурентоспособным, и чем дальше, тем больше.
В настоящее
время, действительно, часто не учитывают,
что помимо материальных стимулов,
таких как изменение системы
заработной платы, внедрение бонусов
за лучшие показатели в зависимости
от специфики труда, мощные стимулылежат
в организационной и социально-
Таким образом,
требуется определить особенности
формирования системы мотивации
трудовой деятельности персонала на
предприятии в современных
1.2.Потребности и их
Большинство учёных согласны с тем, что целесообразно делить потребности людей на 2 большие группы: первичные потребности (физиологические) и вторичные (психологические).
К первой группе относят потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексуальные потребности.
Информация о работе Мотивация труда персонала в советский период