Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы мотивации труда работников в организации и пути её совершенствования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить теоретические основы мотивации труда в организации,
сущность мотивации труда и значение в управлении организацией, содержательные и процессуальные теории мотивации, проанализировать зарубежный опыт мотивации персонала;
2. Проанализировать систему мотивации труда в Гомельском райпо;
3. Оценить состояние материального и нематериального стимулирования работников в организации;
Как показали исследования последних лет, высокая социальная защищенность человека в Швеции стала оказывать негативное влияние на трудовую активность населения и явилась одной из причин снижения трудовой мотивации людей, развития психологии социального иждивенчества, препятствующей эффективному использованию трудового потенциала и дестимулирующая предпринимательство. В сложившихся условиях социал-демократы столкнулись с необходимостью пересмотра ряда постулатов своей социально-экономической политики с учетом принципа: благосостояние каждого шведа должно быть заработано, а не просто оплачено из государственных фондов.
Достаточно успешно решается проблема трудовой мотивации работников в Великобритании. Президент Британского института управления Б. Вольфсон считает, что «сегодня конкурентоспособность Организаций определяется не качеством производимой продукции, а качеством персонала. Победителем выходит тот, кто способен наилучшим образом привлечь, закрепить и мотивировать тех работников, у кого есть талант и напористость в работе».
Одной из основных особенностей мотивации персонала в западноевропейским странах, в том числе, Великобритании, является более широкое, чем в США, распространение партнерских отношений между предпринимателями и рабочими. Это проявляется в еще более активном (по сравнению с американскими компаниями) участии персонала в собственности, прибылях и принятии решений, что обусловлено спецификой характера собственности. Так, в странах Западной Европы более широко развиты производственные кооперативы, которые можно рассматривать как самоуправляющиеся структуры, а также государственные предприятия, где работники участвуют в оперативном управлении производством.
Примером формирования партнерских отношений в Великобритании является функционирование на предприятиях Консультационных комитетов рабочих и Консультативных объединений по разработке социальных планов.
В Финляндии введена система «управления по результатам», при которой руководство совместно с подчиненными определяет результаты, которые они намерены достичь.
В Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге, Швеции принято соответствующее законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса. Работники компаний Франции также имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии решений. Во многих странах Западной Европы (Австрии, Франции, Швеции и др.) сотрудники имеют право участвовать также в решении социальных вопросов.
Специальными законами регулируется вовлечение работников в управление в Германии, в соответствии с которыми там созданы производственные советы (Советы предприятий).
Право участия производственного совета в управлении предприятием распространяется на следующие вопросы:
- принятие и изменение устава предприятия, организации производства и профессионального взаимодействия работающих;
- вопросы рабочего времени (определение начала и конца рабочего дня, перерывов в работе и т.п.);
- временные сокращения или продление рабочего времени на предприятии;
- время, место и форма оплаты труда;
- определение общих принципов и графика отпусков, а также решение вопросов об отпусках для отдельных работников в случае возникновения разногласий между работниками и работодателем;
- разработка и принятие инструкций по предотвращению на производстве несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- внедрение и применение технических средств контроля за поведением и производительностью работников;
- вопросы социального обеспечения;
- вопросы формирования политики в области заработной платы и применения новых форм оплаты труда;
- вопросы персонального отбора, назначений, перемещений и др.
В Германии на предприятиях с числом занятых более 100 человек предусмотрено образование так называемых экономических комиссий, состоящих из членов производственного совета и представителей работодателя, которые занимаются решением только экономических вопросов.
Если количество работников превышает 500 человек, то на немецких предприятиях могут создаваться наблюдательные советы, право выдвижения кандидатур, которые имеют производственные советы и высшие производственные организации данной отрасли. Кроме того, участие трудящихся в управлении может осуществляться и через назначаемого наблюдательным советом Директора по труду, в ведении которого находятся кадровые вопросы, вопросы социальной сферы и заработной платы.
Практика управления
немецкими предприятиями
Заслуживает внимания
также система мотивации
Законодательством
Нидерландов установлено также,
что при необходимости
На отдельных предприятиях при отсутствии невыходов на работу по каким-либо причинам (в частности, по болезни) в течение 3-х месяцев работник получает дополнительно один оплаченный день отдыха. Эту систему взяло на вооружение правительство страны, и в настоящий период готовится проект по созданию соответствующего нормативного документа, вводящего это правило повсеместно с целью мотивирования работников.
Таким образом, мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения личных целей и целей организации. Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию.
Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. внешние мотивы называются стимулами, которые могут быть материальными или нематериальными.
Поэтому первым
требованием к организации
2. Анализ состояния мотивации труда в Гoмельском РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Гомельское районное потребительское общество - добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в (на) территории Гомельского района, создано 22.12.1995 г. в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
В своей деятельности
Общество руководствуется
В состав Общества входят филиалы (обособленные подразделения):
• Гомельский филиал Гомельского райпо - создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Ерёмино, ул. Советская, 83; УНП - 400158532;
• Терюхский филиал Гомельского райпо - создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу:, адрес: Гомельский район, д. Калинино, ул. Центральная, 3; УНП - 400158494;
• Улуковский филиал Гомельского райпо - создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Давыдовка, ул. Ленина, 99 «в»; УНП - 400158545;
• Обособленное
структурное подразделение
• Обособленное
структурное подразделение
Основной целью создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.
Общество осуществляет следующие виды экономической деятельности:
- выращивание овощей, их семян и рассады;
- услуги в области животноводства, кроме ветеринарных услуг;
- оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных;
- оптовая торговля шкурами и кожей;
- оптовая торговля безалкогольными напитками;
- оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов;
- оптовая торговля неметаллическими отходами и неметаллическим ломом;
- оптовая торговля непродовольственными товарами потребительского назначения;
пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
- розничная
торговля алкогольными
- розничная торговля табачными изделиями;
- розничная торговля мебелью;
- предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях;
- деятельность
автомобильного грузового
Общество осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:
• деятельность в области промышленной безопасности;
• деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов чёрных и цветных металлов;
• деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
• деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
• деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
• перевозка пассажиров
и грузов (исключая технологические
внутрихозяйственные перевозки
пассажиров и грузов, выполняемые
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями для
• розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.
Должностные лица Гомельского райпо выполняют свои функции, имеют права и обязанности согласно Положениям об отделе и должностным инструкциям, разрабатываемым в организации с учетом действующего законодательства. Оценка кадрового состава за 2008-2010 г. приводится в таблице 2. 1.
Таблица 2.1 - Кадровый состав Гомельского райпо за 2008-2010 гг.
Должности |
Годы |
Отклонение |
Темп роста(%) |
||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
(+,-) |
||||||||
чел. |
уд. вес% |
чел. |
уд. вес% |
чел. |
уд. вес% |
2010 от 2008 |
2010 от 2009 |
2010 к 2008 |
2010 к 2009 |
||
Руководители |
43 |
5 |
42 |
5,2 |
42 |
5 |
0 |
-0,2 |
97,7 |
0 |
|
Специалисты |
98 |
11 |
74 |
9,1 |
76 |
9,2 |
-1,8 |
0,1 |
77,6 |
102,7 |
|
Служащие |
23 |
2 |
24 |
3 |
24 |
2,9 |
0,9 |
-0,1 |
104,3 |
0 |
|
Рабочие |
748 |
82 |
669 |
82,7 |
687 |
82,9 |
0,9 |
0,2 |
91,8 |
102,7 |
|
Итого |
912 |
100 |
809 |
100 |
829 |
100 |
- |
- |
90,9 |
102,5 |
|
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что произошли изменения по составу работников организации.
В 2010 году по сравнению с 2008 годом количество работников снизилось на 83 человека (или на 9,1%), однако по сравнению с 2009 годом, их количество увеличилось на 20 человек.
Также произошли изменения и по составу работников. В 2010 году по сравнению с 2008 годом количество сотрудников категории:
· руководителей - уменьшилось на 1 человека (или на 3,3%);
· специалистов - уменьшилось на 22 человек (или на 22,4%);
· служащих - увеличилось на 1 человека (или на 4,3%);
· рабочих - уменьшилось на 83 человек (или на 8,2%).
Однако, в 2010 году по сравнению с 2009: