Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы мотивации труда работников в организации и пути её совершенствования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить теоретические основы мотивации труда в организации,
сущность мотивации труда и значение в управлении организацией, содержательные и процессуальные теории мотивации, проанализировать зарубежный опыт мотивации персонала;
2. Проанализировать систему мотивации труда в Гомельском райпо;
3. Оценить состояние материального и нематериального стимулирования работников в организации;
· количество специалистов увеличилось на 2 человека (или на 2,5%);
· увеличилось количество рабочих на 18 человек (или на 2,7%).
Организационная структура является основной составной частью хозяйственного механизма райпо. В Гомельском райпо используется линейно-функциональная структура управления. Структура аппарата управления Гомельского райпо представлена на рисунке 2.1
Рисунок 2 - Структура аппарата управления Гомельского райпо
При этой структуре управления линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, бюро, группы), которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, но принимает их один руководитель подразделения.
Во главе райпо стоит председатель правления, который осуществляет линейное воздействие на других участников структуры, в частности на руководителей структур, которые в свою очередь, являясь функциональными руководителями, оказывают содействие исполнителям в выполняемых работах. Исполнители, в свою очередь, могут передавать часть своих работ на нижестоящий уровень и выступать по отношению к нему как линейный или функциональный руководитель.
Преимуществами
этой структуры является высокая
эффективность принимаемых
Недостатки
состоят в тенденции к
Экономическая характеристика райпо проводится в рамках анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности за 2008-2010 годы, что отражено в таблице 2.2
Таблица 2.2 - Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности Гомельского райпо за 2008-2010 гг., млн. р.
Показатели |
Годы |
Темп роста, % или |
||||
отклонение (+/-) |
||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. |
||
1. Выручка от реализации продукции: - в действующих ценах |
106406 |
116874 |
98180 |
109,84 |
84,01 |
|
- в сопоставимых ценах |
106406 |
103759 |
79973 |
97,51 |
||
2. Налоги и
сборы, включаемые в выручку
от реализации товаров, |
11971 |
13981 |
15904 |
116,79 |
||
3. Выручка от
реализации товаров, работ, |
94435 |
102893 |
82276 |
108,96 |
||
- в действующих ценах |
||||||
- в сопоставимых ценах |
94435 |
91347 |
67018 |
96,73 |
||
4. Себестоимость
реализованных товаров, |
81182 |
88641 |
65218 |
109,19 |
||
5. Расходы на реализацию: |
12391 |
14021 |
16605 |
113,16 |
||
- в сумме |
||||||
- в% к выручке от реализации |
11,65 |
12 |
16,91 |
0,35 |
||
6. Прибыль от реализации: |
862 |
231 |
453 |
26,8 |
||
- в сумме |
||||||
- в% к выручке от реализации |
0,81 |
0,2 |
0,46 |
-0,61 |
||
7. Операционные доходы |
2702 |
2581 |
2696 |
95,52 |
||
8. Налоги и
сборы, включаемые в |
183 |
192 |
180 |
104,92 |
||
9. Операционные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых в операционные доходы) |
2519 |
2389 |
2516 |
94,84 |
||
10. Операционные расходы |
2287 |
2170 |
2320 |
94,88 |
||
11. Прибыль от
операционных доходов и |
232 |
219 |
196 |
94,4 |
89,5 |
|
12. Внереализационные доходы |
96 |
195 |
291 |
203,13 |
149,23 |
|
13. Налоги и
сборы, включаемые во |
3 |
2 |
1 |
66,67 |
50 |
|
14. Внереализационные
доходы (за вычетом налогов и
сборов, включаемых во |
93 |
193 |
290 |
207,53 |
150,26 |
|
15. Внереализа-ционные расходы |
303 |
177 |
169 |
58,42 |
95,48 |
|
16. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-210 |
16 |
121 |
- |
756,25 |
|
17. Прибыль (убыток): |
884 |
466 |
770 |
52,72 |
165,24 |
|
- в сумме |
||||||
- в% к выручке от реализации |
0,83 |
0,4 |
0,78 |
-0,43 |
0,38 |
|
Изучив показатели можно сделать вывод: рентабельность прибыли от реализации по выручке от реализации уменьшилась в 2009 году на 0,1% и составила 0,21%, а в 2010 году возросла на 0,26% и составила 0,46%.
По райпо за исследуемый период была получена прибыль от операционных доходов и расходов, что положительно повлияло на прибыль отчетного периода. Но сумма прибыли от операционных доходов и расходов уменьшилась за исследуемый период.
По внереализационным доходам и расходам в 2008 году получены убытки, а в 2009 и 2010 годах получена прибыль. Такая ситуация отразилась на прибыли отчетного периода.
Прибыль отчетного периода в 2009 году уменьшилась, а в 2010 году возросла. Рентабельность прибыли отчетного периода по выручке от реализации уменьшилась на 0,43% в 2009 году и составила 0,4%. В 2010 году этот показатель возрос на 0,38% и составил 0,78%.
2.2 Оценка
состояния материального
Среднесписочная численность работников за 2010 год составила 747 человек. Распределение персонала по категориям представлено на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 Структура персонала Гомельского райпо за 2010 год
Как видно из рисунка основные рабочие, которые занимаются непосредственно изготовлением продукции, оказанием услуг населению (продавцы, повара, кондитеры, заготовители) составляют 82,9%, служащие - 2,9%, руководители - 5,1%, специалисты - 9,2% от численности всего персонала.
Эффективность работы аппарата управления во многом зависит от уровня образования работника и опыта работы. Характеристика специалистов по уровню образования представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Характеристика образовательного уровня специалистов и рабочих Гомельского райпо за 2009-2010 гг.
Количество специалистов, имеющих: |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, (+,-) |
|
- высшее образование |
50 |
53 |
+3 |
|
Удельный вес специалистов с высшим образованием, % |
67,6 |
63,8 |
-3,8 |
|
- средне специальное образование |
34 |
37 |
+3 |
|
- профессионально-техническое |
- |
- |
- |
|
- среднее образование |
- |
- |
- |
|
Всего специалистов |
74 |
76 |
+2 |
|
Количество рабочих имеющих: |
||||
- высшее образование |
24 |
33 |
+9 |
|
- средне специальное образование |
143 |
154 |
+11 |
|
- профессионально-техническое |
509 |
514 |
+5 |
|
- среднее образование |
- |
- |
- |
|
- базовое |
- |
- |
- |
|
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод: количество специалистов имеющих высшее образование в 2010 году увеличилось на 3 человека. При этом за 2010 год снизилась доля специалистов с высшим образованием на 3,8% и они составляют 63,8% от общей численности специалистов. Количество рабочих, имеющих высшее образование, увеличилось на 9 человек, со средним специальным на 11 человек, с профессионально - техническим на 5 человек, что свидетельствует о повышении образовательного уровня работников гомельского райпо.
Показатели по труду и заработной плате по Гомельскому райпо за 2008-2010 гг. приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Показатели по труду и заработной плате по Гомельскому райпо за 2008-2010 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста, % |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
||||
2009 г.к 2008 г. |
20010 г. к 2009 г. |
|||||
1. Выручка от реализации продукции, млн. р. |
106406 |
116874 |
98180 |
109,84 |
84,01 |
|
- действующих |
||||||
- сопоставимых |
106406 |
103759 |
79973 |
97,51 |
77,08 |
|
2. Среднесписочная численность работников всего, чел. |
721 |
727 |
736 |
100,83 |
101,24 |
|
3. Производительность труда по выручке от реализации |
147,58 |
160,76 |
133,4 |
108,93 |
82,98 |
|
- в действующих ценах |
||||||
- сопоставимых ценах |
147,58 |
142,72 |
108,66 |
96,71 |
76,13 |
|
4. Фонд заработной платы, млн. р. |
5929,1 |
6485,8 |
8010,8 |
109,4 |
123,51 |
|
5. Уровень фонда заработной платы в% к выручке от реализации продукции, % |
5,57 |
5,55 |
8,16 |
-0,02 |
2,61 |
|
6. Среднегодовая заработная плата, млн. р. |
8,223 |
8,921 |
10,884 |
108,49 |
122,01 |
|
По данным таблицы 2.4 можно сказать следующее: в организации наблюдаются неоднозначные тенденции по производительности труда по выручке от реализации продукции, так в 2009 году происходит увеличение на 8,93%, а в 2010 году - снижение на 17,02% по сравнению с предшествующим периодом.
Среднесписочная численность работников увеличилась как в 2009, так и 2010 г. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. рост составил 6 человек (0,83%), а в 2010 - 9 человек (1,24%) по сравнению с предшествующим годом, при этом фонд заработной платы увеличился в 2009 году на 556,7 млн. р. (9,40%), а в 2010 году на 1525 млн. р. или 23,51%.
Уровень фонда заработной платы, который показывает удельный вес затрат на оплату труда в выручке от реализации, в 2009 г. снизился на 0,02%, а в 2010 году увеличился на 2,61% по сравнению с предшествующим годом. Также возрастает и среднегодовая заработная плата по всем периодам: в 2009 году - на 8,49%, а в 2010-на 22,01%, что свидетельствует о внимании руководства к материальному стимулированию труда работников организации.
Основными локальными нормативными актами, регулирующими материальное стимулирование работников является Коллективный договор Гомельского райпо и Положение об оплате труда.
Оплата труда руководителей, специалистов, других служащих и рабочих производится по повременно-премиальной и сдельно-премиальной системам на основе месячных или часовых тарифных ставок (окладов) рабочих.
Оплата труда работников, выполняющих функции инструкторов производственного обучения, не освобождённых от основной работы по занимаемой должности (профессии), производится ежемесячно в процентах от тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, за каждого обучаемого в размерах:
• за обучение 1 работника - 25%;
• за обучение одновременно 2-3 работников - 20%;
• за обучение одновременно 4 и более работников - 15%;
Наниматель вправе повышать тарифные ставки (сдельные расценки) с учётом Рекомендаций о порядке применения ЕТС и приложений к ним, а также:
• работникам наиболее
крупных и образцово-
продавцам, контролёрам-кассирам, контролёрам, кассирам торгового зала, поварам, официантам, буфетчикам и другим производственным рабочим предприятий розничной торговли и общественного питания, непосредственно обслуживающих население в областных центрах и г. Минске в условиях высокой интенсивности труда - на 10%;
• заведующим производством, начальникам кондитерских цехов и их заместителям, поварам и кондитерам предприятий общественного питания, которым в установленном порядке присвоено звание «Мастер-повар» или «Мастер-кондитер» - на 75%.
В целях повышения материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатах работы на основе профессионального мастерства, выполнения работ меньшей численностью работающих, обеспечения должной компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, закрепления кадров в системе потребкооперации, могут устанавливаться следующие виды доплат и надбавок:
• Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объёма выполняемых работ, устанавливаются работникам, относящимся к одной или разным категориям персонала, в размере не более 50% на одного работника.
• Доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника, устанавливаются рабочим в пределах тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, не должна превышать 50% должностного оклада (тарифной ставке) по основной работе.
Доплаты за работу
в ночное время или в ночную
смену устанавливаются
Для работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, устанавливаются доплаты в размере 0,10 - 0,31 процента от тарифной ставки первого разряда, действующей в организации за каждый час работы в условиях труда, соответствующих классу:
3-й класс (вредные условия труда):
• (1-й степени) - 0,10
• (2-й степени) - 0,14
• (3-й степени) - 0,20
• (4-й степени) - 0,25
4-й класс (опасные условия труда) - 0,31
Надбавки за высокие творческие (внедрение новых технологий), производственные (обеспечение стабильной и рентабельной работы предприятия, цеха) достижения в работе, сложность и напряжённость труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ на период их выполнения устанавливаются руководителям, специалистам и служащим в размере до 50 процентов должностного оклада.
Надбавки могут уменьшаться или отменяться полностью при ухудшении работы конкретного работника.
В райпо рекомендуется устанавливать надбавки рабочим, тарифицируемым по разрядам за профессиональное мастерство: 3-4 разряд-15%, 5 разряд-20%, 6 разряд-25%, 7 разряд-30%.
Премирование
в Гомельском райпо является важнейшим
средством материального
Основными показателями премирования в организации являются:
• обеспечение прироста розничного товарооборота, заготовок сельхозпродукции и сырья у населения, экспорта, производства потребительских товаров, доходов и т.д. за отчётный период к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах;
• рентабильная работа организации (за месяц и нарастающим итогом с начала года).
Для основных производственных рабочих премирование осуществляется за увеличение выработки продукции, услуг, улучшение качества продукции, выполнение плановых заданий, экономию топливно - энергетических ресурсов и т.д.
Для руководителей, специалистов и других служащих основные показатели премирования должны отражать как результаты работы внутрипроизводственных подразделений, так и организации в целом.