Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:11, реферат
Рассмотрим, как строится процесс принятия решения о покупке потребителем.
Основные стадии этого процесса: осознание необходимости сделать покупку, поиск информации о товарах, оценка предлагаемых вариантов, решение купить товар и процесс покупки, поведение после покупки.
1. Поведение потребителей: достижение решения о покупке……………...….3
2. Последствия решения: процессы, следующие за покупкой……………...….9
Список литературы……………………………..………………………………..13
Содержание
1. Поведение потребителей: достижение решения о покупке……………...….3
2. Последствия решения: процессы, следующие за покупкой……………...….9
Список литературы……………………………..
1.
Поведение потребителей:
достижение решения
о покупке
Рассмотрим, как строится процесс принятия решения о покупке потребителем.
Основные стадии этого процесса: осознание необходимости сделать покупку, поиск информации о товарах, оценка предлагаемых вариантов, решение купить товар и процесс покупки, поведение после покупки.
Процесс покупки начинается задолго до принятия решения сделать ее и продолжается даже после того, как покупка совершена.
Из представленной схемы следует, что, занимаясь маркетингом, нельзя фокусировать внимание на самой покупке, забывая, что это - лишь один из этапов процесса.
Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы. Он ощущает разницу между фактическим и желаемым положением вещей. Проблема может быть спровоцирована внутренним стимулом.
Из своего предыдущего опыта покупатель знает, как действовать в случаях возникновения подобной потребности, и начинает поиск способов удовлетворить ее.
Различие типов потребительских проблем предполагает специфику маркетинговых решений. Одним из критериев деления проблем на типы является активность проблемы.
Активная проблема очевидна для потребителя. Он знает, чего он хочет и чего не хочет. Неактивная проблема отличается неясностью, но если компания-производитель выявляет эту проблему и предлагает ее убедительное решение, потребитель принимает это решение.
Неактивная проблема формирует скрытый, спрос - тот, который маркетологи должны уметь идентифицировать и удовлетворять.
Выявление проблем осуществляется несколькими методами. Распространенным методом является интуиция. Проанализировав продуктовую категорию, можно логически определить, как она может быть улучшена.
Недостаток интуитивного подхода к выявлению проблем потребителей - его неточность, так как идентифицированная проблема может иметь низкую значимость для потребителя.
Распространенным
методом выявления проблем
Компании должны своевременно реагировать на проблемы своих потребителей, чтобы не упустить конкурентные преимущества. Для этого каждая фирма должна быть осведомлена о проблемах своих потребителей, о самих этих потребителях и о ситуациях возникновения проблем.
Вслед за возникновением потребности что-то купить может возникнуть и потребность в информации о товарах, способных удовлетворить ее. Но нужда в этой информации может и не возникнуть.
Если потребность слишком остра и под рукой есть вполне приемлемый товар, вы, вполне возможно, сразу же, без поисков дополнительной информации, его купите.
Но если такого товара под рукой нет, вы, отложив в памяти возникшую потребность, начинаете поиск информации о нужных вам товарах.
Потребители ищут информацию, позволяющую им определить:
Индивид, осознавший потребность в новом телевизоре и имеющий возможность покупки, стремится определить, какими характеристиками должен этот телевизор обладать.
При
недостаточности внутреннего
Определив
или определяя оценочные
Этот
набор рассматривается как
Формирование истребованного набора - значимый результат информационного поиска. Именно из этой группы альтернатив потребитель делает окончательный выбор.
После формирования истребованного набора потребитель сравнивает оставшиеся альтернативы по оценочным критериям. Сравнение марок телевизоров ведется по критериям цены, размеру и типу экрана, качеству изображения, мощности, дизайну и др.
Потребитель может получить информацию из нескольких источников, среди которых стоит упомянуть следующие:
Публикации: обзоры в прессе, статьи в разделе путешествий и отдыха, рейтинги потребительских товаров.
Влияние различных информационных источников может быть разным в зависимости от товара и покупателя. Большую часть информации мы обычно получаем из коммерческих источников, но наиболее влиятельными для нас все-таки остаются личные.
Как же потребитель мысленно сортирует и перерабатывает имеющуюся у него информацию, чтобы отмести все альтернативы, кроме одной? Хотя невозможно вывести единую схему процесса оценки вариантов, мы можем предложить некоторые основные принципы, помогающие его понять.
Предполагается, что каждый покупатель видит нужный ему товар как некий набор атрибутов. Для разных потребителей разные атрибуты представляются более актуальными, поскольку больше отвечают их потребностям.
Часто потребитель вырабатывает свои собственные представления о рейтинге каждого из известных ему предприятий по части каждого из атрибутов.
Такой набор представлений об определенном предприятии известен как имидж фирмы.
Представления потребителя об атрибутах предприятия могут значительно отличаться от самих атрибутов из-за избирательности его восприятия, избирательного искажения воспринятого и избирательного запоминания.
К
каждому из атрибутов потребитель
подходит с точки зрения его функциональной
пользы, которую можно установить,
замечая, как меняется общая оценка
при изменении различных
Отношения потребителя к различным фирмам устанавливаются на основе определенных процедур оценки. При этом используется одна или несколько оценочных процедур в зависимости от характера не только решения о покупке, но и самого потребителя.
На
стадии оценки потребителем вариантов
покупки устанавливается
Потребитель формирует свое намерение на основе размера доходов, ожидаемой цены, ожидаемой выгоды от продукта. Но бывает так, что в момент, когда потребитель уже почти решился действовать, появляются непредвиденные обстоятельства, которые могут заставить его изменить намерение о покупке.
Покупка - важная стадия процесса принятия решения потребителем, следующая за стадией оценки и выбора варианта. Покупка представляет собой заключение сделки между потребителем и продавцом.
Это момент оформления заказа и его оплаты; выписки счета продавцом и передачи денег (банковского чека, платежного поручения, кредитной карты или ее атрибутов) покупателем продавцу.
К
этому результату направлены усилия
торгового персонала и
Возможность влияния на совершение покупки в определенной мере зависит от типа покупки по критерию потребительских намерений, которых выделяют 5 групп:
Необходимо
отметить важную роль торгового персонала
как фактора покупочного
Проблема недостатка квалифицированного торгового персонала и высокие затраты на службу продаж побуждают компании вводить самообслуживание в наиболее возможной степени.
Для
товаров низкой вовлеченности самообслуживание
используется достаточно широко. Однако
с ростом вовлеченности потребителя
в процесс покупочного решения
растет вероятность взаимодействия
покупателя с продавцом. Успех личных
продаж зависит от знаний, навыков и авторитета
продавца.
2.
Последствия решения:
процессы, следующие
за покупкой
Маркетинг
не заканчивается покупкой потребителем
товара. После покупки потребитель
может чувствовать
Если товар оправдал его ожидания, то он доволен, если же не оправдал, то недоволен.
Для маркетолога представляют интерес процессы, следующие за покупкой: потребление и оценка продукта, избавление от продукта.
На каждой из этих стадий ведение маркетинговой деятельности позволяет обеспечить удовлетворенность потребителя сделкой, обратить первичного покупателя в повторного, а повторного - в лояльного, приверженного марке и/или магазину.
После приобретения того или иного товара потребитель нередко начинает испытывать сомнения в правильности своего выбора, что иногда определяют как "постпокупочный диссонанс". Его вероятность и сила зависят от ряда факторов, среди которых: